Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной
службы по тарифам
от 17 сентября 2008 г. N 172-э/4
Методические указания
по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям
I. Общие положения
1. Настоящие методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - Методические указания) разработаны во исполнение Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 2, ст. 175; 2002, N 21, ст. 2001; 2006, N 50, ст. 5354; 2007, N 23, ст. 2798; N 45, ст. 5504).
2. Методические указания определяют принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - тарифы), а также особенности их применения на территории Российской Федерации.
3. Тарифы применяются при расчетах за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - транспортировка газа).
4. Услуги по транспортировке газа оказываются организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети (далее - ГРО), всем потребителям услуг по транспортировке газа (далее - потребитель услуг), получившим доступ к газораспределительным сетям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст. 5937; 2000, N 33, ст. 3390).
II. Основные положения формирования тарифов
5. Расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования (ГРО) получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для:
а) возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с транспортировкой газа;
б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в транспортировке газа, учитывается размер чистой прибыли в регулируемом виде деятельности, необходимый для покрытия согласованных расходов субъектов регулирования (ГРО);
в) учета в структуре тарифов всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Регулирование тарифов основывается на раздельном учете расходов по регулируемому виду деятельности в соответствии с нормативными актами в сфере бухгалтерского учета.
7. В целях настоящих Методических указаний также применяются следующие правила учета доходов и расходов субъекта регулирования (ГРО):
а) доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО), возникающие вследствие осуществления регулируемого вида деятельности (в случае возможности такого выделения), учитываются в расчете тарифов полностью;
б) доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО), возникающие вследствие осуществления других видов деятельности (в случае возможности такого выделения), в расчете тарифов не учитываются;
в) иные доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО) учитываются в расчете тарифов пропорционально доле выручки по регулируемому виду деятельности в общей сумме выручки субъекта регулирования (ГРО).
г) аналогичные изложенным выше в данном пункте подходы используется при формировании чистой прибыли с учетом положений пункта 5;
д) в случае оказания субъектом регулирования (ГРО) услуг сторонним организациям по техническому обслуживанию и эксплуатации газораспределительных сетей, отнесение расходов по обычным видам деятельности, аналогичных осуществляемым в рамках указанных сервисных договоров, на регулируемый вид деятельности осуществляется исходя из общей суммы указанных расходов, за исключением расходов, которые организация не несет при эксплуатации газораспределительных сетей, принадлежащих сторонним организациям (амортизация, страхование, аренда и тому подобное), пересчитанной на коэффициент отношения протяженности газораспределительных сетей, принадлежащих субъекту регулирования (ГРО) на праве собственности или на иных законных основаниях, к общей протяженности обслуживаемых субъектом регулирования (ГРО) газораспределительных сетей.
8. При проведении расчета тарифов не учитываются объемы газа, используемого впоследствии на собственные и технологические нужды (кроме объема газа, используемого на альтернативные коммерческие цели - в случае реализации продукции, полученной вследствие его использования в качестве топлива и (или) сырья), а также на технологические потери. При поставке газа на указанные цели тарифы не применяются.
9. Фактические и плановые расходы субъекта регулирования (ГРО) подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период регулирования.
При расчете тарифов применяются:
- цены (тарифы), регулируемые государством;
- цены (тарифы, стоимость услуг), установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведенных субъектом регулирования конкурсов (тендеров);
- прогнозные рыночные цены (тарифы, стоимость услуг), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на расчетный период действия тарифов;
- действующие нормативы численности, использования материалов и проведения различных видов эксплуатационных работ, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок.
10. Полученная субъектом регулирования (ГРО) экономия расходов по регулируемому виду деятельности в результате внедрения передовых методов организации труда, энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также других мероприятий по сокращению расходов в случае представления в ФСТ России обоснования по проведенным мероприятиям не учитывается при расчете тарифов в течение периода с начала формирования экономии расходов до истечения 3 лет после окончания срока окупаемости указанных мероприятий.
