Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Бакулина А.А.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 февраля 2014 года апелляционную жалобу Администрации г. Климовска на решение Климовского городского суда Московской области от 10 октября 2013 года по делу по заявлению Маловица Елены Анатольевны, Маловица Анатолия Петровича, Маловица Галины Алексеевны о признании незаконным постановления Главы г. Климовска от 15.10.2012 N 687 о снятии с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязании восстановить на жилищном учете.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителей Маловица Е.А., Маловица А.П., Маловица Г.А. - Ериной М.В.,
УСТАНОВИЛА:
Маловица Е.А., Маловица А.П., Маловица Г.А. обратились в суд с заявлением (с учетом имеющихся уточнений) о признании незаконным постановления Главы г. Климовска от 15.10.2012 N 687 о снятии их с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязании устранить допущенное нарушение и восстановить их на жилищном учете.
В обоснование заявления указали, что с 2001 года признаны вынужденными переселенцами; по приезду из Республики Узбекистан зарегистрировались в комнате площадью 13 кв.м, половина которой принадлежит Квашенниковой Н.А. (старшей дочери Маловица Г.А. и Маловица А.П., сестре Маловица Е.А.). Решением жилищной комиссии от 08.08.2001 они вместе с Квашенниковой Н.А. и ее сыном были зачислены на общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. 03.07.2013 при обращении в Администрацию г. Климовска по вопросу продвижения в очереди им стало известно, что обжалуемым постановлением они сняты с учета, поскольку Квашенниковой Н.А. на праве собственности принадлежит ряд объектов недвижимости. При этом в качестве основания снятия с учета указан п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, что, по мнению заявителей, является незаконным, так как на лиц, принятых на учет до 01.03.2005, данное положение законодательства не распространяется.
Представитель заявителей в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, суду пояснил, что в 2001 году на учет по улучшению жилищных условий были поставлены как трое заявителей, так и Квашенникова Н.А. и ее сын, хотя та являлась совершеннолетней, и до вынужденного приезда заявителей в г. Климовск проживала отдельно от них со своей семьей. При последующих обращениях в администрацию с заявлениями о выдаче государственного жилищного сертификата как вынужденным переселенцам Маловица Г.А. в качестве членов своей семьи указывала только Маловица А.П. и Маловица Е.А.
Представитель Администрации г. Климовска в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, пояснил, что у члена семьи заявителей - Квашенниковой Н.А. - на момент вынесения оспариваемого постановления было установлено наличие на праве собственности недвижимого имущества, общая площадь которого из расчета на каждого члена семьи превышает учетную норму в 8 кв.м, установленную решением Совета депутатов г. Климовска.
Решением Климовского городского суда Московской области от 10 октября 2013 года заявление Маловица Е.А., Маловица А.П., Маловица Г.А. удовлетворено: постановление Главы г. Климовска от 15.10.2012 N 687 о снятии Маловица Г.А. и ее семьи с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признано незаконным, заинтересованное лицо обязано восстановить заявителей на учете нуждающихся в жилом помещении.
В апелляционной жалобе Администрация г. Климовска просит об отмене данного решения.
Заявители, а также Администрация г. Климовска, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, принимая во внимание, что в силу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия установила следующее.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Суд установил, что заявители Маловица Г.А., Маловица А.П. и Маловица Е.А. на основании решений уполномоченного государственного органа от 05.04.2001 и 31.05.2001 признаны вынужденными переселенцами (л.д. 9-11). С 2001 года они зарегистрированы и проживают по адресу: Московская область, г. Климовск, "данные изъяты"помимо них в указанном жилом помещении с 1998 года зарегистрированы также Квашенникова Н.А. и ее сын ФИО1 "данные изъяты"г.р.
Постановлением Главы города Климовска от 09.08.2001 N 640 утвержден протокол N 7 от 08.08.2001 комиссии по постановке на учет по улучшению жилищных условий, согласно которому Маловица Г.А., Маловица А.П., Маловица Е.А., Квашенникова Н.А. и ФИО2зачислены в общую очередь по улучшению жилищных условий (л.д. 7).
По сообщению Управления Федеральной миграционной службы по Московской области от 03.04.2013 жилое помещение для постоянного проживания, безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья, ссуда, компенсация за утраченное жилье семье Маловица А.П. в составе трех человек не предоставлялись (л.д. 8).
