Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Адайкиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 февраля 2014 года апелляционную жалобу Цветковой Елены Ильиничны на решение Дмитровского городского суда Московской области от 12 сентября 2013 года по делу по заявлению Цветковой Елены Ильиничны о признании незаконными отказов Департамента городского имущества города Москвы в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, утверждении актов о выборе земельных участков и схем расположения земельных участков, обязании утвердить акты выбора земельных участков для строительства и схемы расположения земельных участков,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Цветковой Е.И. - Цветкова И.В., представителя Департамента городского имущества города Москвы - Николаева А.А.,
УСТАНОВИЛА:
Цветкова Е.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными отказов Департамента городского имущества города Москвы в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, утверждении актов о выборе земельных участков и схем расположения земельных участков, обязании утвердить акты выбора земельных участков для строительства и схемы расположения земельных участков.
Свои требования заявитель мотивировала тем, что в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, п.п. 5, 5.2, 5.5., 5.9 "Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-П, она, как лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, 25.06.2013 обратилась в уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы - Департамент городского имущества города Москвы, с пакетом документов, состоящим из 29-ти надлежащих заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, с приложением к каждому заявлению акта о выборе земельного участка для строительства объекта и схемы расположения объекта. Заявителем были указаны 29 территорий под земельный участок для осуществления гарантированной возможности строительства.
В заявлениях, актах о выборе и схемах расположения земельных участков заявитель указала назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право.
С учетом положений ст. 31 ЗК РФ заявитель просила (по каждой территории): обеспечить выбор земельных участков посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования, предусмотренных федеральными законами; направить запросы в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные организации о предоставлении информации о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; проинформировать население о возможном предоставлении земельных участков для строительства; оформить акты о выборе земельных участков для строительства, к данным актам приложить утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; принять решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающие акты о выборе земельных участков в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка; предоставить земельные участки для строительства в аренду сроком на 49 лет в порядке п. 5 ст. 30 и ст. 32 ЗК РФ.
Решением Департамента городского имущества города Москвы от 24.07.2013 в удовлетворении заявлений Цветковой Е.И. было отказано по тем основаниям, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах особо охраняемых территорий г. Москвы, и строительство объектов капитального строительства спортивно-досугового назначения не соответствует режиму использования особо охраняемой зеленой территории г. Москвы; в полномочия Департамента городского имущества города Москвы не входит обеспечение выбора земельных участков и разработка актов о выборе участков для строительства; запрашиваемые плоскостные сооружения не могут рассматриваться как объекты капитального строительства, для размещения (строительства) которых применяется процедура предварительного согласования мест размещения объектов; законодательством не предусмотрено строительство проездов и проходов не общего пользования, в связи с чем, предусмотрен иной порядок предоставления земельных участков в аренду и сроком не более одного года.
По мнению заявителя, данный отказ является незаконным, препятствует в осуществлении ее прав в отношении испрашиваемых земельных участков.
Исходя из изложенного, с учетом уточнения требований (л.д. 244-245) заявитель просила признать незаконными (неправомерными) действия Департамента городского имущества города Москвы - отказ от 25.06.2013 в предварительном согласовании мест размещения испрашиваемых ею объектов строительства в отношении территорий относительно ориентиров:
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты"
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты"(согласно прилагаемым Схемам расположения);
признать незаконными (неправомерными) действия Департамента городского имущества города Москвы - отказ от 25.06.2013 в утверждении актов о выборе земельных участков для строительства объектов в отношении вышеуказанных территорий;
признать незаконными (неправомерными) действия Департамента городского имущества города Москвы - отказ от 25.06.2013 в утверждении схем расположения земельных участков в отношении вышеуказанных территорий;
устранить препятствия - обязать Департамент городского имущества города Москвы утвердить акты о выборе земельных участков для строительства от 25.06.2013 посредством принятия решений о предварительном согласовании мест размещения объектов;
устранить препятствия - обязать Департамент городского имущества города Москвы утвердить схемы расположения земельных участков от 25.06.2013.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Цветков И.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы Ефимов К.П. с заявлением не согласился, пояснив, что оспариваемое решение не нарушает прав заявителя, так как Законом г. Москвы "О землепользовании в г. Москве" предусмотрен иной порядок предоставления земельного участка для строительства, при котором отсутствует процедура предварительного согласования места размещения объекта.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 12 сентября 2013 года в удовлетворении заявления Цветковой Е.И. отказано.
