Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Медведкиной В.А.
судей
Вашкиной Л.И. и Мелешко Н.В.
при секретаре
Шаповаловой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-162/13 по апелляционной жалобе Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 сентября 2013 года по иску Прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга, Комитету по Управлению городским имуществом Санкт-Петербурга об обязании совершить действия.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А., объяснения представителя Администрации Пушкин кого района Санкт-Петербурга Хрусталевой Н.Н., представителя Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Пащенко К.А., поддержавших доводы жалобы, прокурора Войтюк Е.И., полагавшей решение не подлежащим отмене или изменению,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пушкинского района Санкт-Петербурга, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга, Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, уточнив исковые требования, просил:
- обязать Администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга в срок до 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, направив в Комитет по управлению городским имуществом пакет документов, предусмотренный п. 5 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, и п. 2.1.10 административного регламента Комитета по управлению городским имуществом по исполнению государственной функции обеспечивать постановку на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории Санкт-Петербурга, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 21.06.2010 N 85-р, в отношении следующих автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования "адрес",
- обязать Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга в срок до 3-х
месяцев со дня вступления решения в законную силу провести
паспортизацию и в срок до 6-ти месяцев со дня вступления решения
суда в законную силу включить в Перечень автомобильных дорог
общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге
следующие автомобильные дороги, находящиеся на территории
муниципального образования "адрес",
- обязать Комитет по управлению городским имуществом Санкт-
Петербурга в срок до 5-х месяцев со дня вступления решения в
законную силу обеспечить постановку на учет бесхозяйного
недвижимого имущества - автомобильных дорог, находящихся на
территории муниципального образования "адрес", в органе,
осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество.
В обоснование иска прокурор ссылается на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения действующего законодательства РФ в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования " "адрес"" выявлены указанные в иске дороги, которые не прошли паспортизацию и не включенные в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 сентября 2013 года исковые требования прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга удовлетворены частично.
На Администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга возложена обязанность в срок до 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, направить в Комитет по управлению городским имуществом пакет документов, предусмотренный п. 5 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, и п. 2.1.10 административного регламента Комитета по управлению городским имуществом по исполнению государственной функции обеспечивать постановку на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории Санкт-Петербурга, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 21.06.2010 N 85-р, в отношении следующих автомобильных дорог, расположенных в МО "адрес".
В удовлетворении остальных требований прокурору отказано.
В апелляционной жалобе представитель Администрации просит решение отменить, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Поскольку в остальной части решение суда первой инстанции лицами, участвующими в деле, не оспаривается, его законность и обоснованность в силу положений частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки судебной коллегии
Представитель Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассматривать дело в свое отсутствие. При указанных обстоятельствах в силу положений части 1 статьи 327, части 5 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку соответствие состояния дороги техническим нормам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, подтверждаемое ее техническим паспортом, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, то суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.5 ст. 6 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 8 статьи 5 названного Федерального закона критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 года N300 "О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и о Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге" к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге относятся автомобильные дороги, расположенные в административных границах Санкт-Петербурга, которые не относятся к федеральной собственности или собственности физических и юридических лиц.
Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктами 1.1, 1.2, 1.3 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог (п. 1.1), а также, что паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2).
В силу статьи 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пункту 4 статьи 225 Гражданского кодекса РФ в Москве и Санкт-Петербурге бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
В соответствии с пунктом 3.8.12 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 года N1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга", к полномочиям администрации района Санкт-Петербурга относится выявление бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории района, с последующим направлением полученных сведений в Комитет по управлению городским имуществом.
В соответствие с пунктом 5 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года N580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2004 N627).
Все прилагаемые к заявлению документы, за исключением случаев, установленных в настоящем Положении, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) должен быть возвращен органу местного самоуправления, второй - помещен в дело правоустанавливающих документов.
В силу пункта 3.29-7 Положения о Комитете по управлению городским имуществом, обеспечение постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории Санкт-Петербурга, в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, отнесено к полномочиям Комитета по управлению городским имуществом.