Постановлением Главы города Климовска от 15.10.2012 N 687 Маловица Г.А. и ее семья в составе 5 человек (она, муж Маловица А.П., дочь Маловица Е.А., дочь Квашенникова Н.А., внук ФИО3сняты с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы и утратой ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ). Одновременно Маловица Г.А., Маловица А.П., Маловица Е.А. исключены из списка граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по городскому округу Климовск Московской области, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2012 году (л.д. 6). Копия данного постановления была получена заявителями 03.07.2013, что не оспаривается администрацией.
Суд установил, что согласно данным ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, Квашенниковой Н.А. принадлежат на праве собственности 1/3 доля квартиры площадью "данные изъяты"кв.м по адресу: Московская область, г. Климовск, "данные изъяты"жилой дом площадью "данные изъяты"кв.м по адресу: Московская область, г. Климовск, "данные изъяты"доля квартиры площадью "данные изъяты"кв.м по адресу: Московская область, г. Климовск, "данные изъяты"
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что согласно п.1 ч.1 ст.29 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки заявителей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в качестве таковых признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
Решением Мособлисполкома и президиума Московского областного совета профсоюзов от 29.12.1984 N 1728/24 были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области. Согласно пункту 9.1 данных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв.м, пункту 9.16 - семьи при наличии в них лиц разного пола старше девяти лет (кроме супругов), занимающие комнату в коммунальной квартире или однокомнатную квартиру.
Законность постановки семьи заявителей на учет в 2001 году предметом спора не является.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Аналогичная норма включена и в региональное законодательство, - согласно статье 6 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" за гражданами, принятыми на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Исходя из смысла вышеуказанных правовых норм, а также положений статей 55, 56 ЖК РФ, снятие с учета носит исключительный характер, а принятый на учет сохраняет право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо возникновения прямо указанных в Жилищном кодексе РФ обстоятельств, являющихся основанием для снятия его с учета.
По общему правилу, закрепленному в ч. 5,6 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Совета депутатов города Климовска от 15.09.2005 N 4/2-17 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования "Городской округ Климовск" Московской области установлена в размере 15 кв.м.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявители зарегистрированы и проживают в жилом помещении общей площадью 17,9 кв.м, жилой - 13 кв.м, которое представляет собой однокомнатную квартиру гостиничного типа (с санузлом, но без кухни и ванной комнаты).
Согласно материалам дела, изменений жилищных условий заявителей, в результате которых были бы утрачены основания, дающие им право на получение жилого помещения по договору социального найма, с момента их постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилой площади по день рассмотрения возникшего спора не произошло: на их долю приходится менее 4 кв.м общей площади и менее 3 кв.м жилой площади жилого помещения, в котором они проживают.
Заявители Маловица в жилые помещения по адресу: Московская область, г. Климовск, "данные изъяты", и "данные изъяты", находящиеся в собственности Квашениковой Н.А. и приобретенные ею после 2002 года, не вселялись, право пользования этими жилыми помещениями не приобрели. Наличие в собственности Квашениковой Н.А. указанных выше жилых помещений никаким образом не отразилось на жилищной обеспеченности заявителей Маловица Е.А., Маловица А.П., Маловица Г.А.
Следовательно, основания, которые давали заявителям до введения в действие Жилищного кодекса РФ право на получение жилого помещения по договору социального найма, Маловица Е.А., Маловица А.П., Маловица Г.А. не утрачены, так как их обеспеченность жилой площадью остается менее нормы предоставления. Снятие истцов с жилищного учета не соответствует требованиям ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
При таких данных вывод суда первой инстанции о незаконности снятия заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании администрации восстановить заявителей на учете граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы Администрации г. Климовска не могут быть приняты во внимания, так как сводятся к ошибочной оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым изменить постановленное по делу решение в части признания незаконным постановления Главы г. Климовска от 15.10.2012 N 687, - оно подлежит признанию незаконным, за исключением снятия с учета Квашенниковой Н.А. и ФИО4оспариваемое постановление в указанной части прав и интересов заявителей, которые не считают вышеупомянутых лиц членами своей семьи, не нарушает; Квашенникова Н.А. и ФИО5в защиту своих прав и интересов в суд не обращались.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Климовского городского суда Московской области от 10 октября 2013 года изменить в части признания незаконным постановления Главы г. Климовска от 15.10.2012 N 687: признать незаконным постановление Главы г. Климовска от 15.10.2012 N 687 "О снятии Маловицы Галины Алексеевны с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", за исключением снятия с учета граждан Квашенниковой Н.А. и ФИО6
В остальной части решение Климовского городского суда Московской области от 10 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Климовска Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.