Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Шаровой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 сентября 2013 года апелляционную жалобу Ермакова В.Е.на решение Пушкинского городского суда Московской области от 21 августа 2013 года по делу по заявлению Ермакова В.Е.об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 02.08.2013 N 93/14 о регистрации Щетинина А.М.кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения Щетинина А.М., представителя Щетинина А.М. - Кузнецовой Е.И., заключение прокурора Тришиной В.В.,
УСТАНОВИЛА:
Ермаков В.Е. обратился в суд с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 02.08.2013 N 93/14 о регистрации Щетинина А.М. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку в нарушение ч. 10 ст. 25 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" к списку уполномоченных представителей партии не были приложены письменные согласия каждого из перечисленных в списке лиц осуществлять указанную деятельность, что являлось основанием для отказа в регистрации кандидата Щетинина A.M.
В судебном заседании заявитель Ермаков В.Е. и его представитель Локшина И.Г. поддержали заявленные требования, дополнительно пояснив, что основанием для отмены решения о регистрации кандидата Щетинина A.M. является также то обстоятельство, что вместе со списком не был представлен официально заверенный список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области Семенец Т.Е. против удовлетворения заявления возражала, указав, что решение о регистрации кандидата Щетинина A.M. было принято в соответствии с нормами действующего законодательства.
Заинтересованное лицо Щетинин A.M. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 21 августа 2013 года в удовлетворении заявления Ермакова В.Е. отказано.
В апелляционной жалобе Ермаков В.Е. просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Ермаков В.Е., представитель Территориальной избирательно комиссии Пушкинского района не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения Щетинина А.М., представителя Щетинина А.М. - Кузнецовой Е.И., заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно п. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, - предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе: б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ: соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Вместе с заявлением, указанным в п. 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которое может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 26 Закона Московской области от 11.07.2006 N 101/2006-ОЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов на должность главы муниципального образования, списки кандидатов, в том числе списки кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов главы муниципального образования - одного кандидата.
Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). Список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам заверяет организующая выборы избирательная комиссия.
В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:
а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;
б) заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения копию паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина;
в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
д) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;
ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Уполномоченный представитель избирательного объединения одновременно с решением съезда (конференции) и документами, указанными в ч.ч. 6 и 7 настоящей статьи, представляет в соответствующую комиссию в отношении каждого из кандидатов, включенных в список кандидатов, заявление, предусмотренное ч. 2 ст. 23 настоящего Закона, а также документы, предусмотренные ч.ч. 3 и 4 ст. 23 настоящего Закона. Кандидат, выдвинутый по одномандатному или многомандатному избирательному округу, представляет перечисленные документы самостоятельно после заверения списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.
Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов городского поселения Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области от 14.06.2013 N 222/44 на 08.09.2013 назначены выборы депутатов Совета депутатов и Главы городского поселения Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области (л.д. 16).
Решением Территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 29.07.2013 N 92/08 Ермаков В.Е. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 2 (л.д. 8).
Решением Территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 02.08.2013 N 93/14 Щетинин A.M. также зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 2 (л.д. 49).
Решением Территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 21.07.2013 N 87/01 заверен список кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области (л.д. 33).
Из представленных суду документов, послуживших основанием для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Ашукино Щетинина A.M. (л.д. 26-32, 34-48, 50-60), усматривается, что кандидатом, а также РОПП "Альянс Зеленых - Народная партия" были представлены необходимые документы для заверения списка кандидатов, а также для регистрации кандидата Щетинина A.M.
Отклоняя довод заявителя о том, что отсутствие среди представленных политической партией документов согласия уполномоченных представителей быть таковыми, является основанием для отказа в регистрации кандидата, суд обоснованно руководствовался положениями ст. 26 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", согласно которой в число документов, требуемых для регистрации кандидата из списка кандидатов, представляемых политическими партиями, письменное согласие уполномоченных представителей быть таковыми, не входит.
Кроме того, в пакете документов кандидата Щетинина A.M. имелось письменное заявление уполномоченного представителя Зуйкина В.Е. (л.д. 30). Однако указанное заявление не было подписано Зуйкиным В.Е., и в нем отсутствовала дата.
О том, что такое заявление было подано в избирательную комиссию, свидетельствуют имеющиеся в материалах дела заявление члена комиссии с правом совещательного голоса Локшиной И.Г., акт и решение Территориальной избирательно комиссии Пушкинского района Московской области от 29.07.2013 N 92/23 (л.д. 61-63).
Из пояснений представителя Территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области Семенец Т.Е., находящихся в материалах дела, следует, что ни кандидату, ни его политической партии о выявленных в представленных документах недостатках избирательная комиссия не сообщала, устранить недостатки не предлагала. О принятом Территориальной избирательной комиссией 29.07.2013 решении кандидат и политическая партия не извещались.
При таких обстоятельствах, Территориальная избирательная комиссия Пушкинского района Московской области была не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата Щетинина A.M.
В соответствии с ч. 10 ст. 25 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" список назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения представляется в соответствующую избирательную комиссию. К данному списку прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных лиц осуществлять указанную деятельность.
В силу приведенной выше нормы согласие уполномоченных представителей быть таковыми подается не отдельно, а прилагается к списку уполномоченных представителей.
Таким образом, подача списка уполномоченных представителей без их согласия осуществлять такую деятельность не свидетельствует об отсутствии необходимых документов, а свидетельствует о неполноте представленных сведений либо несоблюдении требований закона к оформлению документов.
Как отмечалось выше, при таких обстоятельствах Территориальная избирательная комиссия должна была уведомить кандидата или избирательное объединение о выявленных недостатках.
Поскольку ни Щетинин A.M., ни РОПП "Альянс Зеленых - Народная партия" о недостатках уведомлены не были, Территориальная избирательная комиссия Пушкинского района Московской области не имела права отказать в регистрации кандидата Щетинина A.M.
Таким образом, представленные избирательным объединением документы в отношении кандидата Щетинина A.M. соответствуют требованиям действующего законодательства.
Порядок выдвижения кандидата Щетинина A.M. нарушен не был.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что нарушений норм избирательного законодательства при регистрации кандидата Щетинина A.M. допущено не было.
Кроме того, суд обоснованно принял во внимание тот факт, что Ермаковым В.Е. был пропущен срок обращения в суд с указанным заявлением.
В соответствии с ч. 2 ст. 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.
Оспариваемое решение было вынесено 02.08.2013. Срок для его обжалования истек 12.08.2013.
Согласно штампу на конверте заявление в суд было подано Ермаковым В.Е. 13.08.2013.
Довод заявителя о том, что в установленный срок, а именно 11.08.2013, из почтового отделения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, им было отправлено заявление в суд, ничем не подтверждается.
Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в сети "Интернет" ("Почта России. Отслеживание почтовых отправлений"), указанное заявление было сдано на почту 15.08.2013.
С учетом изложенного, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления Ермакова В.Е.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пушкинского городского суда Московской области от 21 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ермакова В.Е.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.