Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Науменко Л.А., Белодеденко И.Г.,
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медыниной В. Г., Безруковой Т. А. к администрации Центрального района г. Барнаула, территориальному управлению п. Затон, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Управлению ГО и ЧС г.Барнаула о признании действий незаконными, возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь
по апелляционной жалобе Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения представителя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края Балаганской И.Г., представителя истца Медыниной В.Г. - Иванчиной Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жилой дом, расположенный на земельном участке в "адрес" по "адрес" в "адрес", принадлежит Иванчиной Л.А.
В апреле-июле 2010 года этот дом попал в зону затопления. В указанный период в доме были зарегистрированы и проживали: Медынина Р.И., Ляер И.И., Безрукова Т.А. и ее несовершеннолетняя дочь Безрукова Е.В.
Медынина В.Г., Безрукова Т.А. обратились с иском к администрации Центрального района г. Барнаула, территориальному управлению п. Затон, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Управлению ГО и ЧС г. Барнаула, в ходе рассмотрения дела требования изменяли. Просили признать незаконными действия администрации Центрального района г. Барнаула и администрации п. Затон по отказу во включении в списки на получение единовременной материальной помощи вследствие затопления п. Затон в апреле-июле 2010 года, признать право на получение единовременной материальной помощи, как за лицами, пострадавшими в результате наводнения, возложить на комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края обязанность за счет средств краевого бюджета выплатить истцам единовременную материальную помощь в размере по 10 000 руб. каждому.
В обоснование иска ссылались на то, что Медынина В.Г. и Безрукова Т.А. на момент затопления в 2010 году проживали в доме, расположенном по адресу: "адрес", но не были включены список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате паводка в апреле - июле 2010г. в мкр. Затон, утвержденный 25.10.2010г.
Считают отказ во включении в список необоснованным, поскольку они фактически проживали и проживают в данном жилом помещении, а Безрукова Т.А. и зарегистрирована по данному адресу.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Медыниной В.Г. - Иванчина Л.А. на исковых требованиях настаивала. Пояснила, что она является дочерью Медыниной В.Г. и собственником дома по "адрес". В указанном доме фактически проживают Медынина В.Г., Безрукова Т.А., ее несовершеннолетняя дочь Безрукова Е.В. Безрукова Т.А. зарегистрирована и фактически проживает по данному адресу с 2009 года. Медынина В.Г. проживает по данному адресу длительное время - с 1986 года. Ранее в случаях затопления всегда получала компенсацию. Необходимость проживания в данном доме вызвана возрастом Медыниной, так как Безрукова Т.А. осуществляет уход за ней. В квартире, где зарегистрирована Медынина В.Г., фактически проживает ее вторая внучка с семьей.
Ответчик Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края возражал против удовлетворения иска, полагая, что у истцов нет права на получение пособия, поскольку факт проживания в доме по спорному адресу не подтвержден. В отношении Безруковой компенсация не может быть выплачена, поскольку ее родителям с учетом истицы была выделена квартира за пределами пос. Затон. Кроме того, истцами пропущен трехмесячный срок исковой давности по требованию о признании действий незаконными.
МКУ "Управление по делам ГОЧС г. Барнаула" возражало против удовлетворения иска, указывая также, что на основании Методических рекомендаций МЧС список граждан на выплату материальной помощи формировался с включением только тех граждан, которые постоянно проживали в зоне затопления и имели регистрацию по месту постоянного проживания. Считает, что истцами пропущен 3-хмесячный срок на обжалование действий государственных органов.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 октября 2013 года иск удовлетворен частично.
Признаны незаконными действия администрации Центрального района г. Барнаула по невключению Медыниной В.Г., Безруковой Т.А. в списки граждан на получение единовременной материальной помощи вследствие затопления микрорайона Затон в апреле - июне 2010 год.
За Медыниной В.Г., Безруковой Т.А. признано право на получение единовременной материальной помощи как за лицами, пострадавшими от весенне-летнего паводка 2010 года.
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края обязан за счет средств бюджета Алтайского края выплатить Медыниной В.Г. и Безруковой Т.А. единовременную материальную помощь по *** руб. каждой.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
В обоснование жалобы указано, что комиссия, созданная администрацией Центрального района г. Барнаула на основании ст. 32 Закона Алтайского края от 17.03.1998 N 15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", протокола комиссии администрации г. Барнаула по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 07.07.2010 N 10, постановления администрации Центрального района г. Барнаула от 02.08.2010 N 810 проводила обследования жилых домов частного сектора, поврежденных в результате поводка (наводнения) в апреле-июле 2010 года в микрорайоне Затон Центрального района г. Барнаула, по результатам которых составлялись акты, которые согласовывались с начальником муниципального учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Барнаула" и утверждались главой администрации Центрального района г. Барнаула. Список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате поводка (наводнения) в апреле-июле 2010 года, был представлен на утверждение в администрацию Алтайского края совместно администрацией Центрального района г. Барнаула и МУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Барнаула". В этот список были включены только лица при наличии у них государственной регистрации по месту постоянного жительства в зоне затопления.