Согласно пункту 2.1.10. Административного регламента Комитета по управлению городским имуществом по исполнению государственной функции обеспечивать постановку на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории Санкт-Петербурга, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 21.06.2010 N85-р, в Комитет направляется заявление в произвольной форме.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе кадастровый паспорт (план объекта недвижимого имущества), удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, в частности:
справка Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес" о наличии (отсутствии) объекта в реестре федерального имущества;
справка Комитета о наличии (отсутствии) объекта в реестре собственности "адрес" (выписка из Реестра собственности Санкт-Петербурга) (при наличии у заявителя).
Документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен (оригиналы и заверенные копии), а именно:
уведомление УФРС, подтверждающее, что права на данный объект недвижимого имущества не были зарегистрированы;
архивная справка проектно-инвентаризационного бюро района - филиала Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия " ... ";
справка Санкт-Петербургского государственного архива о наличии сведений об объекте;
письма Комитета по градостроительству и архитектуре, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга о наличии (отсутствии) соответствующих сведений в отношении объекта движимости и земельного участка, на котором объект расположен;
письма соответствующих отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или организаций о наличии (отсутствии) соответствующих сведений в отношении объекта недвижимости;
письма районного жилищного агентства о наличии (отсутствии) соответствующих сведений в отношении объекта недвижимости.
Документы, подтверждающие отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества (при наличии собственника), а именно:
заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;
заверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности, если право собственности указанного лица не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если право собственности на объект недвижимого имущества зарегистрировано в установленном порядке;
оригинал кадастрового паспорта на объект недвижимости в 2 экземплярах.
По своему желанию заявитель дополнительно может представить документы, которые, по его мнению, имеют значение для постановки на учет имущества как бесхозяйного.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Администрация Пушкинского района в силу своих полномочий обязана выявлять бесхозяйное недвижимое имущество, находящееся на территории района, а также направлять полученные сведения о бесхозяйном имуществе в Комитет по управлению городским имуществом с представлением документов, указанных в пункте 5 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года N580, а также п. 2.1.10 административного регламента Комитета по управлению городским имуществом по исполнению государственной функции обеспечивать постановку на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории Санкт-Петербурга, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 21.06.2010 года N85-р.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга, установив наличие бесхозяйных автомобильных дорог, обратилась с соответствующими заявлениями в КУГИ Санкт-Петербурга, однако, предусмотренных пунктом 5 указанного Положения документов не представила, в связи с чем КУГИ Санкт-Петербурга лишено возможности обеспечить постановку на учет данных дорог как бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории Санкт-Петербурга, в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Из материалов дела усматривается, что автомобильные дороги, расположенные в МО "адрес" являются дорогами общего пользования регионального значения, не имеют технического паспорта, не внесены в перечень автомобильных дорог.
Учитывая изложенное, а, также руководствуясь положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в части обязания Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга в срок до 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, направить в Комитет по управлению городским имуществом пакет документов, предусмотренный п. 5 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, и п. 2.1.10 административного регламента Комитета по управлению городским имуществом по исполнению государственной функции обеспечивать постановку на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории Санкт-Петербурга, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 21.06.2010 года N 85-р, в отношении следующих автомобильных дорог, расположенной в МО "адрес"
Из материалов дела усматривается, что "адрес" не отвечают признакам дороги, установленным в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем не подлежат паспортизации и включению в Перечень автомобильных дорог.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что требования прокурора об обязании Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга в срок до 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, направить в Комитет по управлению городским имуществом пакет документов, предусмотренный п. 5 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, и п. 2.1.10 административного регламента Комитета по управлению городским имуществом по исполнению государственной функции обеспечивать постановку на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории Санкт-Петербурга, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 21.06.2010 года N 85-р, в отношении следующих автомобильных дорог, расположенных в МО "адрес" удовлетворению не подлежат, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе прокурору в удовлетворении требований в указанной части.
В остальной части решение Пушкинского районного суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 сентября 2013 года в части обязания Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга в срок до 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, направив в Комитет по управлению городским имуществом пакет документов, предусмотренный п. 5 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года N 580, и п. 2.1.10 административного регламента Комитета по управлению городским имуществом по исполнению государственной функции обеспечивать постановку на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории Санкт-Петербурга, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 21.06.2010 N 85-р, в отношении следующих автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования "адрес" отменить.
В удовлетворении указанных требований прокурору Пушкинского района Санкт-Петербурга отказать.
В остальной части решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.