Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Чиченевой Н.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Трушкине Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 декабря 2013 года апелляционную жалобу Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области на решение Можайского городского суда Московской области от 01 октября 2013 года по делу по заявлению Цыгуровой Т.А.об оспаривании решения Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Цыгуровой Т.А. - Мелкова А.Ю., представителя Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области - Лабуза Л.Ю., представителя Грицкевич С.П. - Грицкевича А.В.,
УСТАНОВИЛА:
Цыгурова Т.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области.
Свои требования заявитель мотивировала тем, что по договору купли-продажи от 30.12.2011 она приобрела в собственность 1/4 долю земельного участка, площадью 997 кв. м, с кадастровым номером "данные изъяты", относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "данные изъяты".
На основании соответствующего обращения собственников указанного участка и результатов публичных слушаний постановлением Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 23.10.2012 N 734-П был изменен вид разрешенного использования земельного участка с "для ведения личного подсобного хозяйства" на "для размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли и общественного питания" с внесением соответствующих изменений в сведения о земельном участке в ГКН и ЕГРП.
24.06.2013 без согласования с собственниками земельного участка Администрацией городского поселения Можайск было вынесено постановление N 645-П об отмене постановления от 23.10.2012 N 734-П.
Не согласившись с данным решением Администрации, Цыгурова Т.А. просила признать постановление Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 24.06.2013 N 645-П незаконным и обязать Администрацию отменить его.
Заявитель Цыгурова Т.А. в суд не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 22).
Представитель заявителя - адвокат Мелков А.Ю., на удовлетворении заявления настаивал.
Представитель заинтересованного лица - Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области, Егоров К.А. с заявлением Цыгуровой Т.А. не согласился.
Заинтересованные лица - Нижницкая Н.А. и Кириллова Т.Ф., в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с заявленными Цыгуровой Т.А. требованиями согласны (л.д. 23, 24).
Представитель заинтересованного лица Грицкевич С.П. - Грицкевич А.В., поддержал заявление Цыгуровой Т.А.
Решением Можайского городского суда Московской области от 01 октября 2013 года заявление Цыгуровой Т.А. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заявитель Цыгурова Т.А., заинтересованные лица Кириллова Т.Ф., Грицкевич С.П. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном законом порядке. На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1). Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4).
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 30.12.2011 (л.д. 10-12) Цыгурова Т.А., Кириллова Т.Ф., Нижницкая Н.А. и Грицкевич С.П. являются собственниками в 1/4 доле каждая земельного участка, площадью 997 кв. м, с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "данные изъяты"(л.д. 10-12). Указанный договор и переход права собственности от продавца к покупателям зарегистрированы в установленном законом порядке (л.д. 8)
На основании соответствующего заявления Цыгуровой Т.А., Кирилловой Т.Ф., Нижницкой Н.А. и Грицкевич С.П., постановления Главы городского поселения Можайск от 16.08.2012 N 531-П "О проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, площадью 997 кв. м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты"", опубликованного в газете "Можайские вести" от 24.08.2012 спецвыпуск N 14 (31), протокола проведения публичных слушаний от 05.09.2012, заключения о результатах публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", опубликованного в газете "Можайские вести" от 13.09.2012 спецвыпуск N 15 (32) постановлением Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 23.10.2012 N 734-П был изменен вид разрешенного использования принадлежащего Цыгуровой Т.А., Кирилловой Т.Ф., Нижницкой Н.А. и Грицкевич С.П. земельного участка с "для ведения личного подсобного хозяйства" на "для размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли и общественного питания" (л.д. 13).
На основании данного постановления, соответствующих обращений Цыгуровой Т.А., Кирилловой Т.Ф., Нижницкой Н.А. и Грицкевич С.П., а также сообщения заместителя Главы Администрации городского поселения Можайск (л.д. 17) в Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном законом порядке были внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 08.02.2013 (л.д. 15-16) и свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 9, 39-41).
В судебном заседании представители Цыгуровой Т.А. и Грицкевич С.П. пояснили, что после изменения вида разрешенного использования земельного участка собственниками были снесены находившиеся на земельном участке строения и сооружения, произведены соответствующая планировка участка и работы по приведению его в соответствие с измененным видом разрешенного использования.