Медынина В.Г. зарегистрирована в "адрес", поэтому она не была включена в список.
Ответчик полагает, что суд необоснованно пришел к выводу о фактическом проживании Медыниной В.Г. и Безруковой Т.А. по адресу: "адрес", микрорайон Затон. Кроме того, судом при вынесении решения не учтено, что выплачиваемая гражданам, пострадавшим в результате паводка в апреле-июле 2010 года, единовременная материальная помощь носила компенсационный характер и была направлена на удовлетворение первичных потребностей.
В связи с отсутствием в бюджете Алтайского края необходимых денежных средств, по просьбе администрации края распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 298-р из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий паводка было выделено 33 505,8 тыс. рублей, данные средства перечислены администрации г. Барнаула.
Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике полагает, что не является участником сложившихся правоотношений по предоставлению гражданам единовременной материальной помощи, что суд не принял во внимание при вынесении решения.
От истцов Медыниной В.Г. и Безруковой Т.А. поступили возражения на апелляционную жалобу, которую они просят оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены, либо изменения вынесенного судом решения.
В силу статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении".
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных названным Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством муниципального образования.
Классификацию чрезвычайных ситуаций согласно п. "ж" ст. 10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливает Правительство Российской Федерации.
В силу подп. "г" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайной ситуацией регионального характера является такая ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют, в том числе порядок выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера. Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий: оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью) и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
В апреле-июле 2010 года на территории Центрального района г. Барнаула в пос. Затон сложилась чрезвычайная ситуация (далее ЧС), связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог, которая была классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера. Предварительный материальный ущерб составил более 95 млн. рублей.
На основании обращения Губернатора Алтайского края от 04.08.2010 N 2861 Правительством Российской Федерации было принято решение о выделении Алтайскому краю бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 298-р).
Списки граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате паводка (наводнения) в апреле-июле 2010 года в микрорайоне Затон Центрального района г. Барнаула Алтайского были подготовлены администрацией Центрального района г. Барнаула в отношении 1095 человек, утверждены 25.10.2010 года.
На основании распоряжения администрации Алтайского края от 18 апреля 2011 года N128р администрации г. Барнаула были перечислены денежные средства для оказания материальной помощи пострадавшим.
Гражданам, внесенным в указанные Списки, была оказана единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на человека.
Как следует из материалов дела, в Список под порядковыми номерами *** были включены Медынина Р.И., Ляер И.И. и Безрукова Е.В., зарегистрированные в жилом доме по "адрес" в "адрес" (л.д. 43-46). Безрукова Т.А., несмотря на то, что проживает и зарегистрирована в указанном доме, в Список не включена. Медынина В.Г. также отсутствует в Списке, она зарегистрирована по постоянному месту жительства по адресу: "адрес"
Отказ уполномоченных органов по включению Медыниной В.Г. в Список был мотивирован тем, что она не имеет регистрации в доме по адресу: "адрес", "адрес". Возражая против удовлетворения иска, ответчики ссылались на недоказанность факта проживания обеих истиц в указанном доме.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что юридически значимыми обстоятельствами является установление факта причинения вреда имуществу истцов в результате паводка (наводнения) в апреле-июле 2010 года, а также факта постоянного проживания на подтопленной территории. Данные обстоятельства подтверждаются представленными письменными доказательствами, а также показаниями свидетелей, которым судом дана надлежащая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, установив факт постоянного проживания истцов в жилом "адрес", а также факт того, что указанный объект недвижимости пострадал во время паводка в апреле - июле 2010 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания за истцами права на получение единовременной материальной помощи в размере *** рублей.
Соглашаясь с указанным выводом, судебная коллегия отмечает, что такого основания для отказа в выплате единовременной материальной помощи, как отсутствие регистрации по месту жительства в пострадавшем от паводка жилом доме ни Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 не предусмотрено.
Судом обоснованно возложена обязанность по выплате единовременной материальной помощи на Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Поскольку, как указано выше, чрезвычайная ситуация, имевшая место в апреле-июле 2010 года на территории Центрального района г. Барнаула в мкр. Затон г. Барнаула, носила региональный характер, то финансовое обеспечение ликвидации последствий этой чрезвычайной ситуации является расходным обязательством Алтайского края.
Исполнительным органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим функции по реализации государственной политики в бюджетной, налоговой и кредитной сферах, обеспечению сбалансированности бюджета Алтайского края и соблюдению установленных федеральными законами и нормативными актами (п.4.4, 4.3.1, 4.3.18 Положения о комитете администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, утвержденному постановлением администрации Алтайского края от 15 апреля 2005 г. N219) является комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, который также является главным распорядителем бюджетных средств региона.
На основании изложенного, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, установлении всех обстоятельств по делу, подтверждены имеющимися в деле доказательствами. Оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.