11. При проведении расчета тарифов учитывается незапланированный убыток прошлых лет (незапланированная прибыль, кроме прибыли, возникшей в связи с проведением мероприятий по сокращению расходов), полученный субъектом регулирования (ГРО) от регулируемого вида деятельности. При этом возможно покрытие незапланированного убытка прошлых лет по согласованному с ФСТ России графику в течение нескольких лет.
12. На услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО до сетей конечного потребителя (здесь и далее под ними понимаются юридические и физические лица, использующие газ в качестве топлива и (или) сырья) устанавливается тариф на транспортировку до конечных потребителей (далее - тариф на транспортировку).
В зависимости от объемов потребления газа конечными потребителями размер тарифа на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей согласно приложению N 1 к настоящим Методическим указаниям.
В случае если в предыдущем периоде регулирования размер тарифа на транспортировку конкретной организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, был продифференцирован по группам с использованием коэффициентов удельной сложности обслуживания системы газораспределения, отличных от приведенных в приложении N 1 к настоящим Методическим указаниям, размер тарифа на транспортировку в текущем периоде регулирования дифференцируется для указанной организации по группам, приведенным в приложении N 1 к настоящим Методическим указаниям, с применением коэффициентов удельной сложности обслуживания системы газораспределения, уровень которых определяется ФСТ России в диапазоне между значениями коэффициентов приложения N 1 к настоящим Методическим указаниям и принятых в предыдущем периоде регулирования.
С учетом возможных ограничений по изменению (формированию) конечных цен на газ, структуры потребления газа населением, возможного изменения налогового окружения и других факторов ФСТ России в возможно короткий срок приводит дифференциацию размера тарифа на транспортировку в соответствие с коэффициентами, приведенными в приложении N 1 к настоящим Методическим указаниям.
13. Для целей настоящих Методических указаний в группу "население" включаются физические лица, использующие газ в качестве топлива для личных нужд, а также жилищно-эксплуатационные организации, организации, управляющие многоквартирными домами, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья (далее - население). При этом объемы потребления указанными конечными потребителями принимаются за вычетом объемов газа, используемых для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, арендаторами нежилых помещений, а также для коммерческих целей, которые учитываются при проведении дифференциации тарифа на транспортировку для прочих групп конечных потребителей.
14. Отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, осуществляется исходя из:
- годового договорного объема транспортировки газа данному конечному потребителю по всем договорам, предусматривающим оказание услуг по транспортировке газа до сетей конечного потребителя через газораспределительные сети данной ГРО (договоры транспортировки, поставки газа, а также 3-х сторонние договоры) с учетом заключенных до начала периода поставки газа дополнительных соглашений, либо в пересчете на год в случае если договор заключается с новым потребителем на неполный год;
- фактического объема поставки газа через газораспределительные сети данной ГРО в предыдущем году (в случае, если договоры транспортировки (поставки) заключены не на полный год), либо в пересчете на год в случае отсутствия данных по потреблению за полный год.
Решением Верховного Суда РФ от 9 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1437, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 марта 2010 г. N КАС10-28, абзац 4 пункта 14 настоящих Методических указаний, в отношении конечных потребителей газа, которые на одной производственной площадке имеют несколько точек подключения, признан не противоречащим действующему законодательству
Отнесение всех конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, производится на основании данных о годовом объеме потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям.
При этом допускается поэтапное доведение уровня тарифа на транспортировку для конечных потребителей, которые после изменения принципов отнесения к группам относятся (полностью или частично) к группе с более высоким коэффициентом сложности обслуживания системы газораспределения, до уровня тарифов, установленных для указанной группы при условии сохранения заданного размера выручки по регулируемому виду деятельности.
