СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Машкиной И.М., Слободянюк Т.А.
при секретаре Михеевой Л.П.
рассмотрев в судебном заседании 16 января 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Быковой С.Н. по доверенности - Глейх Е.Л. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 августа 2013 года, которым
В удовлетворении исковых требований Быковой С.Н.к Администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам от "Дата обезличена". в части пункта 14.3 об исключении из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, о признании незаконным Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от ... , восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера с первоначальной датой постановки на учет 10.11.1999г., отказано.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения представителя истца Быковой С.Н. -Глейх Е.Л., представителя ответчика администрации МО ГО "Сыктывкар" Курсовой Я.Ю., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Быкова С.Н. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам от "Дата обезличена"в части пункта 14.3 об исключении из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, о признании незаконным Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от ... , восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат, с первоначальной датой постановки на учет 10.11.1999г.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.
Представители Администрации МО ГО "Сыктывкар", Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми с иском не согласились.
В судебном заседании представитель Быковой С.Н. на иске настаивал.
Представитель Администрации МО ГО "Сыктывкар" с иском не согласилась.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель истца доводы жалобы поддержал, представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица на рассмотрение апелляционной жалобы не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч.1 ст.327 ГПК РФ извещены надлежащим образом. Доказательств, подтверждающих уважительность неявки в суд апелляционной инстанции, не представили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело на основании статьи 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Быкова С.Н. является уроженкой ... , прибыла в г. Сыктывкар в ... году, имеет стаж работы в данном населенном пункте с ... С "Дата обезличена"года истице назначена пенсии по старости.
10.11.1999г. Быкова С.Н. обратилась в Администрацию г.Сыктывкара с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера с составом семьи 3 человека. Постановлением Администрации г.Сыктывкара от "Дата обезличена". заявительница включена в Список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории "пенсионеры" с датой постановки на учет 10.11.1999г.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от "Дата обезличена"(пункт 14.3) истица исключена из Списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет по категории "пенсионеры". Данное решение утверждено Постановлением Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от ...
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002г. N125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Отказывая в иске и признавая действия органа местного самоуправления правомерными, суд исходил из отсутствия законных оснований, предусмотренных в ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002г. N125-ФЗ, для постановки истицы на учет в 1999 году, поскольку Быкова С.Н. является прибывшей в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после 01.01.1992г., и у нее на указанную дату отсутствовал необходимый по закону стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Вместе с тем, с выводом суда об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, нельзя согласиться, так как при разрешении спора суд ошибочно руководствовался приведенной выше нормой закона.
На момент возникновения спорных правоотношений - дату постановки истицы на учет и включения ее в Список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, действовал Федеральный закон от 25.07.1998 N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", который суд не применил при разрешении заявленных истицей требований.
Статьей 1 названного закона предусматривалось, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
Таким образом, по ранее действовавшему законодательству, в отличие от ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002г. N125-ФЗ, которую применил суд по настоящему спору, в качестве необходимого условия для признания гражданина имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера прибытие его в эту местность не позднее 1 января 1992 года, не требовалось.
Неправильное применение норм материального права, привело к ошибочному выводу об отсутствии одного из обязательных условий для признания за гражданином права на получение жилищной субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, такого как прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после 01.01.1992г.
Однако допущенная судом ошибка в применении норм материального права не повлияла на правильный вывод суда об отсутствии у истцы на дату постановки на учет, необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, который обоснованно исчислен с 01.04.1992 года.
В соответствии с частью второй статьи 6 Федерального закона от 25.07.1998 N 131-ФЗ при исчислении общей продолжительности стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных более одного календарного года в качестве безработных, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стаж работы в этих районах и местностях суммируется соответственно с половиной времени их нахождения на пенсии или проживания в качестве зарегистрированных безработных в этих районах и местностях.
Согласно ст.2 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года N4520-1 перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
В настоящее время нового перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Правительством Российской Федерации не утверждено, в связи с чем продолжает применяться Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029. Кроме того, к указанным районам и местностям также относятся те районы и местности, которые были отнесены к таким районам и местностям соответствующими решениями Президента РФ или Правительства РФ.
Указом Президента РФ от 24 января 1992 года N46 "О неотложных мерах по стабилизации экономики и развитию социальной сферы Коми ССР" с 1 апреля 1992 года к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесен г. Сыктывкар, в связи с чем Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029, дополнен данным районом с указанием времени его отнесения к местности, приравненной к районам Крайнего Севера - с 1 апреля 1992 года.
