Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Чубукова С.К.,
судей Бусиной Н.В., Александровой Л. А.
при секретаре Бубенщиковой Н. С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Мотрий А. В. - Жгун Л. А. на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 16 октября 2013 года
по делу по иску Мотрий А. В. к Главному управлению сельского хозяйства Алтайского края о взыскании недополученной социальной выплаты,
Заслушав доклад судьи Бусиной Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мотрий А.В. обратилась в суд с иском к Главному управлению сельского хозяйства Алтайского края о взыскании недополученной социальной выплаты в сумме "данные изъяты" руб.
В обоснование требований указала на то, что обратилась в соответствующие органы местной власти и субъекта с целью получения социальной поддержки для улучшения жилищных условий своей семьи, состоящей из четырех человек, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N858, и представила все необходимые документы в соответствии с п.3.9 Порядка предоставления средств краевого бюджета на строительство жилья гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2009 N246. Ее (истицу) и членов ее семьи приняли в качестве участников этой программы, 27.06.2012 истцу выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности N114, в соответствии с которым сумма выплаты составила "данные изъяты" руб. на состав семьи из четырех человек. Согласно п.3 указанного выше Постановления стоимость 1 кв.м общей площади жилья в сельской местности Алтайского края составляет на ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" руб., таким образом, стоимость строящегося объекта недвижимости для ее семьи из четырех человек составит "данные изъяты" руб. "данные изъяты" кв.м.= "данные изъяты" руб. Учитывая, что доля средств краевого бюджета (25%) составляет "данные изъяты" руб., доля средств федерального бюджета (60%) - "данные изъяты" руб., общий размер социальной выплаты должен составлять "данные изъяты" руб., соответственно, размер недополученной социальной выплаты составляет "данные изъяты" руб.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 16.10.2013 исковые требования Мотрий А.В. оставлены без удовлетворения. Мотрий А.В. возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что социальная выплата не может быть ограничена предварительной сметой, судом не был установлен лимит выплаты Мотрий А.В., кроме того снижение правовых гарантий и размера социальной выплаты не допустимо.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъекта Российской Федерации, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Согласно ст. ст. 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", действовавшая на момент предоставления социальной выплаты Мотрий А.В. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 N336.
В названную федеральную целевую программу Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N 83 внесены изменения, она дополнена правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - Правила) и типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), являющимся приложением к Правилам.
Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
В соответствии с п. 6 Типового положения использование гражданином социальной выплаты возможно: а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания; б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.
В п. 10 Типового положения прямо указано на то, что определение размера социальной выплаты производится органом исполнительной власти в соответствии с п. 9 Типового положения.
В силу абз. 2 п. 9 Типового положения, которым установлена возможность предоставления гражданину социальной выплаты в ином размере, в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и закрепляется необходимость пересчета размера социальной выплаты исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
Законом Алтайского края от 10.03.2004 N5-ЗС (в ред. Закона от 09.04.2012 N26-ЗС) утверждена долгосрочная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", во исполнение которой, а также федеральной целевой программы Постановлением Администрации края от 10.06.2009 N246 установлен Порядок предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Порядок).
Данный Порядок действовал на момент предоставления социальной выплаты Мотрий А.В.
Согласно п.3.1 Порядка право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; документальное подтверждение гражданином наличия собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты; признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Пункт 3.4 Порядка в качестве одной из целей использования социальной выплаты предусматривает завершение ранее начатого строительства жилого дома. В качестве своей доли в софинансировании строительства граждане вправе использовать объекты незавершенного строительства, находящиеся в их собственности и свободные от обременений (п.3.6 Порядка).
Пункт 3.7 устанавливает аналогичные Типовому положению нормы о расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, используемой для расчета социальной выплаты, исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (в том числе по 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья в сельской местности на территории Алтайского края на первый квартал года выдачи свидетельства утв. распоряжением Администрация края, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья в Алтайском крае, определяемой министерством регионального развития Российской Федерации.
Абзац второй пункта 3.7 содержит аналогичную абзацу второму пункта 9 Типового положения норму о том, что в случае, если фактическая стоимости 1 кв.м общей площади строящегося (приобретаемого жилья) меньше средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья, утв. Администрацией края, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв.м общей площади жилья.
Пунктом 3.9 Порядка предусмотрен перечень документов, прилагаемых гражданином, изъявившим желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, к заявлению об участии в реализации мероприятий Программы.
Пунктами 3.10-3.18 установлен порядок оформления документов, выдачи свидетельства о праве на социальную выплату и порядок ее перечисления.
Тем же постановлением утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилья в сельской местности Алтайского края на 2012 год - "данные изъяты" руб.
Как следует из материалов дела и установлено судом ДД.ММ.ГГ Мотрий А.В. обратилась в администрацию Кулундинского района Алтайского края с заявлением о включении ее в число участников мероприятий по улучшению жилищных условий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", указав в качестве формы улучшения жилищных условий - строительство индивидуального жилого дома, состав семьи - 4 человека (в том числе супруг и двое детей).
К заявлению Мотрий А.В. были приложены в соответствии с п.3.9 Порядка копии паспортов заявителя и членов семьи, справка о составе семьи, копия трудовой книжки, копия диплома, копия свидетельства о браке, справка о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, разрешение на строительство.
Впоследствии Мотрий А.В. представлены также локальная смета на строительство жилого дома, согласно которой сметная стоимость строительства составила "данные изъяты" руб., общая площадь "адрес" кв.м, жилая - "данные изъяты" кв.м.
В подтверждение своей доли финансирования строительства Мотрий А.В. представлен объект незавершенного строительства - справка о стоимости выполненных работ за 2011 год, согласно которой работы выполнены на "данные изъяты" руб., акт о приемке выполненных работ. Кроме того, в подтверждение доли средств сверх социальной выплаты (в соответствии с п.3. ДД.ММ.ГГ) Мотрий А.В. были представлены выписки из счетов о наличии денежных средств в общей сумме "данные изъяты" руб.
ДД.ММ.ГГ Мотрий А.В. выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в сумме "данные изъяты" руб., в том числе средства федерального бюджета - "данные изъяты" руб., средства бюджета субъекта Российской Федерации - "данные изъяты" руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при наличии локальной сметы на строительство жилого дома в соответствии с указанными Правилами предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (как с Типовым положением, так и с постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2009 N246) субсидия рассчитывается из фактической стоимости жилья.
В нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств того, что фактическая стоимость 1 кв. м общей площади жилья равна средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, утвержденной Администрацией края.
Учитывая, что в действиях органах исполнительной власти отсутствуют незаконные действия по расчету социальной выплаты на строительство жилья, а также действующее законодательство Алтайского края не противоречит федеральному, доводы жалобы о необоснованном снижении уровня правовых гарантий и размера социальной выплаты являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не требуется осуществление подготовки проектной документации при строительстве домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи, заслуживают внимание, однако при установленных обстоятельствах локальная смета была представлена, в том числе для подтверждения своей доли финансирования строительства.
Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда быть не могут, поскольку являлисьпредметом рассмотрения суда первой инстанции и получили его оценку. Апелляционная жалоба каких-либо дополнительных доводов, которые бы могли послужить основанием для ее удовлетворения, не содержит. Кроме того доводы направлены на иное толкование норм права и оценку доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.
В остальной части решение не обжаловано, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя истца Мотрий А. В. - Жгун Л. А. на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 16 октября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.