Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Науменко Л.А., Дмитриевой О.С.
при секретаре "данные изъяты"
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.Ю.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании засчитать период работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии
по апелляционной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Панкрушихинском районе Алтайского края на решение Панкрушихинского районного суда Алтайского края от 01 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.Ю.И. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края (далее - ГУ УПФ), просил обязать ответчика засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с (дата) по (дата) (01 месяц 29 дней), а также период прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии с (дата) по (дата) (01 год 11 месяцев 12 дней), назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с (дата), взыскать с ответчика судебные расходы в размере "данные изъяты".
В обоснование иска ссылался на то, с (дата) работал учителем физкультуры в "адрес" восьмилетней школе, осуществляет педагогическую деятельность до настоящего времени.
(дата) истец обратился с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, поскольку полагал, что отработал педагогом более 25 лет. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от (дата) ему было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого педагогического стажа. На момент рассмотрения заявления специальный стаж истца был определен ответчиком в размере 22 года 10 месяцев и 10 дней. Впоследствии данный стаж был увеличен на 12 дней, поскольку в него был включен период работы истца учителем физкультуры в "адрес" средней общеобразовательной школе с (дата) по (дата). Таким образом, ответчик признает наличие у истца стажа педагогической деятельности продолжительностью 22 года 10 месяцев 22 дня.
Г.Ю.И. не согласен с тем, что ответчик не включил в стаж педагогической деятельности период работы с (дата) по (дата) (01 месяц 29 дней) со ссылкой на несоответствие наименования учреждения МОУ " "адрес" средняя общеобразовательная школа" Спискам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. Истец полагает, то указанный период работы является педагогической деятельностью, неправильное наименование образовательного учреждения не может быть основанием для ущемления его прав.
Также, по мнению истца, в его специальный стаж неосновательно не зачтен период прохождения службы в рядах Советской Армии с (дата) по (дата) (01 год 11 месяцев 12 дней). Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, действовавшего в период прохождения им военной службы, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на те же доводы, которые приводились им при отказе в назначении пенсии.
Решением Панкрушихинского районного суда Алтайского края от 01 ноября 2013 года иск удовлетворен.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" обязано засчитать в стаж Г.Ю.И., дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, периоды работы с (дата) по (дата), с (дата) по (дата); назначить Г.Ю.И. досрочную трудовую пенсию по старости с (дата).
С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края взыскано в пользу Г.Ю.И. в возмещение судебных расходов "данные изъяты" рублей
В апелляционной жалобе ГУ УПФ просит отменить указанное решение в части признания права истца на досрочную трудовую пенсию по старости с (дата) и включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода военной службы в Вооруженных силах СССР по призыву с (дата) по (дата) и принять новое решение.
В обоснование жалобы указано, что действующие Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, не предусматривают включение периода прохождения военной службы по призыву в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью.
Согласно подп. "г" п. 1 и п. 4 действовавшего до (дата) Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, право на включение в педагогический стаж периода службы в армии приобреталось гражданами лишь при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Ответчик полагает, что поскольку на момент отмены указанного Положения Г.Ю.И. не выработал 2/3 необходимого для назначения пенсии педагогического стажа, то он не приобрел право на включение в стаж службы в Вооруженных Силах СССР.
Такое толкование закона, по мнению ответчика, соответствует п. 2 ст. 31 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также позиции, отраженной в определениях Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 N 107-О, от 05.11.2002 N 320-О и не противоречит смыслу постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П. Кроме того, ответчик руководствуется Разъяснениями от 17.10.2003 N 4, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 70 от 17.10.2003.
В противоречии с этими Разъяснениями суд при рассмотрении настоящего дела учитывал выработку истцом 2/3 педагогического стажа не на момент отмены Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, а на момент назначения пенсии, что, как полагает ответчик, является существенным нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста и независимо от их возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно п. 2 ст. 27 названного Закона (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения суда) Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению "Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, где не предусмотрена служба в составе вооруженных сил.
Как следует из материалов дела, по состоянию на дату обращения Г.Ю.И. с заявлением о назначении ему досрочно трудовой пенсии по старости ( (дата) г) ответчиком был определен специальный трудовой стаж истца продолжительностью 22 года и 10 месяцев 22 дня. При этом период работы истца в МОУ " "адрес" средняя общеобразовательная школа" с (дата) по (дата) (1 месяц 29 дней) и период военной службы в Вооруженных силах СССР по призыву с (дата) по (дата) продолжительностью 1 год 11 месяцев 12 дней не были зачтены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой песни по старости.
Включение в специальный стаж первого из указанных спорных периодов в жалобе ответчиком не оспаривается.
Во время военной службы истца действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, подпунктом "г" пункта 1 которого было предусмотрено, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В соответствии с п. 4 вышеуказанного Положения время работы, указанной в этом Положении, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Под "настоящим Постановлением" в указанной норме понимается постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым устанавливалась продолжительность специального стажа, а также был утвержден перечень организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию по выслуге лет.
По смыслу приведенной нормы, продолжительность предусмотренных Положением дополнительных периодов работы и иной деятельности, включаемой в педагогический (медицинский) стаж, не должна превышать 1/3 от общей продолжительности специального стажа, а 2/3 этого стажа должно приходиться собственно на педагогическую (или иную) деятельность, которая предусмотрена основным постановлением. Это соотношение необходимо определять на момент оценки права на пенсию после полной выработки специального стажа.
Позиция ответчика, согласно которой на момент окончания действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, специальный стаж истца должен быть выработан полностью, не соответствует содержанию указанного нормативного акта.
Во время дальнейшей трудовой деятельности истца работа, которая включается в специальный педагогический стаж, предусматривалась иными нормативными актами, поскольку постановление Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 года в 1993 году утратило силу (в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953).
Однако это обстоятельство не влияет на включение в специальный стаж периодов работы, которые учитывались в качестве педагогической деятельности непосредственно во время осуществления этой деятельности.
Согласно абз. 4 п. 12 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Анализируя пенсионное законодательство, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ряда статей Конституции Российской Федерации.
Поэтому в том случае, когда действующее в настоящее время законодательство не предусматривает включение какой-либо работы в специальный стаж, то применяется нормативный акт, действовавший на момент осуществления лицом работы и предусматривавший ее включение в специальный стаж, что не исключает возможность применения действующего порядка ко всем периодам работы пенсионера, независимо от времени ее осуществления, если это отвечает интересам гражданина.
Разъяснение, утвержденное постановлением Минтруда России от 17.10.2003 г. N 70, как противоречащее вышеуказанным нормативно-правовым актам и их конституционно-правовому смыслу, не может применяться для ограничения права граждан на пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия учитывает, что более 2/3 специального стажа, или более 16 лет и 7 месяцев, истец осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и полагает, что суд правомерно включил спорный период в его специальный трудовой стаж.
Таким образом, оспариваемое решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Панкрушихинского районного суда Алтайского края от 01 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.