Также допускается поэтапное доведение уровня тарифа на транспортировку для конечных потребителей, ранее относившихся к группе с объемным пределом формирования свыше 100 млн. в год, которые после изменения принципов отнесения к группам относятся (полностью или частично) к группе с к группе с объемным пределом формирования свыше 500 млн. в год, до уровня тарифов, установленных для группы с объемным пределом формирования свыше 500 млн. в год при условии сохранения заданного размера выручки по регулируемому виду деятельности в случае если переходящий объем составляет не менее 20% от общего объема транспортировки газа, а тарифы, установленные для группы с объемным пределом формирования свыше 100 млн. в год, превышают тарифы, установленные для группы с объемным пределом формирования свыше 500 млн. в год, не менее, чем на 20%.
В случае объединения нескольких ГРО, для которых ранее применялись различные принципы отнесения конечных потребителей к группам (отнесение исходя из общего объема потребления или определенного по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям), по которым дифференцируется тариф на транспортировку, то для этого случая возможно поэтапное доведение уровня тарифа на транспортировку для конечных потребителей, которые после изменения принципов отнесения к группам относятся (полностью или частично) к группе с более высоким коэффициентом сложности обслуживания системы газораспределения, до уровня тарифов, установленных для указанной группы, различными темпами для объединяющихся ГРО.
15. В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1667, 2004, N 35, ст. 3607, 2005, N 52 (1 ч.), ст. 5595; 2006, N 6, ст. 636; N 52 (1 ч.), ст. 5498; N 27, ст. 3213), постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 19, ст. 1942; 2005, N 7, ст. 560) в тарифы на транспортировку могут включаться специальные надбавки для финансирования программ газификации, размер которых определяется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и расходы на уплату дополнительно возникающих от ее применения налоговых платежей.
16. На транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям данной ГРО и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО (далее - транспортировка газа в транзитном потоке), устанавливается отдельный тариф (далее - транзитный тариф).
17. В случае если ГРО осуществляет транспортировку газа на территории нескольких субъектов Российской Федерации, допускается установление дифференцированных по различным субъектам Российской Федерации тарифов, исходя из определяемых раздельно по каждому субъекту Российской Федерации показателей ГРО по регулируемому виду деятельности.
18. В случае если ГРО осуществляет транспортировку газа на территории одного субъекта Российской Федерации по нескольким технологически обособленным системам газораспределения, допускается установление дифференцированных по различным указанным системам (одной или нескольким) тарифов, исходя из определяемых раздельно по каждой системе показателей ГРО по регулируемому виду деятельности.
19. В случае введения в эксплуатацию новых газораспределительных сетей при их технологической обособленности от действующей инфраструктуры тарифы на транспортировку могут устанавливаться дифференцированно для действующей инфраструктуры и вводимых в эксплуатацию газораспределительных сетей исходя из экономически обоснованного уровня.
20. Тарифы на транспортировку по новым газораспределительным сетям могут рассчитываться исходя из условий обеспечения согласованного с ФСТ России срока окупаемости инвестиционного проекта строительства газораспределительных сетей и уровня доходности на вложенный капитал, единых для всех субъектов регулирования. При расчете тарифов на транспортировку с учетом изложенных условий учитываются, в том числе, прогнозный уровень загрузки газораспределительных сетей, степень технологического обособления новых объектов от действующей инфраструктуры, а также подтвержденный платежеспособный спрос. При этом после окончания срока окупаемости инвестиционного проекта расчет тарифов производится в общем порядке.
21. Тарифы, рассчитываемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, устанавливаются в рублях и копейках за транспортировку 1000 газа без учета налога на добавленную стоимость.
III. Порядок представления материалов для рассмотрения ФСТ России вопросов об утверждении (пересмотре) тарифов
22. Для утверждения (пересмотра) тарифов субъект регулирования (ГРО) вместе с заявлением об установлении (пересмотре) тарифов представляет в ФСТ России следующие материалы:
- расчет тарифов с обосновывающими материалами по формам приложений NN 2 - 4 (представляется в том числе в электроном виде);
- бухгалтерский баланс (с приложениями) субъекта регулирования (ГРО) на последнюю отчетную дату;
- постатейное обоснование изменения размера затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство по регулируемому виду деятельности;
- обоснование необходимой прибыли по регулируемому виду деятельности;
- планы капитальных вложений субъекта регулирования (ГРО) на соответствующий год по регулируемому виду деятельности в целях учета в структуре тарифов затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
- сравнительные данные по статьям затрат по регулируемому виду деятельности и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.
