Приложение N 1
к приказу Минфина РФ
от 1 сентября 2008 г. N 86н
Примерное положение
об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования"
О примерных положениях об оплате труда работников федеральных государственных органов и учреждений - главных распорядителей средств федерального бюджета по видам экономической деятельности см. справку
I. Общие положения
Настоящее Примерное положение (далее - Положение) разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых, в настоящее время, осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852), нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами и включает в себя:
- рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ) и квалификационным уровням;
- условия оплаты труда руководителя федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", (далее - учреждение) его заместителей, главного бухгалтера;
- наименование, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера;
- наименование и рекомендуемые размеры выплат стимулирующего характера за счет средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, критерии их установления;
- условия выплаты материальной помощи.
Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Заработная плата работника учреждения предельными размерами не ограничивается.
Положение об оплате труда работников учреждения утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников.
II. Порядок и условия оплаты труда работников учреждения
2.1. Основные условия оплаты труда работников учреждения.
Рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов) работников учреждения устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих и профессий рабочих к ПКГ, утвержденным приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 июня 2008 г., регистрационный N 11858; Российская газета, N 143, 04.07.2008), от 29 мая 2008 г. N 248н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 июня 2008 г., регистрационный N 11861; Российская газета, N 140, 02.07.2008), от 6 августа 2007 г. N 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2007 г., регистрационный N 10190; Российская газета, N 223, 06.10.2007), от 31 августа 2007 г. N 570 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 октября 2007 г., регистрационный N 10222; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 41), от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 мая 2008 г., регистрационный N 11731; Российская газета, N 113, 28.05.2008) и от 28 июля 2008 г. N 358н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, осуществляющих производственную деятельность Гохрана России" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 августа 2008 г., регистрационный N 12100; Российская газета, N 173, 15.08.2008) в соответствии с приложением к настоящему Положению.
Критерии оценки отнесения работников учреждения к квалификационным группам содержатся в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 525 "О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2007 г., регистрационный N 10191; Российская газета, N 223, 06.10.2007).
Рекомендуемые оклады (должностные оклады) по квалификационным уровням рассчитываются на основе осуществления дифференциации должностей, включаемых в штатное расписание учреждения. Дифференциация должностей осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по соответствующей профессии или специальности. Указанные должности должны соответствовать уставным целям учреждения и содержаться в соответствующих разделах Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.
Локальными нормативными актами учреждения устанавливается порядок оплаты труда работников, труд которых оплачивается по часовым (дневным) тарифным ставкам, а также получающих должностной оклад, при суммированном учете рабочего времени.
Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) учреждения.
Оплата труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.
2.2. Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера
Заработная плата руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Должностной оклад руководителя учреждения, выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в трудовом договоре. Размер должностного оклада руководителя учреждения определяется в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08 августа 2008 г. N 76н "Об утверждении Перечней должностей, профессий работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 августа 2008 г., регистрационный N 12171).
Размеры должностных окладов заместителей руководителя учреждения, главного бухгалтера устанавливаются на 10-30% ниже должностного оклада руководителя учреждения.
2.3. Компенсационные выплаты
Работникам учреждений в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2008 г., регистрационный N 11081; Российская газета, N 30, 13.02.2008) устанавливаются следующие выплаты компенсационного характера:
- выплата районного коэффициента к заработной плате работников учреждения в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 21 мая 1987 г. N 591 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 288);
- выплата процентной надбавки к заработной плате работников учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 39, ст. 4083);
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, расширении зон обслуживания, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3640).
Размер доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания и срок, на который они устанавливаются, определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Доплата за работу в ночное время производится работникам в размере не менее 20% должностного оклада (часовой тарифной ставки) за каждый час работы в ночное время. Ночным считается время с 22 часов до 6 часов.
Решение о введении соответствующих выплат принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат средствами федерального бюджета.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее полуторного размера, за последующие часы не менее двойного размера часовой тарифной ставки.
Повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится работникам, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. При этом работа в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается в размере не менее двойной часовой (дневной) тарифной ставки с выплатой надбавок (за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ) в одинарном размере. Работникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени за нерабочие праздничные дни совпадающие с днями работы по графику производится доплата в размере не менее одинарной часовой тарифной ставки.
Доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, устанавливается работнику в случае увеличения установленного ему объема работы или возложения на него обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Размер доплат за совмещение профессий (должностей), за расширение зон обслуживания и срок, на который они устанавливаются работникам учреждения, определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
2.4. Стимулирующие выплаты
В целях поощрения работников за выполненную работу в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 февраля 2008 г., регистрационный N 11080; Российская газета, N 28, 09.02.2008) работникам учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплаты за качество выполняемых работ;
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
Виды выплат должны соответствовать уставным задачам учреждения, а также следующим показателям эффективности его работы:
- формирование Госфонда России (подготовка соответствующих проектов планов, приобретение ценностей, зачисление их в Госфонд России);
- отпуск ценностей из Госфонда России (подготовка соответствующих проектов планов, отпуск ценностей);
- обеспечение надлежащего учета и сохранности ценностей Госфонда России (прием, хранение ценностей, сортировка, обработка, оценка, экспертиза драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществление государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней).
При установлении видов и размеров стимулирующих выплат следует учитывать:
- успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;
- инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;
- качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;
- участие работника в выполнении особо важных работ и мероприятий.
Порядок и условия выплат стимулирующего характера работникам устанавливаются локальными нормативными актами учреждения.
Размеры стимулирующих выплат рекомендуется устанавливать, как в процентном отношении к окладам (должностным окладам) по соответствующим ПКГ должностей, так и в абсолютном значении.
Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. Рекомендуемый объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет средств федерального бюджета.
Выплаты стимулирующего характера могут производиться по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.
В целях поощрения работников в учреждении могут устанавливаться премии по итогам работы (за месяц, квартал, год) за выполнение особо важных и сложных заданий. Максимальным размером премия по итогам работы не ограничена.
Премирование руководителя учреждения осуществляется по решению Министерства финансов Российской Федерации.
III. Условия выплаты материальной помощи
Из фонда оплаты труда работникам учреждения может быть оказана материальная помощь. Условия выплаты материальной помощи и ее конкретные размеры устанавливаются локальными нормативными актами учреждения.
Решение об оказании материальной помощи работнику и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника.