Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Анцифировой Г.П.,
судей Быковской Е.В., Кандалова П.М.,
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании от 15 января 2014 года апелляционную жалобу Быковой Галины Николаевны на решение Ногинского городского суда Московской области от 28 августа 2013 года по делу по иску Агапова Николая Ивановича к Быковой Галине Николаевне о признании незаключенным договора дарения земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, включении земельного участка в наследственную массу,
заслушав доклад судьи Кандалова П.М.,
объяснения представителя Агапова Н.И. - Золотарь Т.В.,
УСТАНОВИЛА:
Агапов Н.И. обратился в суд с требованием к Быковой Г.Н. о признании незаключенным договора Дарения земельного участка с кадастровым номером 50:16:06040888:64, общей площадью 1030 кв. м по адресу "данные изъяты", СНТ "Метрострой", участок N 9, заключенного Василенко О.К., действовавшей по доверенности от имени Агапова С.Н. и Михеевой Н.В., действавшей по доверенности от имени Быковой Г.Н., прекращении права собственности на земельный участок, кадастровый номер 50:16:06040888:64, общей площадью 1030 кв. м по адресу МО, "данные изъяты" "данные изъяты" и расположенный на земельном участке дом, включении указанного имущества в наследственную массу после смерти Агапова С.Н.
В обоснование заявленных требований указал, что он является отцом Агапова С.Н., умершего 25 июля 2011 г. При жизни Агапову С.Н. на праве собственности принадлежал земельный участок по указанному адресу и расположенный на земельном участке двухэтажный дом, 1992 года постройки, общей площадью 85,6 кв.м. После смерти сына он узнал, что на указанный земельный участок заключен договор дарения, согласно которому земельный участок передан в собственность ответчика, договор зарегистрирован уже после смерти Агапова С.Н. Также после смерти Агапова С.Н., 23 августа 2011 г. ответчик Быкова Г.Н. оформила в свою собственность находящееся на участке домостроение. Полагал, что указанный договор дарения нельзя считать заключенным, так как стороны не достигли соглашения по всем существенным его условиям, в договоре не указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче, а именно данные определяющее нахождение и расположение домостроения на земельном участке и в составе недвижимого имущества, в связи с чем невозможно определить на что была направлена воля дарителя. Агапов С.Н. не выражал воли о передаче жилого дома в собственность Быковой Г.Н. ни в договоре, ни в доверенности на его совершение, в то время как закон закрепляет принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов и запрещает сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение земельного участка без находящихся на нем строений, если они принадлежат одному лицу. Кроме того Быкова Г.Н. незаконно оформила в свою собственность дом, находящийся на земельном участке, поскольку он был построен в 1992 году, то есть до заключения брака между Агаповым С.Н. и Быковой Г.Н., и ответчице не передавался.
Поскольку после смерти Агапова С.Н. открыто наследственное дело, Агапов Н.И. и Быкова Г.Н. являются его наследниками по закону, просил включить указанное имущество и имущественные права в наследственную массу, для надлежащего оформления в порядке наследования.
Ответчица Быкова Г.Н. не явилась, извещена
Представители третьего лица - Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 28 августа 2013 года иск удовлетворен частично, договор дарения земельного участка признан незаключенным, прекращено право собственности Быковой Г.Н. на земельный участок и расположенный на земельном участке жилой дом. Земельный участок включен в наследственное имущество после смерти Агапова С.Н. В удовлетворении требований в части включения дома в наследственное имущество после смерти Агапова С.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Быкова Г.Н. просит отменить постановленное решение как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела, Агапов Н.И. является, отцом Агапова С.Н.
Агапову С.Н. на праве собственности принадлежал земельный участок общей площадью 1030 кв.м., расположенный по адресу: "данные изъяты", "данные изъяты"
06 июля 2011 года Агаповым С.Н. была выдана доверенность на имя Василенко O.K., в соответствии с которой последней предоставлены полномочия управлять и распоряжаться всем имуществом, в чем бы оно ни заключалось и где бы не находилось, в соответствии с этим заключать все разрешенные законом сделки, в частности: покупать, продавать, принимать в дар, обменивать, закладывать и принимать в залог строения и другое имущество, а также собрать все необходимые документы для оформления договора дарения, земельного участка, принадлежащего Агапову С.Н. по праву собственности, находящегося по адресу: "данные изъяты", "данные изъяты"и подарить указанный земельный участок жене - Быковой Г.Н. на условиях по ее усмотрению, подписать договор дарения, зарегистрировать договор дарения и переход права собственности во всех необходимых государственных (муниципальных) органах.
12 июля 2011 года между Агаповым С.Н., в лице представителя по доверенности Василенко O.K., и Быковой Г.Н., в лице представителя по доверенности Михеевой Н.В., подписан договор дарения земельного участка, расположенного по адресу: "данные изъяты", пос.им.Воровского, с/т "Метрострой", участок 9. Вышеуказанный договор дарения зарегистрирован 10.08.2011 г, т.е. после смерти Агапова С.Н.
24 июля 2011 года Агапов С.Н. умер.
Разрешая настоящий спор, суд правомерно указал на то, что при заключении договора дарения между его сторонами не было достигнуто соглашение по всем существенным условиям.
Так согласно тексту договора дарения передавался лишь земельный участок. В п. 8 указанного договора даритель гарантирует отсутствие на земельном участке каких-либо строений и сооружений. Вместе с тем установлено, что на участке по вышеуказанному адресу расположено строение-дом, 1992 года постройки, право собственности на который впоследствии было зарегистрировано за Быковой Г.Н. 23 августа 2011 года.
Поскольку договор дарения был заключен лишь на земельный участок, данный участок, вопреки требованиям ст. 554 ГК РФ, п.4 ст. 35, п.5 ст. 1 ЗК РФ, отчуждался без находящегося на нем строения, поскольку воля на дарения дома Агаповым С.Н. ни в доверенности, ни в договоре не выражена, каких-либо законных оснований для приобретении дома в собственность у Быковой Г.П. не имелось, суд, с учетом положений ч.1 ст. 432 ГК РФ, пришел к выводу обоснованному выводу о том, что договор дарения земельного участка от 12 июля 2011 года является незаключенным, а также прекратил право собственности Быковой Г.Н. на спорный земельный участок и расположенный на нем дом.
Поскольку право собственности Быковой Г.Н. на земельный участок прекращено, суд правомерно включил его в наследственную массу после смерти Агапова С.Н.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона. Выводы суда подробно мотивированы в решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием к отмене, изменению решения, поскольку правильность выводов суда не опровергают.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ногинского городского суда Московской области от 28 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Быковой Галины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.