Представляемые расчетные и обосновывающие материалы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером субъекта регулирования (ГРО).
23. Пересмотр тарифов может проводиться по инициативе субъекта регулирования (ГРО) или ФСТ России. При пересмотре тарифов по инициативе ФСТ России субъект регулирования (ГРО) обязан представить в месячный срок с момента запроса ФСТ России требуемые документы.
24. Тарифы утверждаются не менее чем на год.
Тарифы могут быть пересмотрены в течение года в связи с обращением субъекта регулирования (ГРО) или по инициативе ФСТ России в случае возникновения причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности (получение незапланированной прибыли) для субъекта регулирования (ГРО), или иных обоснованных причин.
Тарифы могут быть пересмотрены в течение года в связи с принятием соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об определении размера специальной надбавки к тарифу для финансирования программ газификации или изменении размера действующей.
В случае, если установление (пересмотр) тарифов не совпадает с началом календарного года, допускается их установление до конца календарного года.
IV. Принципы расчета тарифов
25. Средний тариф на транспортировку для конечных потребителей () рассчитывается по следующей формуле:
(1)
где:
- сумма расходов субъекта регулирования (ГРО) на транспортировку газа по газораспределительным сетям, входящих в структуру себестоимости;
- сальдо прочих доходов и расходов субъекта регулирования (ГРО), связанных с деятельностью по транспортировке газа;
- сумма налога на прибыль субъекта регулирования (ГРО) в части прибыли, получаемой от деятельности по транспортировке газа;
ЧП - сумма чистой прибыли субъекта регулирования (ГРО), необходимой для покрытия всех согласованных с ФСТ России расходов из чистой прибыли по регулируемому виду деятельности;
- суммарный объем транспортировки газа через газораспределительные сети данной ГРО;
- объем транспортировки газа в транзитном потоке через газораспределительные сети данной ГРО.
26. Суммарный объем транспортировки определяется по следующей формуле:
(2)
где - объем поставки газа конечным потребителям, присоединенным к газораспределительным сетям данной ГРО через указанные газораспределительные сети.
Объемы транспортировки газа для расчета тарифов (здесь и далее) принимаются на уровне прогнозных на период регулирования, определяемых с учетом договорных объемов транспортировки газа по распределительным газопроводам (в расчете на год), прогноза газопотребления конечных потребителей, газоснабжение которых осуществляется через газораспределительные сети данной ГРО, а также статистики объемов транспортировки газа за предыдущие 3 года (в случае сопоставимости данных).
Объем транспортируемого газа принимается в расчете тарифов (и в целях расчета стоимости транспортировки) исходя из следующих его стандартных параметров:
- температура t = 20°С;
- давление р = 760 мм.рт.ст.;
- влажность = 0%.
Тарифы рассчитываются (применяются) независимо от прогнозной (фактической) объемной теплоты сгорания транспортируемого газа.
