Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Вашкиной Л.И.
судей
Медведкиной В.А.
Мелешко Н.В.
при секретаре
Шаповаловой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 февраля 2014 года гражданское дело N2-4863/13 по апелляционному представлению " ... " транспортного прокурора на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2013 года по иску " ... " транспортного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФБУ "Администрация " " ... " об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И., объяснения " ... " транспортного прокурора - Полицаева В.В., объяснения представителя ответчика ФБУ "Администрация " " ... "" - Тарасова Д.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" ... " транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФБУ "Администрация " " ... "" ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства в сфере транспортной безопасности в ФБУ "Администрация " " ... "" транспортной прокуратурой выявлено нарушение ответчиком законодательства в сфере транспортной безопасности, выразившееся в нереализации в установленный законом срок положений плана транспортной безопасности теплохода " " ... "", эксплуатируемого ответчиком. В связи с этим истец просил признать незаконным бездействие ответчика по обеспечению реализации плана транспортной безопасности, обязать ФБУ "Администрация " " ... "" обеспечить реализацию плана транспортной безопасности, установив срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Требования заявлены в отношении теплохода " " ... "".
Возражая против иска, представитель ответчика пояснил, что ответчик фактически не изучал документы по теплоходу " " ... "", не осматривал теплоход и не упомянул его в акте проверки. Прокурор указал, что оценка транспортной уязвимости названного объекта транспорта произведена "дата" и план транспортной безопасности названного объекта утвержден "дата", в реальности проверка была произведена и план утвержден другими датами. Прокурор не конкретизировал, какие именно положения плана транспортной безопасности не реализованы по названного объекту транспорта. Кроме того, данный теплоход не числится на балансе указанного в акте проверки филиала ФБУ "Администрация " " ... "" - " ... " района водных путей и судоходства. Ответчик также указал, что названный теплоход состоит на балансе другого филиала, который Волховстроевская транспортная прокуратура не проверяла и не могла проверять по своей территориальной подведомственности. В связи с изложенным ответчик полагал, что истцом не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование заявленных требований.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12.12.2013 в удовлетворении иска отказано.
Субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п.9 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности").
Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10).
Транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда) или в целях судоходства (речные суда), за исключением маломерных судов, прогулочных судов, спортивных парусных судов и несамоходных судов, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного транспорта и подвижной состав городского наземного электрического транспорта в значениях, установленных транспортными кодексами и уставами (п.11 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 225-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ "О транспортной безопасности" категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно ч. 2 ст. 5 ФЗ "О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч.3).
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч.2).
Согласно ст. 8 ФЗ "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.На основании положений указанной выше нормы закона, приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее, в том числе, Требования), которые, исходя из п. 4 Требований являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и/или транспортных средствах (далее - ТС), используемых в целях торгового мореплавания или судоходства.В силу п. 5.7 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.В соответствии с п. 5.8 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС. В соответствии с п.1, пп.5.13.2, 5.13.3 п. 5.13 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта (Росморречфлот) Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере; утверждает результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности; утверждает планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности. Как установлено судом, согласно копии письма N2514/1 от "дата" " ... " района водных путей и судоходства - филиала ФБУ "Администрация " " ... " теплоход " " ... "" на балансе данного филиала не числится. Согласно копии первой страницы отчёта об оценке уязвимости транспортного средства "Путейский " ... "" данный отчёт разработан "дата", утверждён "дата", а не "дата", как указано в акте прокурорской проверки. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных истцом требований, а именно, что истцом не представлено доказательств подтверждающих обстоятельства нереализации в установленный законом срок плана обеспечения транспортной безопасности теплохода " " ... "", поскольку в единственном представленном истцом доказательстве - копии акта упомянутой прокурорской проверки имеются сведения лишь об объектах транспорта, эксплуатируемых " ... " районом водных путей и судоходства - филиалом ФБУ "Администрация " " ... "", оценка транспортной уязвимости которых " " ... "" "дата", в то время как теплоход " " ... "" не эксплуатируется " ... " районом водных путей и судоходства, отчёт об оценке его уязвимости разработан "дата", а утверждён "дата". Транспортный прокурор подал апелляционное представление, в котором просил решение суда отменить, ссылаясь на его неправильность. При этом прокурор указывает на обоснованность заявленных требований в силу ч.2 ст.2, ч.ч. 1,2 ст. 9 Федерального Закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Требований Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 41, полагает доказанными заявленные требования, в частности указывает на то, что судом необоснованно не учтено, что дата оценки транспортной уязвимости ТС - теплоход " " ... "" уточнена в ходе судебного разбирательства - "дата", полагает доказанными факт неисполнения ответчиком обязанности по реализации положений плана транспортной безопасности ТС - теплоход " " ... "" в срок не позднее 6 месяцев с даты производства оценки транспортной уязвимости - "дата" и указывает, что неисполнение требований транспортной безопасности со стороны ответчика при эксплуатации судна " " ... "" создает угрозу незаконного вмешательства в транспортной сфере, крайними проявлениями которого является совершение террористических актов. Возражая против апелляционного представления, ответчик повторил правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, а также указал, что теплоход " " ... "" является типовой серийной моделью теплоходов "" " ... "", он не используется для перевозки пассажиров, а предназначен для обслуживания судоходной обстановки на реках, имеет длину " ... " м, ширину " ... " м, штатная численность команды - 6 человек, поэтому он не может представлять какую-либо угрозу незаконного вмешательства в транспортной сфере и в частности терроризма. Также ответчик, дополнив, возражения на апелляционное представление, указал, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" изменилась редакция п.11 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О транспортной безопасности", дающая определение транспортного средства как судна, используемого на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям. Судно промерный катер (теплоход) " " ... "" перестало подпадать под определение транспортного средства, предусмотренное Федеральным законом "О транспортной безопасности", поскольку не предназначено для перевозки пассажиров и грузов повышенной опасности, в связи с чем ответчик полагает требования истца об обязании обеспечить реализацию плана безопасности по данному судну неправомерным с "дата". В суде апелляционной инстанции прокурор отказался от иска в отношении теплохода " " ... "" в связи с изменением требований федерального законодательства, а именно Федерального закона "О транспортной безопасности", устанавливающего требование по разработке и реализации планов транспортной безопасности только к пассажирским судам, к числу которых теплоход " " ... "" не относится. Проверив материалы дела, обсудив мотивы отказа прокурора от исковых требований, судебная коллегия согласно ч.ч.1,2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным принять отказ истца от иска, поскольку он не противоречит закону, не нарушает права и законные интересов других лиц, в частности неопределенного круга лиц.
При этом согласно ст. 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
Руководствуясь ст.326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ " ... " транспортного прокурора от исковых требований к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация " ... "" о признании незаконным бездействия по обеспечению реализации плана транспортной безопасности в отношении теплохода " " ... "", обязании обеспечить реализацию плана транспортной безопасности, установлении срока исполнения.
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2013 года отменить.
Производство по делу прекратить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.