Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бакулина А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Трушкине Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2014 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Электросталь Московской области на решение Электростальского городского суда Московской области от 11 сентября 2013 года по делу по заявлению Миронова А.А., Мироновой А.Г.о признании незаконным отказа Администрации городского округа Электросталь Московской области в признании семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения Миронова А.А.,
УСТАНОВИЛА:
Миронов А.А. и Миронова А.Г. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа Электросталь Московской области в признании семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Свои требования заявители мотивировали тем, что 08.04.2013 они в соответствии с ЖК РФ, подпрограммой "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы обратились в Администрацию городского округа Электросталь Московской области с заявлением о включении их семьи в состав участников указанных программ с приложением к нему необходимых документов.
05.07.2013 Администрацией городского округа Электросталь Московской области было вынесено постановление N 500/8, согласно которому семье заявителей в составе 4-х человек ( "данные изъяты"), зарегистрированной по месту жительства по адресу: "данные изъяты", было отказано в признании нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.
Заявители не согласны с данным постановлением Администрации, поскольку после регистрации брака (11.08.2007) они фактически проживали в квартире на "данные изъяты", принадлежащей на праве собственности матери Миронова А.А. - Мироновой Л.В. По данному адресу с момента рождения были зарегистрированы и их сыновья. Регистрация Мироновой А.Г. по месту жительства в квартире по адресу: "данные изъяты", принадлежащей её отцу, Гришину Г.Ю., формально сохранялась до 11.12.2012.
В судебном заседании заявители Миронов А.А. и Миронова А.Г. поддержали заявленные требования и настаивали на их удовлетворении.
Представитель Администрации городского округа Электросталь Московской области Свистов Д.С. против удовлетворения заявления Мироновых возражал, полагая постановление Администрации городского округа Электросталь от 05.07.2013 N 500/8 законным и обоснованным; представил письменный отзыв на заявление (л.д. 46-48).
Решением Электростальского городского суда Московской области от 11 сентября 2013 года заявление Миронова А.А. и Мироновой А.Г. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Электросталь Московской области просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
Заявитель Миронова А.Г., представитель Администрации городского округа Электросталь Московской области, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения заявителя Миронова А.А., исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в порядке, предусмотренном ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела следует, что Миронов А.А. и Миронова (в девичестве - Гришина) А.Г. 11.08.2007 заключили брак (л.д. 10), от брака имеют двоих малолетних детей - "данные изъяты"
Согласно представленной суду выписке из карточки регистрации и поквартирной карточки (л.д. 14) Миронов А.А., Миронова А.Г. и их несовершеннолетние дети зарегистрированы по месту жительства в двухкомнатной квартире, общей площадью 50,0 кв. м, в том числе жилой - 29,5 кв. м, расположенной по адресу: "данные изъяты". В данном жилом помещении также зарегистрированы и проживают собственник квартиры Миронова Л.В. - мать Миронова А.А. (л.д. 8, 9, 15), и супруг собственника Миронов А.Ф. - отец Миронова А.А.
До 11.12.2012 Миронова А.Г. была зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире, общей площадью 66,8 кв. м, в том числе жилой - 43,5 кв. м, по адресу: "данные изъяты", принадлежащей на праве собственности её отцу - Гришину Г.Ю. (л.д. 13, 63).
08.04.2013 Миронов А.А. и Миронова А.Г. обратились в Администрацию городского округа Электросталь Московской области с заявлением о признании их семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 годы и подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, указав членами молодой семьи "данные изъяты", зарегистрированных по адресу: "данные изъяты"(л.д. 57). К заявлению были приложены необходимые документы (л.д. 58-89).
Постановлением Администрации городского округа Электросталь Московской области от 05.07.2013 N 500/8 молодой семье Мироновых в составе семьи 4 человека ( "данные изъяты"), зарегистрированной по месту жительства по адресу: "данные изъяты", было отказано в признании нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (л.д. 7).
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В целях названной выше подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 6 Правил (в редакции, действовавшей на день рассмотрения дела) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 2 ст. 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решением Совета депутатов городского округа Электросталь Московской области от 28.02.2006 N 77/10 в городском округе Электросталь Московской области установлена учетная норма для отдельных квартир в размере 9 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Из представленных заявителями документов усматривается, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена молодой семьи Мироновых стала составлять 8,3 кв. м, что менее учетной нормы, только после перерегистрации Мироновой А.Г. по месту жительства как члена семьи собственника в двухкомнатную квартиру, общей площадью 50 кв. м, расположенную по адресу: "данные изъяты". Данная перерегистрация имела место 11.12.2012.
До 11.12.2012 Миронова А.Г. была зарегистрирована в трехкомнатной квартире, обшей площадью 66,8 кв. м, расположенной по адресу: "данные изъяты", и обеспеченность молодой семьи Мироновых общей площадью жилого помещения на одного члена семьи была более учетной нормы.
Удовлетворяя заявление Мироновых, суд первой инстанции исходил из того, что факт умышленного ухудшения заявителями своих жилищных условий не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства; с момента регистрации брака в 2007 году Миронова А.Г. фактически проживала в квартире по адресу: "данные изъяты", регистрация ее в указанной квартире с 11.12.2012 лишь подтверждала ее проживание там вместе с членами ее семьи - мужем и несовершеннолетними детьми.
С данным выводом суда согласиться нельзя.
Согласно пояснениям заявителя Миронова А.А. в судебном заседании 02.09.2013 (л.д. 22-23) о подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" они узнали довольно давно, впервые обратились за консультацией в Администрацию городского округа Электросталь Московской области, примерно, 1-2 года назад. Им разъяснили, что одним из условий участия в подпрограмме является наличие у молодой семьи определенного дохода. Кроме того, члены молодой семьи должны проживать вместе.
Из изложенного следует, что перерегистрация Мироновой А.Г. из трехкомнатной квартиры по адресу: "данные изъяты"в двухкомнатную квартиру по адресу: "данные изъяты"была произведена с целью создания необходимых условий для участия в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы.
При таких обстоятельствах постановление Администрации городского округа Электросталь Московской области от 05.07.2013 N 500/8 "Об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы молодой семьи Мироновых" является законным и обоснованным, в связи с чем, постановленное по делу решение подлежит отмене.
Одновременно судебная коллегия принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Электростальского городского суда Московской области от 11 сентября 2013 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Миронова А.А,, Мироновой А.Г.о признании незаконным отказа Администрации городского округа Электросталь Московской области в признании семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.