27. При определении прогнозного объема транспортировки газа в транзитном потоке () (и в целях расчета стоимости транспортировки) учитываются следующие принципы:
а) в случае, если газ при его транспортировке конечному потребителю проходит по более чем одному транзитному участку распределительного газопровода и один из них находится в собственности или на иных законных основаниях у ГРО, чьи газораспределительные сети непосредственно примыкают к сетям данного конечного потребителя, то данный объем транзитной транспортировки газа не учитывается в общем объеме транспортировки газа в транзитном потоке по указанной ГРО;
б) в случае, если газ при его транспортировке конечному потребителю проходит по нескольким транзитным участкам распределительных газопроводов, находящимся в собственности или на иных законных основаниях у одной ГРО, то указанный объем газа при расчете суммарного объема газа, транспортирующегося в транзитном потоке (определении стоимости транспортировки), по газораспределительным сетям данной ГРО учитывается только 1 раз;
в) в случае, если протяженность газораспределительных сетей одной ГРО, по которым осуществляется транспортировка газа в транзитном потоке составляет свыше 80% от общей протяженности газораспределительных сетей, по которым осуществляется транспортировка газа до сетей конечного потребителя (а для конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн. - свыше 50% от общей протяженности газораспределительных сетей, по которым осуществляется транспортировка газа до сетей конечного потребителя), то объем поставки газа этому потребителю учитывается в расчете объема поставки газа конечным потребителям через газораспределительные сети данной ГРО;
г) в случае, если суммарная протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя, составляет менее 20% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя, (а для конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн. - менее 50% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя), то объем поставки газа этому потребителю учитывается в расчете объема транспортировки газа в транзитном потоке по данной ГРО;
д) в случае, если протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя (кроме населения и конечных потребителей с годовым объемом потребления газа свыше 500 млн., транспортировка газа которым осуществляется по тупиковым газопроводам), составляет менее 100 метров и при этом отношение протяженности транспортировки газа по сетям данной ГРО к протяженности транспортировки газа по сетям конечного потребителя до газоиспользующего оборудования (средневзвешенной протяженности в случае транспортировки газа к нескольким точкам подключения сетей конечного потребителя к газораспределительным сетям) составляет менее 5%, то объем поставки газа этому потребителю учитывается в расчете объема транспортировки газа в транзитном потоке по данной ГРО.
28. Необходимый для покрытия согласованных расходов субъекта регулирования (ГРО) размер чистой прибыли по регулируемому виду деятельности рассчитывается исходя из суммы следующих показателей (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемом виде деятельности):
- средств, необходимых для обслуживания привлеченного заемного капитала в части, относимой на регулируемый вид деятельности, для выплаты дивидендов с учетом внутренних документов организации, определяющих принципы дивидендной политики, согласованных с ФСТ России;
- потребности в капитальных вложениях за минусом амортизационных отчислений и полученных целевых инвестиционных кредитов по регулируемому виду деятельности;
- средств на создание резервного фонда в части, относимой на регулируемый вид деятельности, в соответствии с действующим законодательством;
- средств, направляемых на погашение убытков прошлых лет, полученных по регулируемому виду деятельности.
29. Сумма налога на прибыль () рассчитывается исходя из условия обеспечения субъекту регулирования (ГРО) получения необходимого объема чистой прибыли по регулируемому виду деятельности:
(3)
где:
, - сумма расходов, входящих в состав себестоимости, а также сальдо прочих доходов и расходов субъекта регулирования (ГРО) соответственно, отнесенных на регулируемый вид деятельности, учитываемых в целях налогообложения;
- ставка начисления налога на прибыль.
30. В случае если субъект регулирования (ГРО) не осуществляет транспортировку газа в транзитном потоке, формула (1) принимает следующий вид:
(4)
31. Дифференцированный по группам конечных потребителей тариф на транспортировку () рассчитывается по следующей формуле:
(5)
где:
- базовый тариф на транспортировку;
- коэффициент удельной сложности обслуживания системы газораспределения, установленный для i-той группы конечных потребителей с учетом положений п. 12.
32. Базовый тариф на транспортировку рассчитывается по следующей формуле:
(6)
где:
- объем поставки газа i-той группе конечных потребителей через газораспределительные сети данной ГРО;
- количество групп конечных потребителей, для которых проводится дифференциация тарифа на транспортировку.
33. В общей сумме расходов на транспортировку газа могут учитываться расходы на оплату оказываемых другой ГРО (в случае заключения между газораспределительными организациями соответствующих договоров) услуг по транспортировке газа (впоследствии поступающего в газораспределительные сети данной ГРО) в транзитном потоке.
