Заместитель председателя Алтайского краевого суда Лобова О.А., рассмотрев в порядке надзора жалобу Танана А.К. на постановление мирового судьи судебного участка N 4 г.Бийска Алтайского края от 11 сентября 2013 года и решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 25 октября 2013 года, которыми
Танана А.К., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец "адрес", проживающий по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", работающий "данные изъяты",
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты",
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 09 июля 2013 года, составленному заместителем начальника ТО НД N 2 УНД ГУ МЧС России по Алтайскому краю, в ходе плановой проверки, проведенной в период с 04 июля 2013 года по 09 июля 2013 года, выявлен факт невыполнения Тананой А.К. установленных законодательством специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, а именно: не проведено обучение работников организации в области гражданской обороны в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", подп. "г" п.5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2000 года N 841, п.16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687; не разработан план гражданской обороны организации в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687; не заключен договор об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в нарушение ст.4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"; не разработан и не утвержден паспорт безопасности опасного объекта в нарушение приказа МЧС России от 04 ноября 2004 года N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта"; не назначено должностное лицо, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны, в нарушение п.10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794, п.4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года N 782; не созданы эвакуационные органы организации и не организованы их деятельность, а также подготовка личного состава в нарушение п.9 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804, п.16.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687; не организованы планирование и подготовка мероприятий по эвакуации, не спланированы мероприятия по подготовке районов размещения должностных лиц и работников организации, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации, в нарушение п.п.9, 16.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687; не разработан план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты и не организовано обеспечение выдачи должностным лицам и работникам организации средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки в нарушение п.п.10, 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687, п.44 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21 декабря 2005 года N 993; не соответствуют установленным нормам объемы накопления средств индивидуальной защиты, порядок и хранения, освежения и использования по назначению в нарушение п.10 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687, главой II Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом МЧС России от 27 мая 2003 года N 285; не соответствуют установленным нормам объемы накопления дополнительных патронов к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное время, их хранение и использование по предназначению для персонала организации, не соответствует установленным нормам объем накопления медицинских средств индивидуальной защиты в военное время, их хранение и использование по предназначению для должностных лиц и работников организации в нарушение п.9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21 декабря 2005 года N 993; не разработана документация, предусмотренная разделом 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583; не предусмотрено оснащение защитного сооружения гражданской обороны организации аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых в нарушение п.1.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583; при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в мирное время допускается устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях, нарушение герметизации и гидроизоляции, демонтаж оборудования в нарушение п.3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583; не проводятся в установленные сроки осмотры и проверки качественного состояния фильтров-поглотителей защитного сооружения в нарушение п.4.4.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583; не обеспечена герметичность убежища в нарушение п.п.4.3.10, 4.3.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583; в убежище не обеспечен эксплуатационный подпор воздуха при режиме фильтровентиляции в нарушение п.4.3.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, п.2.42 СНиП II-11-77 "Защитные сооружения гражданской обороны"; не выполнены мероприятия по обозначению защитного сооружения гражданской обороны и маршрутов движения к нему в нарушение раздела 6.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583; не выполняются требования по содержанию инженерно-технического оборудования в нарушение разделов 3.2, 3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583; не проводятся мероприятия по подготовке защитных сооружений к приему укрываемых в нарушение п.6.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583.
Вышеназванным постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи городского суда, Танана А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В надзорной жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, Танана А.К. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на то, что ОАО "Бийский автовокзал" не является объектом надзора МЧС России; представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается факт присвоения одному из помещений ОАО "Бийский автовокзал" статуса защитного сооружения; оба паспорта убежища не соответствуют обязательным требованиям; защитное сооружение не могло быть приватизировано ОАО "Бийский автовокзал".
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В п. 1.2, 2.1 и 2.2 вышеуказанных Правил установлено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации. Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
В соответствии с п. п. 1 и 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 359, в случае приватизации предприятий, имеющих на своем балансе, в том числе отдельно стоящие или встроенные убежища гражданской обороны, такие объекты исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. В этом случае с правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Согласно п. п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Как следует из материалов дела, в период с 04 июля 2013 года по 09 июля 2013 года на основании распоряжения начальника ТО НД N 2 УНД ГУ МЧС России по Алтайскому краю (л.д. 6) должностным лицом указанного органа была проведена плановая выездная проверка ОАО "Бийский автовокзал", расположенного по адресу: "адрес", на предмет исполнения установленных требований в области гражданской обороны.
В результате проверки установлено, что обществом допущен ряд нарушений требований в области гражданской обороны.
По результатам проведенной проверки должностным лицом ТО НД N 2 УНД ГУ МЧС России по Алтайскому краю составлен акт проверки от 09 июля 2013 года N 24 (л.д. 7-8).
09 июля 2013 года по факту выявленных нарушений, отраженных в акте проверки, заместителем начальника ТО НД N 2 УНД ГУ МЧС России по Алтайскому краю в отношении "данные изъяты" ОАО " "данные изъяты"" Танана А.К., как лица, ответственного в области гражданской обороны, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3-4).
