Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего: Рыковой Г.М..
судей: Илларионовой Л.И., Беляева Р.В.
при секретаре Геворкян И.С.
рассмотрев в судебном заседании 22 января 2014 года апелляционную жалобу ФИО1и ФИО2на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 26 сентября 2013 года по иску ФИО1, ФИО2к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Сергиево-Посадскому муниципальному району об отмене решения об отказе в признании права на однократное предоставление жилого помещение за счет средств бюджета Московской области, понуждении установления, о понуждении установления факта невозможности проживания, включения в список для обеспечения жилыми помещениями,
заслушав доклад судьи Илларионовой Л.И.,
объяснения ФИО1, ФИО2, представителя администрации города Пересвет по доверенности ФИО8
УСТАНОВИЛА:
ФИО1и ФИО2обратились в суд с иском к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Сергиево-Посадскому муниципальному району об отмене решения об отказе в признании права на однократное предоставление жилого помещение за счет средств бюджета Московской области, понуждении установления, о понуждении установления факта невозможности проживания, включения в список для обеспечения жилыми помещениями.
В обоснование заявленных требований указали, что решением Управления опеки и попечительства Министерства образования МО по Сергиево-Посадскому району от 22 февраля 2013 года N571/26-оп им было отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, дающего право на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета МО. Считают данный отказ незаконным уточняя требования указывая, что решением Сергиево-Посадского городского суда МО от 08 октября 2012 года им было отказано в принудительном обмене жилого помещения однокомнатной квартиры по адресу: МО "данные изъяты"А, "данные изъяты". Однако ответчик указал, что данное решение не может являться основанием для обеспечения их жилыми помещениями из средств федерального бюджета как детей сирот, поскольку их родители умерли, и не лишались родительских прав. Они проживают в однокомнатной квартире площадью 34.4 кв. метров с отчимом ФИО11, и сводной сестрой ФИО11, что делает их совместное проживание не возможным.
Представитель Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Сергиево-Посадскому муниципальному району при рассмотрении дела возражал против заявленных требования указав, что оснований для признания истцов нуждающимися в обеспечении жилой площадью за счет бюджета Московской области не имеется, поскольку за истцами закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: МО "данные изъяты"А, "данные изъяты", родители истцов не были лишены родительских прав, нормами закона установлен исчерпывающий список которым определено невозможность проживание детей сирот с нанимателями либо членами их семей.
Представитель третьего лица администрации Сергиево-Посадского муниципального района МО ФИО9разрешение требований оставил на усмотрение суда, указав, что приобретение жилья осуществляется на основании списков сформированных управлением опеки и попечительства.
Представитель администрации города Пересвет по доверенности ФИО8поддержал требования истцов.
Представитель администрации городского поселения Сергиево-Посад в судебное заседание не явился.
Суд постановил решение, в которым ФИО1, К.А. в заявленных требованиях отказал.
В апелляционной жалобе истцы просит отменить вышеуказанное решение, поскольку судом неправомерно применены нормы материального права. Проживающий в квартире отчим не является членом их семьи, сложились конфликтные и неприязненные отношения, что делает не возможным совместное проживание..
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям
Из материалов дела следует, что истцы с 1995 года зарегистрированы в однокомнатной квартире общей площадью 34.4 кв. метров, расположенной по адресу: МО "данные изъяты"А, "данные изъяты".
Совместно с истцами в квартире зарегистрирован отчим истцов ФИО10с 20 апреля 2000 года и его несовершеннолетняя дочь ФИО11с сентября 1999 года. Квартира расположена на 8 этаже, состоит их одной жилой комнаты площадью 17.9 кв. метров и кухни 5.6 кв. метров.
Отец истцов ФИО12скончался 11 июня 1993года, мать ФИО13являющаяся на момент смерти нанимателем указанного выше жилого помещения умерла 04 мая 2000 года. Таким образом, истцы будучи несовершеннолетними приобрели статус детей-сирот.
Постановлением Главы Сергиево-Посадского района МО от 29 июля 2004года в отношении несовершеннолетних ФИО1и ФИО2а. установлена опека, с сохранением права на жилую площадь по указанному выше адресу. На момент опеки место жительство детей определено по месту жительства опекуна.
Решением Сергиево-Посадского городского суда от 08 октября 2012 года ФИО1и К.А. отказано в принудительном обмене жилого помещения.
Письмами администрации Министерства образования Московской области ФИО16отказано в признании их нуждающимися в жилом помещении и обеспечении жилой площадью за счет средств федерального бюджета.
В феврале 2013 года истцы обратились в управление опеки и попечительства Сергиево-Посадского района МО заявлением о признании их нуждающимися в обеспечении их жилыми помещениями за счет средств бюджета МО. В удовлетворении данного заявления истцам было отказано.
Суд отказывая в иске, указал, что в квартире, где зарегистрированы истцы, лицо лишенное родительских прав в отношении них не проживает, тогда как в силу прямого толкования пп1 п.4 статьи 8 ФЗ МО от 29.12.2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей" предусматривает право на обеспечение жильем отдельных категорий лиц, под которые истцы не подпадают.
Судебная коллегия не соглашается с доводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пункт 4 указанной статьи свидетельствует, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статьи 8 Закона Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ (ред. от 27.07.2013) "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" (принят постановлением Мособлдумы от 26.12.2007 N 12/28-П) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области.
2. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющим место жительства в Московской области.
3. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по месту жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа Московской области.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 ст. 72 ЖК РФ
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Учитывая, что истцы являются лицами из числа детей-сирот, на момент обращения за мерами дополнительной социальной поддержки не достигли возраста 23 лет, не имеют возможности проживания в квартире право, на которую за ними сохранено при установлении опеки, поскольку квартира представляет собой одну жилую комнату площадью 17.6 кв. метров, в квартире зарегистрирован отчим истцов и его несовершеннолетняя дочь, членами семьи которого они на момент закрепления права не являлись, взаимоотношения носят крайне неприязненный характер, в принудительном обмене жилой площади истцам судебным решением отказано, иные жилые помещения у истцов отсутствуют, что в совокупности дает основание полагать о невозможности проживания истцов по месту регистрации и нуждаемости в обеспечении жилым и помещениями.
В силу требований закона суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возложении на Управление опеки и попечительства Министерства образования Сергиево-Посадского муниципального района МО обязанности по включению ФИО1и К.А. в списки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилым помещениями и признании за истцами права на обеспечение жилыми помещениями.
В силу пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
Из приведенных выше норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на Администрацию Сергиево-Посадского района МО.
В целях правильного исполнения решения суда, положений п. 7 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) судебная коллегия считает, что предоставлению подлежат благоустроенные жилые помещения по договору найма на территории Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку судом допущена ошибка в применении норм материального права, а также неправильно определены значимые для дела обстоятельства. судебная коллегия полагает, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению
Руководствуясь ст. ст. 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 26 сентября 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1и ФИО2- удовлетворить.
Обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Сергиево-Посадского муниципального района МО включить ФИО1и ФИО2в списки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилым помещениями.
Обязать администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области предоставить ФИО3и ФИО2благоустроенное жилое помещение по договору найма жилого помещения на территории Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.