Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Довиденко Е.А., Белодеденко И.Г.
при секретаре Горская О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Антонова С. А. на решение Октябрьского районного суда "адрес" Алтайского края от 22 ноября 2013 года по иску Антонова С. А. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю ( далее ГУ МВД России по Алтайскому краю) о перерасчете выслуги лет,
Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Антонов С.А. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Алтайскому краю о перерасчете выслуги лет на льготных условиях, истец просил суд на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ. *** и Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГ N *** засчитать в льготном исчислении для назначении пенсии 1 месяц за 3 месяца по решению Октябрьского районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ -76 дней и по заключению ВВК УВД АК от ДД.ММ.ГГ - 223 дня.
В обоснование заявленных требований указал, что он со ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил службу в Каменском ГРОВД (в настоящее время МО МВД РФ "Каменский") в должности прапорщика милиции, старшего конвоя охранно-конвойного взвода. На основании приказа ГУВД АК *** л/с от ДД.ММ.ГГ. направлен в служебную командировку в Чеченскую Республику сроком на 90 суток. ДД.ММ.ГГ. при исполнении служебно-боевых задач получил минно-взрывную травму (контузию). На основании заключения ВВК УВД АК от ДД.ММ.ГГ. с диагнозом "военная травма" (контузия) ограниченно годен к военной службе, уволен приказом *** л/с от ДД.ММ.ГГ., в соответствии с законом РФ "О милиции" по ст.19 п.3 "по ограниченному состоянию здоровья". По заключению ВВК УВД АК от ДД.ММ.ГГ. время непрерывного нахождения на лечении составило 223 дня. Нахождение в командировке в Чеченской Республике подтверждается справкой *** МВД РФ Временной оперативной группировке на территории Северо-Кавказского региона РФ. Непосредственное участие в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ подтверждается решением Октябрьского районного суда "адрес", Алтайского края (дело *** от 14.10.2003г.), с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ всего 76 дней. Получение ранения подтверждается справкой формы *** от ДД.ММ.ГГ., заключением ВВК УВД АК от ДД.ММ.ГГ. N *** При обращении в ГУ МВД России по Алтайскому краю с заявлением о перерасчете выслуги лет на льготных условиях, в соответствии с Постановлением правительства РФ *** от ДД.ММ.ГГ. (о дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ) ему было отказано (ответ от ДД.ММ.ГГ N ***).
Отказ ГУ МВД России по Алтайскому краю считает незаконным. В Постановлении правительства РФ от 09.02.2004г. *** "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ" (в ред. Постановлений правительства РФ от 08.12.2005г. N747; от 30.12.2005г. N847; от 04.10.2006г. N602; от 22.12.2006г. N786; от 10.03.2007г. N153; от 06.10.2007г. N651; от 01.12.2007г. N837; от 28.10.2009г. N85; от 09.06.2010г. N412; от 30.06.2010г. N481; от 08.09.2010г. N702; от 08.12.2010г. N983; от 29.12.20Hr N1174), в пункте 4 предусмотрено засчитывать указанным в пункте 1 настоящего постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии: в) время непосредственного участия в составе специальных сил и сил объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем регионального оперативного штаба, а со 2.08.2006г. -руководителем контртеррористической операции; время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в составе специальных сил и сил объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.06.2000г. N1054 (в редакции Указов Президента от 17.04.2003г. и от 16.03.2007г.) "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях", действовавшим до 09.07.2007г, с 1.01.1999г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сотрудникам уголовно-исполнительной системы время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ засчитывается в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях- один месяц военной службы (службы) за три месяца.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 22.11.2013г. в иске Антонову С.А. о перерасчете выслуги лет отказано.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения и принятии нового, либо об изменении решения. Полагает, что в силу части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда по настоящему делу. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. В соответствии с решением от ДД.ММ.ГГ установлено непосредственное участие в боевых действиях и в контртеррористических операциях с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ г., всего 76 дней, по заключению ВВК, время непрерывного нахождения на лечении составило 223 дня, в силу приведенного в иске законодательства, расчет должен производиться из расчета 1 месяц за 3.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в "адрес"вой суд не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решение суда, изучив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с приказом *** л/с и.о. начальника Каменского ГРОВД В. Папарецкого от ДД.ММ.ГГ г., прапорщик милиции Антонов С.А., старший конвоя охранно-конвойного взвода Каменского ГРОВД, в соответствии с Законом "О милиции" уволен из органов внутренних дел РФ по статье 19 пункту "з" ( по ограниченному состоянию здоровья) с ДД.ММ.ГГ г.
Выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении "данные изъяты", в льготном исчислении "данные изъяты" ( л.д.12).
С марта 2001 года по ДД.ММ.ГГ Антонов С.А. находился в служебной командировке и выполнял служебно-боевые задачи в составе Временной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона.
Минно-взрывная травма была получена Антоновым С.А. ДД.ММ.ГГ г., на стационарном лечении находился с "данные изъяты". непрерывно, в течение "данные изъяты" дней ( л.д.30,40).
Как следует из ответа ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ г., согласно пенсионного дела N 19458, период с ДД.ММ.ГГ по день окончания командировки засчитан истцу из расчета один день службы за полтора (л.д.16).
Порядок исчисления выслуги лет сотрудникам органов внутренних дел определен постановлением Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно подпункту "е" пункта 3 указанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Статьей 2 Закона РФ от 21.01.1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии предусмотрен льготный порядок расчета выслуги лет - один месяц военной службы за три месяца.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен постановлением Правительства РФ от 31.03.1994 г.N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с пунктом 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Таким образом, предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем сотрудникам, проходившим службу на данных территориях, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач по нормализации конфликта и непосредственно выполняли определенные боевые задачи.
Нахождение в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, само по себе не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 г.N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", распространяющегося также на сотрудников органов внутренних дел, предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - специальные силы), а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - силы Объединенной группировки).
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 г.N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", предусмотрено засчитывать указанным в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии:
в) время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2007 N 153);
г) время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца.
Из содержания названного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций (КТО) устанавливаются на основании приказов командиров (начальников).
Фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Без наличия соответствующих приказов, свидетельствующих о выполнении истцом соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах исковые требования о перерасчете выслуги лет на льготных условиях удовлетворены быть не могут.
В обоснование требований о перерасчете выслуги лет на льготных условиях Антонов С.А. сослался не на приказы командиров (начальников), а только на решение Октябрьского районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ. Между тем, в 2003 году Антонов С.А. обращался с иском к ГУ МВД России по Алтайскому краю об установлении факта участия в боевых действиях и взыскании денежной компенсации за участие в боевых действиях в Чеченкой Республике. Данный иск рассмотрен, требования Антонова С.А. были удовлетворены, суд установил факт участия Антонова С.А. в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ., с ГУ МВД России по Алтайскому краю взыскано "данные изъяты". ( л.д.9-11).
Ошибочными являются доводы жалобы о том, что указанное решение имеет для рассмотрения настоящего дела преюдициальное значение, поскольку вопрос о перерасчете выслуги лет, как одно из правовых оснований установления юридического факта участия истца в боевых действиях Антоновым С.А. по ранее рассмотренному делу не назывался и не рассматривался. По ранее рассмотренному делу был установлен факт участия истца в боевых действиях в течение всего периода ( с первого и до последнего дня) его пребывания в Северо-Кавказском регионе для взыскания выплат денежного вознаграждения.
В тоже время допустимых доказательств, свидетельствующих об участии в спорные периоды в КТО Антоновым С.А. не представлено, тогда как такая обязанность в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит на истце. Истец проходил лечение уже после возвращения из командировки, доказательств того, что травма им была получена во время боевых действий в деле не имеется.
Проанализировав положения действующего законодательства, фактические обстоятельства дела, установленные на основании имеющихся в материалах дела доказательств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований для зачета спорного периода в выслугу лет в льготном исчислении один день службы за 3 дня не имелось, поэтому решение суда первой инстанции является законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Антонова С. А. на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 22 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.