Факт совершения административного правонарушения и виновность Танана А.К. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 09 июля 2013 года N 7 (л.д.3-4); распоряжением (приказом) о проведении плановой выездной проверки от 24 июня 2013 года N 24 (л.д.6); актом проверки от 09 июля 2013 года N 24 (л.д.7-8); выпиской из приказа от 24 июня 2005 года N 98-К о переводе Танана А.К. инженером по эксплуатации (л.д.11), приказом от 29 февраля 2008 года N 12.2 о назначении Танана А.К. заместителем начальника штаба гражданской обороны и ответственным за противопожарную, антитеррористическую безопасность автовокзала и ликвидацию последствий (л.д.12), распоряжением от 23 июля 2007 года N 1998 о приватизации АКГУП " "данные изъяты"" путем преобразования в ОАО " "данные изъяты"" (л.д.18-20), выпиской из технического паспорта по состоянию на 28 апреля 2010 года (л.д.38-39, 42-43, 48), годовым планом проведения планово-предупредительного ремонта и обслуживания технических средств и строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны ОАО " "данные изъяты"" на 2013 год (л.д.56), удостоверениями о прохождении Танана А.К. обучения в области гражданской обороны (л.д.58), паспортами убежища (л.д.59-61, 72), поэтажным планом подвала, в котором расположено убежище ОАО " "данные изъяты"" (л.д.62-64), показаниями допрошенных в качестве свидетелей заместителя начальника ТО НД N 2 УНД ГУ МЧС России по Алтайскому краю П.Ю.Г., а также директора общества П.А.Н., полученными при рассмотрении дела об административном правонарушении (л.д.66-67, 122-123), перечнем объектов, подлежащих государственному надзору в области гражданской обороны, утвержденным приказом Главного управления МЧС России по Алтайскому краю от 21 декабря 2011 года N 588, в который включено здание автовокзала (л.д.68-70), актом приемки в эксплуатацию законченного строительством автовокзала от 29 декабря 1977 года (л.д.74-76).
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении мировым судьей и судьей городского суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о виновности Танана А.К. в совершении вмененного правонарушения.
Вопреки доводам, изложенным в надзорной жалобе, судьи обеих инстанций обоснованно не приняли во внимание утверждение Танана А.К. об отсутствии в здании автовокзала защитного сооружения гражданской обороны, как опровергнутое совокупностью вышеприведенных доказательств, в том числе паспортом убежища от 08 июня 2012 года, в котором указаны адрес защитного сооружения, эксплуатирующее его лицо, а также технические характеристики. Данный паспорт подписан как генеральным директором ОАО " "данные изъяты"" П.А.Н., так и представителем органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (л.д.59-61).
Указанные документы свидетельствуют о том, что в помещениях автовокзала, расположенных по адресу: "адрес", учтены защитные сооружения, являющиеся объектами гражданской обороны.
Утрата статуса защитного сооружения гражданской обороны возможна лишь по основаниям и в порядке, предусмотренным Инструкцией МЧС России от 18 октября 1996 года N 1-38-4, Госкомимущества Российской Федерации от 05 ноября 1996 года N АР-13/7746 "О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны".
С учетом изложенного, ссылка в надзорной жалобе на документы БТИ, которые, по мнению заявителя, подтверждают отсутствие в принадлежащем обществу здании объектов гражданской обороны, подлежит отклонению как несостоятельная.
Доводы заявителя о том, что у общества отсутствует обязанность по содержанию защитного сооружения гражданской обороны, так как это сооружение не могло быть включено в план приватизации общества, также подлежат отклонению, так как согласно п. п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны обязанность по содержанию защитных сооружений гражданской обороны в надлежащем состоянии и обеспечению их сохранности возлагается на эксплуатирующую организацию, которой в данном случае является ОАО " "данные изъяты"".
Таким образом, в вину Танана А.К. вменяется невыполнение обязанностей, исполнение которых обусловлено наличием у ОАО " "данные изъяты"" статуса организации, эксплуатирующей объект гражданской обороны. При этом отсутствие договора, определяющего права и обязанности общества по содержанию, обеспечению готовности и использованию в мирное время объектов гражданской обороны, расположенных в здании автовокзала, само по себе не освобождает Танана А.К., как лицо, ответственное за выполнение требований в области гражданской обороны, от исполнения предусмотренных нормативными правовыми актами обязанностей, связанных с эксплуатацией соответствующего объекта. Что касается вопросов юридической оценки законности сделки по приватизации общества и его имущества, то они не относятся к предмету доказывания по настоящему делу и на правильность квалификации действий Танана А.К. по ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не влияют.
Безосновательно и утверждение в жалобе о том, что ОАО " "данные изъяты"" не является объектом надзора МЧС России.
Так, в силу п.4 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26 июня 2012 года N 358, предметом государственного надзора является, в частности проверка выполнения организациями, а также должностными лицами требований в области гражданской обороны, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, тогда как под требованиями в области гражданской обороны, наряду с прочими, понимаются специальные условия (правила) эксплуатации объектов гражданской обороны.
Поскольку ОАО " "данные изъяты"" осуществляет эксплуатацию защитного сооружения гражданской обороны (убежища), которое на основании п.2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, относится к объекту гражданской обороны, то оно является субъектом государственного надзора.
На основании изложенного, вывод судей обеих инстанций о наличии в деянии, совершенном Танана А.К., состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Поскольку существенных нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.13 и п. 1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 г.Бийска Алтайского края от 11 сентября 2013 года и решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 25 октября 2013 года оставить без изменения, надзорную жалобу Танана А.К. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда О.А. Лобова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.