В случае если свыше 90% объема транспортировки газа данной ГРО конечным потребителям поступает в транзитном потоке расходы на оплату оказываемых другой ГРО услуг по транспортировке газа (впоследствии поступающего в газораспределительные сети данной ГРО) в транзитном потоке не учитываются при дифференциации тарифов по группам конечных потребителей в соответствии с формулами 5, 6. При этом полный уровень дифференцированных по группам конечных потребителей тарифов определяется по следующей формуле:
(7)
где - расходы на оплату оказываемых другой ГРО услуг по транспортировке газа (впоследствии поступающего в газораспределительные сети данной ГРО) в транзитном потоке.
34. Транзитный тариф () определяется как отношение экономически обоснованных расходов по эксплуатации газораспределительных сетей, по которым транспортируется газ в транзитном потоке, и объема транспортировки газа в транзитном потоке. В случае наличия нескольких транзитных трубопроводов транзитный тариф может устанавливаться дифференцировано. В случае невозможности определения указанных экономически обоснованных расходов транзитный тариф определяется по следующей формуле:
(8)
При этом минимальный транзитный тариф устанавливается на уровне, равном 2% от среднего тарифа на транспортировку с проведением соответствующего пересчета среднего тарифа для конечных потребителей.
V. Особенности расчета тарифов
35. ГРО, для которых не пересматривались тарифы на транспортировку в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяют с 1 января 2004 года тарифы на транспортировку газа до конечных потребителей, равные сумме действующих ставок за пользование газораспределительными сетями и за услуги по транспортировке газа с учетом их дифференциации по группам конечных потребителей, утвержденных до 1 января 2004 года.
36. ГРО, к газораспределительным сетям которых подключаются новые конечные потребители (увеличиваются объемы транспортировки газа для ранее подключенных конечных потребителей или в транзитном потоке), вследствие чего общий объем транспортировки газа по газораспределительным сетям данной ГРО увеличивается более чем на 10% относительно учтенного при расчете тарифов, в месячный срок с момента заключения (изменения) договора поставки (транспортировки) газа, либо в случае отсутствия изменения договорных отношений - увеличения объема транспортировки газа представляют в ФСТ России предложения по пересмотру всех действующих тарифов.
37. В случае начала оказания ГРО услуг поставщику газа по транспортировке газа для последующей его поставки населению ГРО за 45 дней до начала момента оказания услуг представляет в ФСТ России предложения по установлению тарифов на транспортировку газа для последующей поставки населению. До момента установления тарифов по указанной группе конечных потребителей ГРО применяется тариф на транспортировку, установленный на тот момент для группы конечных потребителей, которой присвоен максимальный коэффициент удельной сложности обслуживания системы газораспределения.
38. Расчет стоимости услуг за транспортировку газа может производиться исходя как из фактического, так и договорного объема транспортировки, указанного в договоре транспортировки. Также возможно одновременное сочетание указанных методов расчета стоимости услуг. В целях предотвращения возникновения возможных конфликтных ситуаций между потребителем услуг и ГРО в договоре транспортировки (здесь и далее - в случае, если ГРО является поставщиком газа конечным потребителям, то в договоре поставки) рекомендуется указывать конкретный метод расчета стоимости услуг за транспортировку газа. При этом, если иное не указано в договоре транспортировки, расчет стоимости услуг за транспортировку газа производится исходя из ее договорного объема. Расчет стоимости услуг на транспортировку, исходя из договорного объема транспортировки газа всем или некоторым конечным потребителям, подключенным к газораспределительным сетям данной ГРО, возможен в случае выделения в договоре транспортировки объемов транспортировки газа по указанным конечным потребителям (в противном случае расчет стоимости услуг за транспортировку газа производится исходя из фактического объема транспортировки газа).
