Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего: Параскун Т.И.,
судей: Дмитриевой О.С., Блинова В.А.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края
на решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску Г.В.Х. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости досрочно.
Заслушав доклад судьи Блинова В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
02.04.2013г. Г.В.Х. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением УПФ РФ в "адрес" *** п.8.187 от 01.07.2013г. ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный трудовой стаж не были включены период службы в Вооруженных силах с 23.05.1973г. по 14.08.1978г. и с 15.08.1978г. по 27.08.1983г.
Не согласившись с решением УПФ РФ от 01.07.2013г. Г.В.Х. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости досрочно.
В обоснование требований истец указал, что ответчик отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со ссылкой на то, что спорный период не подлежит зачету в специальный стаж. Отказ в назначении пенсии является незаконным, поскольку Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГ N1397, предусматривалось право на назначение льготной пенсии с учетом службы в Вооруженных Силах С ... Таким образом, полагал, что имеет право на включение в специальный стаж период службы в Вооруженных Силах С..
С учетом указанных обстоятельств, истец просил суд признать решение Пенсионного фонда от 01.07.2013г. *** п.8.187 незаконным в части отказа в зачете в его специальный стаж периодов службы в Вооруженных силах С. и в назначении ему пенсии в порядке пп.19, п.1 ст.27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ"; обязать Пенсионный фонд включить в его стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии в порядке пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях", периоды службы в Вооруженных Силах С. с 23.05.1973г. по 14.08.1978г. и с 15.08.1978г. по 27.08.1983г., и досрочно назначить ему пенсию с 02.04.2013г.
Решением Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.
Включен в специальный стаж Г.В.Х., дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности, период службы в составе Вооруженных сил С. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в части отказа во включении в специальный стаж Г.В.Х. указанного периода службы и отказа в назначении трудовой пенсии по старости досрочно.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края возложена обязанность назначить Г.В.Х. трудовую пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что действующими нормативными актами период прохождения службы в армии в педагогический стаж не включается, применение ранее действовавших нормативных актов возможно только в случае выработки на день их отмены необходимого специального и общего стажа, включение в специальный стаж указанных спорных периодов на основании постановления Совета М. С. от 17.12.1959г. *** возможно только в том случае, если гражданином на день отмены этого акта - 01.10.1993г. выработано 2/3 необходимого стажа, на должностях, работа на которых засчитывается в специальный стаж. Так как педагогический стаж Г.В.Х. на 01.10.1993г. менее 16 лет и 8 месяцев, спорные периоды в специальный стаж включены быть не могут. Кроме того, спорный период не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку в данный период истцом не осуществлялась педагогическая деятельность в учреждениях для детей. В соответствии с Федеральным законом N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы засчитывается в страховой стаж.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения истца Г.В.Х., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Реализация прав граждан на трудовые пенсии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу ст.7 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Разрешая спор, суд установил, что 02.04.2013г. Г.В.Х. обратился в ГУ - УПФ РФ в "адрес" с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В подтверждение трудового стажа он представил в ГУ - УПФ РФ трудовую книжку и иные документы.
Решением УПФ РФ в "адрес" *** п.8.187 от 01.07.2013г. ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа.
При этом УПФ РФ не включило в трудовой стаж истца периоды службы в Вооруженных силах с 23.05.1973г. по 14.08.1978г. и с 15.08.1978г. по 27.08.1983г., так как по состоянию на 01.10.1993г. отсутствует 2/3 требуемого стажа для права на пенсию за выслугу лет.
Принимая решение об удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что период прохождения Г.В.Х. военной службы в рядах Советской Армии с 23.05.1973г. по 27.08.1983г. подлежит зачету в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку на момент возникновения права на пенсию педагогический стаж истца составил более 16 лет 8 месяцев. Решение пенсионного органа является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, так как он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГ N2-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГ N8-П и Определение от ДД.ММ.ГГ N320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В спорный период с 23.05.1973г. по 27.08.1983г. действовало утвержденное Постановлением Совета М. С. от 17.12.1959г. *** Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил С..
В соответствии с пунктом 4 Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил С., если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Доводы апелляционной жалобы о том, что 2/3 необходимого стажа должно быть выработано на ДД.ММ.ГГ, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Период службы истца в Вооруженных Силах С. относится к периоду до ДД.ММ.ГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, период военной службы истца подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него соответствующего права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства привело бы к ограничению конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку Положение *** от 17.12.1959г., которое предусматривало включение учителям в стаж работы по специальности службу в составе Вооруженных Сил С., утратило силу с 01.10.1993г., а действующее пенсионное законодательство не предусматривает включение указанного периода в стаж работы лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, основаны на ошибочном толковании норм права, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Принимая во внимание, что на момент обращения Г.В.Х. ДД.ММ.ГГ с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с учетом включенных ответчиком периодов работы истца в специальный трудовой стаж, им было выработано более 2/3 стажа работы по специальности, суд обоснованно включил в педагогический стаж период службы в армии с 23.05.1973г. по 27.08.1983г.
Учитывая приведенные обстоятельства, нормы закона, вывод суда о наличии оснований для включения в специальный стаж в льготном исчислении спорного периода и назначения Г.В.Х. досрочной трудовой пенсии по старости со ДД.ММ.ГГ, является правильным.
Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводов суда, свидетельствуют о неверном толковании норм пенсионного законодательства и являлись предметом рассмотрения и исследования в суде первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем у судебной коллегии не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.