В апелляционной жалобе Цветкова Е.И. просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Цветкова Е.И. не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 25.06.2013 Цветкова Е.И. обратилась в уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы - Департамент городского имущества города Москвы, с пакетом документов, состоящим из 29-ти заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, с приложением к каждому заявлению акта о выборе земельного участка для строительства объекта и схемы расположения объекта. Заявителем были указаны 29 территорий под земельный участок для осуществления гарантированной возможности строительства, в том числе территории относительно ориентиров:
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты";
- г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером "данные изъяты".
В заявлениях, актах о выборе и схемах расположения земельных участков заявитель привела обоснование примерного размера земельного участка; указала предполагаемое место размещения объекта, испрашиваемое право, назначение объекта - для капитального строительства плоскостных сооружений: двух спортивно-досуговых площадок площадью застройки каждой "данные изъяты"кв. м на заглубленном железобетонном фундаменте из сплошной монолитной железобетонной плиты и линейных сооружений - велосипедных дорожек, проездов и проходов не общего пользования протяженностью "данные изъяты"метров на заглубленном железобетонном фундаменте из сплошной монолитной железобетонной плиты, с зонами отдыха, рекреации, благоустройства, озеленения, прогулочной зоной, с ограждением территории архитектурно выразительным металлическим забором на столбчатом заглубленном железобетонном фундаменте (с калитками и воротами для прохода и проезда).
С учетом положений ст. 31 Земельного кодекса РФ заявитель просила (по каждой территории): обеспечить выбор земельных участков посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования, предусмотренных федеральными законами; направить запросы в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные организации о предоставлении информации о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; проинформировать население о возможном предоставлении земельных участков для строительства; оформить акты о выборе земельных участков для строительства, к данным актам приложить утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; принять решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающие акты о выборе земельных участков в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка; предоставить земельные участки для строительства в аренду сроком на 49 лет в порядке п. 5 ст. 30 и ст. 32 ЗК РФ.
Решением Департамента городского имущества города Москвы от 24.07.2013 в удовлетворении заявлений Цветковой Е.И. было отказано по тем основаниям, что запрашиваемые земельные участки расположены в границах особо охраняемых территорий г. Москвы, и строительство объектов капитального строительства спортивно-досугового назначения не соответствует режиму использования особо охраняемой зеленой территории г. Москвы; в полномочия Департамента городского имущества города Москвы не входит обеспечение выбора земельных участков и разработка актов о выборе участков для строительства; запрашиваемые плоскостные сооружения не могут рассматриваться как объекты капитального строительства, для размещения (строительства) которых применяется процедура предварительного согласования мест размещения объектов; законодательством не предусмотрено строительство проездов и проходов не общего пользования, в связи с чем, предусмотрен иной порядок предоставления земельных участков в аренду и сроком не более одного года.
Разрешая спор, суд исходил из следующего.
Статьей 2 Земельного кодекса РФ установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Статьей 31 ЗК РФ регламентирована процедура выбора земельных участков для строительства.
По смыслу указанной нормы принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ. Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте о выборе земельного участка. Наличие таких оснований может быть выявлено и оформлено надлежащим образом в результате проведения процедуры выбора земельного участка, в том числе должно быть установлено, обременен ли испрашиваемый земельный участок правами третьих лиц. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка.
В силу п. 1.1 ст. 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В развитие указанной нормы статьей 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" установлено, что земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти г. Москвы, могут быть представлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих участков.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов):
1) собственникам расположенных на них объектов капитального строительства. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;
2) арендаторам объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности города Москвы. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;
3) для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области, а также с выполнением городом Москвой функций столицы Российской Федерации;
4) по соглашению с арендатором земельного участка взамен изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
5) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.
В случаях, не предусмотренных частью 3 настоящей статьи, договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с условиями торгов (ч. 4 ст. 8).
Поскольку рассматриваемый случай не предусмотрен ч. 3 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48, испрашиваемые Цветковой Е.И. земельные участки могут быть предоставлены ей только после проведения торгов (п. 4 ст. 30 ЗК РФ), следовательно, положения закона, регламентирующие порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 5 ст. 30, ст. 31, ст. 32 ЗК РФ), к возникшим правоотношениям не применимы.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Цветковой Е.И. требований в полном объеме.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы Цветковой Е.И. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену, поскольку направлены на иное, нежели у суда, толкование норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дмитровского городского суда Московской области от 12 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Цветковой Елены Ильиничны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.