39. В случае, если расчет стоимости услуг за транспортировку газа производится исходя из договорного объема транспортировки газа, в целях предотвращения возникновения возможных конфликтных ситуаций между потребителем услуг и ГРО, рекомендуется в договоре транспортировки указывать правила определения ежемесячного договорного объема транспортировки газа (в том числе при заключении дополнительных соглашений к договору об уменьшении или увеличении объемов транспортировки газа по газораспределительным сетям в течение периода оказания услуг), исходя из которого рассчитывается стоимость услуг за транспортировку. При этом, если иное не указано в договоре транспортировки, потребитель услуг рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа по месяцам в течение действия договора транспортировки исходя из среднемесячного договорного объема транспортировки газа с учетом дополнительных соглашений, заключенных до начала оказания услуг, а в случае заключения дополнительных соглашений к договору об уменьшении или увеличении объемов транспортировки газа в течение периода оказания услуг используются правила определения договорного объема транспортировки газа, указанные в п.п. 40 - 42 настоящих Методических указаний.
40. В случае заключения после начала оказания услуг дополнительных соглашений к договору транспортировки об уменьшении или увеличении объемов транспортировки газа по газораспределительным сетям производится перерасчет ежемесячного объема транспортировки газа, на основании которого производится расчет стоимости услуг за транспортировку газа, исходя из скорректированного дополнительным соглашением объема транспортировки газа начиная с месяца, в котором было заключено дополнительное соглашение по следующей формуле:
(10)
где:
- среднемесячный договорной объем, исходя из которого производился расчет стоимости услуг за транспортировку газа до заключения дополнительного соглашения к договору;
- первоначальный договорной объем транспортировки газа на полный год или срок действия договора;
- договорной объем транспортировки газа на полный год или срок действия договора с учетом заключенного дополнительного соглашения;
n - число полных месяцев осуществления услуг по транспортировке газа по договору до момента дополнительного соглашения к нему;
m - число месяцев - 12, или число полных месяцев осуществления услуг по транспортировке газа по договору.
41. В случае заключения после начала оказания услуг дополнительных соглашений к договору транспортировки об уменьшении объемов транспортировки газа по газораспределительным сетям по данному договору, связанному с появлением у данной ГРО нового потребителя услуг по транспортировке газа (нового поставщика газа, либо договорные обязательства по оплате его транспортировки перешли от поставщика газа к конечному потребителю или наоборот) - по газораспределительным сетям ГРО транспортируется тот же объем газа, но уже по нескольким договорам, производится перерасчет ежемесячного объема газа, на основании которого производится расчет стоимости услуг за транспортировку газа исходя из скорректированного дополнительным соглашением объема транспортировки газа на период действия дополнительного соглашения по следующей формуле:
(11)
где:
r - число месяцев действия дополнительного соглашения.
42. По окончании года или срока действия договора транспортировки в случае, если фактический объем транспортировки газа оказался отличным от договорного (если расчет стоимости услуг за транспортировку газа производится исходя из договорного объема транспортировки газа), то объем газа, исходя из которого рассчитывается стоимость услуг за транспортировку газа в последний месяц года или действия договора, рассчитывается по следующей формуле:
(12)
где:
- договорной объем транспортировки газа, рассчитываемый в последний месяц года или срока действия договора транспортировки по правилам, указанным в договоре транспортировки или в настоящих Методических указаниях.
- фактический объем транспортировки газа за год или за срок действия договора;
- договорной объем транспортировки газа за год или за срок действия договора.
В случае, если имеет отрицательное значение, то ГРО возвращает потребителю услуг средства, ранее уплаченные за не предоставленные в течение года или срока действия договора услуги.
