Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Чиченевой Н.А., Бакулина А.А.,
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 февраля 2014 года апелляционную жалобу Косарецкого Н.В.на решение Чеховского городского суда Московской области от 10 февраля 2014 года по делу по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 4 Витер В.Л.об отмене решения Избирательной комиссии города Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 23.01.2014 N 13/2.3-13.2 о регистрации Косарецкого Н.В.кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 4.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Чиченевой Н.А., объяснения Косарецкого Н.В., представителя Косарецкого Н.В. - Горшкова А.Г., заключение прокурора Тришиной В.В.,
УСТАНОВИЛА:
Витер В.Л., являющийся зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 4, 01.02.2014 обратился в суд с заявлением об отмене решения Избирательной комиссии города Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 23.01.2014 N 13/2.3-13.2 о регистрации Косарецкого Н.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 4.
Требования мотивированы тем, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку Косарецким Н.В. в установленные сроки были представлены не все документы, необходимые для регистрации кандидата. Таким образом, Избирательной комиссией города Чехова Чеховского муниципального района Московской области был нарушен принцип равенства кандидатов, что является недопустимым нарушением избирательного права.
Заявитель Витер В.Л. и его представитель Азарченко К.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Заинтересованное лицо Косарецкий Н.В. в судебном заседании пояснил, что действительно им в Избирательную комиссию города Чехова 18.01.2014 не были представлены документы об открытии избирательного счета и первый финансовый отчет. Эти документы были поданы позже, 20.01.2014, а 23.01.2014 он был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова.
Представитель Избирательной комиссии города Чехова Чеховского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель избирательного объединения - Регионального отделения в Московской области Всероссийской политической партии "Партия Великое Отечество" - в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 10 февраля 2014 года заявление Витера В.Л. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Косарецкий Н.В. просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель Витер В.Л., представитель Избирательной комиссии города Чехова Чеховского муниципального района Московской области, представитель Регионального отделения в Московской области Всероссийской политической партии "Партия Великое Отечество" не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно п. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Пунктом 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из материалов дела следует, что решением Избирательной комиссии города Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 25.12.2013 N 2/1-13.2 на 16.02.2014 назначены досрочные выборы депутатов Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области (л.д. 23).
20.01.2014 Избирательной комиссией города Чехова Чеховского муниципального района Московской области принято решение N 11/3.40-13.2 о регистрации Витер В.Л. кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 4 (л.д. 24).
Решением Избирательной комиссии города Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 23.01.2014 N 13/2.3-13.2 Косарецкий Н.В. также зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 4 (л.д. 25).
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно п. 3 вышеназванной статьи вместе с заявлением, указанным в п. 2, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Документы, указанные в п.п. 1, 2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в п. 3.1) ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта РФ в соответствии с п. 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в п. 16 настоящей статьи.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона (п. 1.1. ст. 38).
Согласно ст. 23 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" о выдвижении кандидата, списка кандидатов избирательная комиссия, организующая выборы, окружная избирательная комиссия уведомляются в порядке, установленном настоящим Законом (ч. 1).
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (ч. 3).
Вместе с заявлением, указанным в части 3 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме, установленной в приложении 1 к Федеральному закону (ч. 5).
При выборах депутатов Советов депутатов, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные частью 5 настоящей статьи (ч. 9).
Документы, указанные в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), в иных случаях, установленных Федеральным законом (ч. 10).
Соответствующая избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения документов, указанных в настоящей статье, лицам, представившим эти документы. Указанное письменное подтверждение выдается незамедлительно после представления этих документов (ч. 12).
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 19 ст. 30 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в ч.ч. 3, 5 и 6 ст. 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанного в ч. 18 настоящей статьи.
Все документы для регистрации кандидата, списка кандидатов представляются кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшим кандидата, список кандидатов, в соответствующую избирательную комиссию не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 42 дня до дня голосования.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Избирательная комиссия в течение 10 дней после принятия необходимых документов для регистрации кандидата, списка кандидатов и не позднее чем за 32 дня до дня голосования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям законодательства и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Согласно пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Из материалов дела следует, что 16.01.2014 уполномоченным представителем избирательного объединения "Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии "Партия Великое Отечество" в Избирательную комиссию города Чехова Чеховского муниципального района Московской области были представлены следующие документы: список кандидатов в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области от избирательного объединения; копии паспортов кандидатов; список уполномоченных представителей избирательного объединения; заявление о согласии уполномоченного представителя Егорова С.А.; копия паспорта Егорова С.А.; нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации "Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии "Партия Великое Отечество"; нотариально заверенная копия свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации Регионального отделения в Московской области Всероссийской политической партии "Партия Великое Отечество"; протокол N 03/2014-02В Общего собрания Регионального отделения в Московской области Всероссийской политической партии "Партия Великое Отечество" от 16.01.2014 (л.д. 27-64).
18.01.2014 в Избирательную комиссию города Чехова Чеховского муниципального района Московской области поступило заявление Косарецкого Н.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 4 с приложением необходимых для регистрации кандидата документов, а именно: копии паспорта; копии диплома об образовании; справки с места работы; копии партийного билета (л.д. 65-85).
20.01.2014 в Избирательную комиссию были также представлены первый финансовый отчет кандидата Косарецкого Н.В., сведения о поступлении и расходовании денежных средств, находящихся на специальном избирательном счете в филиале ОАО "Сбербанк России" (л.д. 86-91).
В подтверждение получения документов Избирательной комиссией были выданы соответствующие расписки.
После проведения проверки представленных документов Избирательной комиссией города Чехова Чеховского муниципального района Московской области было принято решение от 23.01.2014 N 13/2.3-13.2 о регистрации Косарецкого Н.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 4.
Таким образом, на момент рассмотрения 23.01.2014 вопроса о регистрации Косарецкого Н.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области в Избирательной комиссии города Чехова имелись все необходимые для регистрации кандидата документы; какие-либо недостатки в представленных документах Избирательной комиссией выявлены не были.
Однако суд данное обстоятельство не учел, постановил решение, не отвечающее требованиям закона.
С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит отмене. Одновременно судебная коллегия принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявления Витера В.Л.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чеховского городского суда Московской области от 10 февраля 2014 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Витера В.Л.об отмене решения Избирательной комиссии города Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 23.01.2014 N 13/2.3-13.2 о регистрации Косарецкого Н.В.кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 4 отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.