Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 16 января 2009 г. N 03-07-14/09
В связи с Вашим обращением, поступившим из Администрации Президента Российской Федерации, по вопросам предоставления налоговых льгот общественным организациям инвалидов Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
По налогу на имущество организаций и по земельному налогу
На основании статей 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог - к местным налогам.
Главой 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса предусмотрено, что этот налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно главе 31 "Земельный налог" Кодекса этот налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В настоящее время на основании пункта 3 статьи 381 и пункта 5 статьи 395 Кодекса от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на федеральном уровне освобождены следующие организации инвалидов:
1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых для осуществления их уставной деятельности;
2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг). При этом перечень вышеуказанных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223;
3) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Кроме того, пунктом 5 статьи 391 Кодекса на федеральном уровне предусмотрено уменьшение налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельных участков, находящихся в собственности инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также инвалидов с детства, инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий.
Одновременно сообщаем, что на основании пункта 2 статьи 372 и пункта 2 статьи 387 Кодекса законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы, соответственно, по налогу на имущество организаций и земельному налогу и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, вопросы, касающиеся предоставления налоговых льгот инвалидам и их организациям, не указанным в статьях 381, 391 и 395 Кодекса, могут быть решены соответственно законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований.
По налогу на прибыль организаций
Согласно подпункту 39 пункта 1 статьи 264 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщиков - общественных организаций инвалидов, а также налогоплательщиков-учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в подпункте 38 пункта 1 статьи 264 Кодекса.
Кроме того, налогоплательщики - общественные организации инвалидов могут создавать на основании и в соответствии со статьей 267.1 Кодекса резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. При этом подпунктом 38 пункта 1 статьи 264 Кодекса установлено, что целями социальной защиты инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов признаются:
улучшение условий и охраны труда инвалидов;
создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (закупка и монтаж оборудования, в том числе организация труда рабочих-надомников);
обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов;
изготовление и ремонт протезных изделий;
приобретение и обслуживание технических средств реабилитации (включая приобретение собак-проводников);
санаторно-курортное обслуживание инвалидов, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов;
защита прав и законных интересов инвалидов;
мероприятия по интеграции инвалидов в общество (включая культурные, спортивные и иные подобные мероприятия);
обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов);
приобретение и распространение среди инвалидов печатных изданий общественных организаций инвалидов;
приобретение и распространение среди инвалидов видеоматериалов с субтитрами или сурдопереводом;
взносы, направленные указанными организациями общественным организациям инвалидов на их содержание.
По налогу на добавленную стоимость
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых число инвалидов и их законных представителей составляет не менее 80 процентов.
Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2000 г. N 884.
Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, в настоящее время для общественных организаций инвалидов установлено достаточное количество налоговых льгот и устанавливать дополнительные налоговые льготы нецелесообразно.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок предоставления налоговых льгот общественным организациям инвалидов.
В НК РФ установлен перечень организаций инвалидов, которые освобождены от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на федеральном уровне. В отношении земельных участков, находящихся в собственности отдельных категорий инвалидов (их перечень также содержится в НК РФ), налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в 10 тыс. рублей.
Следует отметить, что земельный налог относится к местным налогам, а налог на имущество организаций - к региональным. Соответственно, вопрос о предоставлении налоговых льгот инвалидам и их организациям могут решать региональные и местные власти.
При налогообложении прибыли организации инвалидов вправе уменьшать налоговую базу на прочие расходы, например, на соцзащиту инвалидов. На эти цели может создаваться резерв предстоящих расходов.
Что касается НДС, то он не уплачивается при реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, некоторых других товаров), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, членами которых является не менее 80% инвалидов и их законных представителей.
Устанавливать иные налоговые льготы Минфин России считает нецелесообразным.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 января 2009 г. N 03-07-14/09
Текст письма официально опубликован не был