43. В случае, если фактический объем транспортировки газа конечному потребителю в течение года по всем договорам транспортировки (поставки) через газораспределительные сети данной ГРО выходит за объемные пределы группы, к которой он был первоначально отнесен, кроме случая, когда это происходит вследствие несанкционированного перебора газа потребителем, указанный конечный потребитель относится к другой группе (отнесение к группе с более высоким порядковым номером возможно только по итогам года, а с меньшим порядковым номером - в месяц превышения верхней границы объемного диапазона группы, к которой первоначально был отнесен конечный потребитель). Тариф на транспортировку, применяемый к объему транспортировки газа, адресуемого данному конечному потребителю в месяце проведения его отнесения к другой объемной группе рассчитывается по следующей формуле:
(13)
где:
- тариф на транспортировку, установленный соответствующим решением ФСТ России для объемной группы, к которой был отнесен конечный потребитель после уточнения его объемных показателей;
- тариф на транспортировку, установленный соответствующим решением ФСТ России для объемной группы, к которой конечный потребитель был отнесен первоначально;
к - порядковый номер месяца, в котором конечный потребитель был отнесен к другой объемной группе;
- объем транспортировки газа по газораспределительным сетям данной ГРО для поставки конечному потребителю, который был отнесен к другой объемной группе в соответствующем месяце.
В случае, если значение , рассчитываемого по формуле (13), оказывается отрицательным, то тариф на транспортировку в этом месяце не применяется, а тариф на транспортировку, применяемый к объему транспортировки газа, адресуемого данному конечному потребителю, в следующем месяце рассчитывается по следующей формуле:
(14)
В случае, если значение , рассчитываемого по формуле (14), вновь оказывается отрицательным, то тариф на транспортировку в этом месяце не применяется, а расчет по формуле (14) повторяется каждый месяц до получения положительного значения тарифа на транспортировку.
В случае, если значение , рассчитываемого по формуле (13), оказывается отрицательным, и при этом конечный потребитель ликвидируется, то проводится перерасчет за прошлые периоды.
44. В случае, если для данной ГРО предусмотрено отнесение конечных потребителей к группам, по которым продифференцированы тарифы исходя из годового объема потребления газа отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям, то особенности расчета тарифов, изложенные выше в данном разделе настоящих Методических указаний, применяются также в отношении отдельных точек подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям. При этом рекомендуется указывать в договорах объемы транспортировки (поставки) газа отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям, а также конкретный метод расчета стоимости услуг за транспортировку газа.
45. Потребитель услуг за транспортировку газа в транзитном потоке рассчитывает их стоимость исходя из установленного транзитного тарифа и фактических объемов транспортировки газа при наличии на транзитном газопроводе приборов учета расхода газа. До момента установления для ГРО транзитного тарифа расчет стоимости указанных услуг за транспортировку осуществляется по ранее установленному для данной ГРО тарифу на транспортировку для группы конечных потребителей, с минимальным коэффициентом удельной сложности обслуживания системы газоснабжения, пересчитанному на отношение фактической протяженности транспортировки газа в транзитном потоке к 100 километрам.
46. В случае, если протяженность транспортировки газа в транзитном потоке по газораспределительным сетям одной ГРО составляет свыше 80% от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя (а для конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн. - свыше 50% от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя), то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее тарифу на транспортировку (в этом случае применяется тариф на транспортировку, установленный для той группы, в объемный диапазон которой попадает прогнозный годовой объем транспортировки газа в транзитном потоке для поставки конечным потребителям, маршрут транспортировки газа до которых попадает под указанное условие). При этом общая стоимость оказанных услуг определяется исходя из фактического объема транзитной транспортировки газа.
47. В случае, если суммарная протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя, составляет менее 20% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя, (а для конечных потребителей, с годовым объемом потребления свыше 100 млн. - менее 50% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя), то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее транзитному тарифу.
48. В случае, если протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя (кроме населения и конечных потребителей с годовым объемом потребления газа свыше 500 млн., транспортировка газа которым осуществляется по тупиковым газопроводам), составляет менее 100 метров и при этом отношение протяженности транспортировки газа по сетям данной ГРО к протяженности транспортировки газа по сетям конечного потребителя до газоиспользующего оборудования (средневзвешенной протяженности в случае транспортировки газа к нескольким точкам подключения сетей конечного потребителя к газораспределительным сетям) составляет менее 5%, то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа данному конечному потребителю по установленному для нее транзитному тарифу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.