Таким образом, с учетом общего правила о действии нормативных правовых актов во времени и применении к отношениям, возникшим после введения их в действие, именно с 1 апреля 1992 года г. Сыктывкар отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Указания на то, что это положение Указа Президента РФ распространяется и на отношения, возникшие до введения его в действие, в данном нормативно-правовом акте не содержится.
Начало трудовой деятельности истицы в г. Сыктывкаре имело место как до 1 апреля 1992 года, так и после. С учетом приведенных выше законоположений, работа истицы до 01 апреля 1992 года, как правильно указал суд первой инстанции, не может считаться протекавшей в местности, приравненной к району Крайнего Севера. В связи с этим, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для включения периода работы до 01 апреля 1992 года в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для определения права на получение жилищной субсидии, не имелось.
Из представленной в материалы дела трудовой книжки, необходимый по Федерального закона от 25.07.1998 N 131-ФЗ 15-ти летний стаж работы Быковой С.Н. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на дату постановки 10.11.1999г. отсутствовал.
При изложенных обстоятельствах, оснований для признания за истицей права на получение жилищной субсидии с 10.11.1999 года нет.
При этом, как следует из материалов дела, Быкова С.Н. более 10-ти лет состояла в очереди лиц, желающих выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Каких-либо действий направленных на необоснованное получение субсидии не предпринимала. Жилья за пределами районов Крайнего Севера не имеет, является пенсионеркой. Исходя из требований законодательства, действовавшего на протяжении всего периода нахождения истицы на учете, требуемый стаж работы (проживания с учетом времени нахождения на пенсии) приобретен ею 01 апреля 2007 года.
Учитывая, что неправомерными действиями ответчика, имевшими место в 1999 году, истица была введена в заблуждение относительно наличия права на получение жилищной субсидии, в результате чего по вине должностных лиц органов местного самоуправления она лишилась возможности при достаточности необходимого северного стажа своевременно встать на учет, то снятие гражданина с очереди лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, по истечении значительного периода времени, не может быть признано законным. В связи с этим за истицей в судебном порядке следует признать право на получение жилищной субсидии с 01 апреля 2007 года по категории "пенсионеры" и восстановить ее в Списке лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии с указанной даты.
Учитывая изложенное, решение суда в части отказа в иске об удовлетворении требований о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам, постановления главы администрации МО ГО "Сыктывкар" и восстановлении в Списках, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу в указанной части нового решения о признании незаконными п. 14.3 решения общественной комиссии по жилищным вопросам от "Дата обезличена", а также пункт 1 постановления и.о. главы администрации от ... в части утверждения п.14.3 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от "Дата обезличена"в отношении Быковой С.Н. и восстановлении ее в Списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к местностей, по категории ... с датой постановки на учет - 01 апреля 2007 года. Оснований для отмены решения в остальной части не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о наличии необходимого 10-ти летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являются несостоятельными.
Часть первая статьи 1 Федерального закона от 25.07.1998 N 131-ФЗ признана не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством (Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 937; Федеральным законом от 17.08.1996 N 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненных к ним местностями в 1996 году") приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.
Из содержания указанного Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами.
Поскольку истица не относится к категории граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет, то ей на дату постановки требовалось наличие соответствующего стажа работы или проживания не менее 15 лет.
Ссылка представителя истицы в судебном заседании апелляционной инстанции о том, что Быкова С.Н. имеет достаточный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, так как ей назначена досрочная трудовая пенсия по старости и при назначении пенсии период работы до 01 апреля 1992 года включен в специальный стаж работы, не может быть признан обоснованным. Требования истицы о включении спорных периодов в стаж работы на Севере связаны не с назначением пенсии, а с определением права на получение жилищной субсидии. При этом федеральное законодательство о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не содержит положений, которые бы позволяли производить подсчет стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для признания права на получение жилищной субсидии в том же порядке, что и для целей пенсионного обеспечения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда от 06 августа 2013 года - отменить в части отказа в иске об удовлетворении требований о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам, постановления главы администрации МО ГО "Сыктывкар" и восстановлении в Списках, вынести по делу в указанной части новое решение, по которому:
Признать незаконными п. 14.3 решения общественной комиссии по жилищным вопросам от "Дата обезличена"об исключении Быковой С.Н.из Списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к местностей, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с неправомерными действиями должностных лиц по категории ... , а также пункт 1 постановления и.о. главы администрации от ... в части утверждения п.14.3 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от "Дата обезличена"в отношении Быковой С.Н..
Восстановить Быкову С.Н.в Списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к местностей, по категории ... с датой постановки на учет - 01 апреля 2007 года.
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда от 06 августа 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Быковой С.Н. по доверенности - Глейх Е.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.