Постановлением Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 24.06.2013 N 645-П постановление Администрации городского поселения Можайск от 23.10.2012 N 734-П "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, площадью 997 кв. м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты"" отменено со ссылкой на утвержденный постановлением Главы Можайского муниципального района Московской области от 13.08.2008 N 1310-П проект планировки и застройки 3-го микрорайона г. Можайска Московской области, согласно которому на указанной территории предусмотрено строительство автодороги (л.д. 14).
Признавая незаконным постановление Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 24.06.2013 N 645-П, суд первой инстанции исходил из того, что наличие утвержденного органом местного самоуправления проекта планировки и застройки 3-го микрорайона в г. Можайске не может служить основанием для ограничения права собственника земельного участка на его использование по своему усмотрению с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и в соответствии с целевым назначением земельного участка; что после изменения вида разрешенного использования заявители понесли значительные материальные затраты; что Администрацией не представлено доказательств законности принятого постановления.
С такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Согласно п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, органам местного самоуправления предоставлено право на осуществление в рамках их полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки в соответствии с установленным градостроительным зонированием.
Постановлением Главы Можайского района Московской области от 06.03.2003 N 430-П утвержден проект планировки и застройки микрорайона N 3 в г. Можайске и разрешено освоение и застройка микрорайона в строгом соответствии с утвержденным проектом (л.д. 30).
Постановлением Главы Можайского муниципального района Московской области от 13.08.2008 N 1310-П (л.д. 31) утвержден графический материал по планировке территории, технико-экономические показатели по проекту, согласно которым территория микрорайона N 3 располагается в центральной части г. Можайска, участок ограничен с севера ул. Дм. Пожарского, с востока - продолжением ул. 20 Января, с юга - привокзальной площадью (ул. Железнодорожная), с запада - ул. Строителей.
В силу вышеизложенного с принятием постановления об утверждении проекта планировки и застройки микрорайона N 3 в г. Можайске выбор вида разрешенного использования может осуществляться только в пределах, допускаемых зонированием данной территории, что соответствует требованиям ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ.
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты"предусмотрено строительство автодороги, связывающей улицы 20-го Января и 1-ую Железнодорожную г. Можайска.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191- ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что наличие утвержденного органом местного самоуправления проекта планировки и застройки микрорайона N 3 в г. Можайске не может служить основанием для ограничения прав собственника земельного участка на его использование по своему усмотрению, является ошибочным.
Постановление Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 23.10.2012 N 734-П "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Московская "данные изъяты"" не соответствует проекту планировки территории микрорайона N 3 в г. Можайске, следовательно, было вынесено с нарушением действующего законодательства.
В то же время из решения суда не следует, каким законам не соответствует оспариваемое постановление.
Ссылка суда на нарушение постановлением Администрации городского поселения Можайск от 24.06.2013 N 645-П прав и законных интересов заявителя является несостоятельной, поскольку законодателем установлено ограничение прав граждан при изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.
В соответствии с ч. 7 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
Постановление Главы Можайского муниципального района Московской области от 13.08.2008 N 1310-П "Об утверждении проекта планировки территории 3-го микрорайона г. Можайска Московской области" принято с учетом публичных слушаний.
Принимая обжалуемое решение, суд не учел, что тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц и Администрации городского поселения Можайск по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки в соответствии с установленным градостроительным зонированием.
Доводы представителей Цыгуровой Т.А. и Грицкевич С.П. о том, что после изменения вида разрешенного использования земельного участка собственниками были снесены находившиеся на земельном участке строения и сооружения, произведены работы по приведению участка в соответствие с измененным видом разрешенного использования, не подтверждаются материалами дела и правового значения для разрешения заявления не имеют.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, законодатель установил для органов местного самоуправления административный внесудебный порядок отмены принятых ими ненормативных правовых актов.
Руководствуясь положениями указанного Федерального закона, с учетом требований п. 10 ст. 37 Устава городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области Администрация городского поселения Можайск в порядке самоконтроля отменила ранее принятое постановление.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований Цыгуровой Т.А. о признании незаконным постановления Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 24.06.2013 N 645-П "Об отмене постановления Администрации городского поселения Можайск от 23.10.2012 N 734-П "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, площадью 997 кв. м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты"" и о возложении на Администрацию городского поселения Можайск обязанности отменить его, в связи с чем, постановленное по делу решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления Цыгуровой Т.А.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Можайского городского суда Московской области от 01 октября 2013 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Цыгуровой Т.А.об оспаривании решения Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.