Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Дмитриевой О.С., Блинова В.А.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску Коноваловой А. Г. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу *** Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на приватизацию жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коновалова А.Г. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права собственности в порядке приватизации на двухкомнатную "адрес" по адресу: "адрес", "адрес", "адрес"А.
В обоснование требований указала, что на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ, выданного ее супругу как военнослужащему, она занимает жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу.
В порядке статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" она обратилась в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, в ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ с заявлением о передаче ей в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения, в чем ей было отказано.
Отказ в передаче в собственность спорного жилого помещения в считает незаконным. Просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на двухкомнатную "адрес" по адресу: "адрес", "адрес" "адрес"А.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Коноваловой А.Г. удовлетворены.
Признано за Коноваловой А.Г. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе ответчик Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит решение отменить, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по рассмотрению вопроса о предоставлении жилья военнослужащим в собственность возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные управления, в частности ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ. Указывает также, что спорное жилое помещение было предоставлено Коновалову В.М. в качестве служебного из состава ведомственного жилого фонда как служащему Российской Армии на время исполнения трудовых обязанностей на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГ N "данные изъяты". Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения истца Коноваловой А.Г., показания свидетеля Коновалова Е.С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Коновалова А.Г. зарегистрирована и проживает с внуком Карпенко Е.С. в квартире, расположенной в военном городке "адрес" Алтайского края по "адрес" "адрес", что подтверждается выпиской из поквартирной карточки (домовой книги) от ДД.ММ.ГГ г., справкой РЭУ *** " "данные изъяты" *** от ДД.ММ.ГГ
Указанное жилое помещение на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ было предоставлено Коновалову В.М. на состав семьи из "данные изъяты" ( Коновалов В.М., его жена - А. Г., "данные изъяты".
"данные изъяты"
Карпенко Е.С. был вселен в квартиру N "данные изъяты" дома N "данные изъяты" "адрес" ДД.ММ.ГГ в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения.
Истец изъявила желание приватизировать данное жилое помещение.
Письмом от ДД.ММ.ГГ ФГКУ "Центррегионжилье" сообщило Коноваловой А.Г., что полномочия собственника жилищного фонда в "адрес" осуществляет ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Из ответа ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ следует, что Коноваловой А.Г. отказано в выдаче разрешения на приватизацию спорного жилого помещения.
Суд, установив, что истец ранее в приватизации не участвовала, на праве собственности жилых помещений не имеет, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" в "адрес" в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Из показаний допрошенного в судебном заседании суда апелляционной инстанции в качестве свидетеля "данные изъяты" (внука истицы) и его письменного заявления, приобщенного к материалам дела, следует, что он выразил согласие на приватизацию квартиры и отказался от участия в приватизации в пользу истца.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993г. *** "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В силу ст.1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. *** "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании ст.2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона).
Согласно ч.1 ст.4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статьей 11 Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000г. N 752-р "адрес" Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011г. N 1079-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности"Ю был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков военной службы Российской Федерации Алтайский край исключен.
Согласно сведений, предоставленных ТУ Росимущества в Алтайском крае, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", был включен в перечень объектов федерального недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за Алейской Квартирно-эксплуатационной частью.
В соответствии со свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы номер 2 по "адрес" внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения "данные изъяты" в соответствии с приказом М. обороны Российской Федерации *** от 17.12.2010г.
Согласно передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01.04.2011г. Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложения передан и жилой дом, в котором проживает истец, по "адрес" "адрес".
Тип ФГУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации изменен на ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2012г. N422-р.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008г. *** Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Из справки за *** от ДД.ММ.ГГ г., выданной комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации "адрес", следует, что в реестре объектов муниципальной собственности "адрес" жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", отсутствует.
По сообщению архивного отдела администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ г.да N "данные изъяты" в документах архивного фонда Алейского горисполкома "Протоколы заседаний исполкома городского Совета, и документы к ним" за 1973 - сентябрь 1991 года, администрации "адрес" "Постановления главы Администрации города" за ноябрь 1991 - 2005 годы сведения о включении "адрес", находящейся по адресу: "адрес", в число служебных жилых помещений Алейского гарнизона отсутствуют.
Письмом от ДД.ММ.ГГ *** Территориальный отдел *** ФГКУ "Центррегионжилье" сообщил Коноваловой А.Г., что по сведениям о наличии и использовании специализированного жилого фонда, закрепленного за Министерством обороны РФ в Центральном военном округе (электронный вариант), жилое помещение по адресу: "адрес" "адрес" специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилья.
Аналогичная информация предоставлена ДД.ММ.ГГ Территориальным отделом *** ФГКУ "Центррегионжилье" и на запрос суда.
Давая оценку указанным обстоятельствам, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нормативных актов о присвоении "адрес" "адрес" статуса служебной ни до вселения семьи истца в жилое помещение, ни после вселения, уполномоченными органами не принималось, в связи с чем на момент предоставления спорного жилого помещения Коновалову В.М. квартира являлась свободной, решение местной администрации о включении ее в число служебных отсутствовало, таким образом, изначально жилое помещение было предоставлено истцу на условиях договора социального найма.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса Р..
Согласно ст.101 Жилищного кодекса Р., действовавшего на момент предоставления истцам жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Из отзыва Территориального отдела *** ФГКУ "Центррегионжилье" на исковое заявление следует, что жилое помещений в виде квартиры по адресу: "адрес" было предоставлено гражданскому персоналу МО РФ Коновалову В.М. на состав семьи "данные изъяты" "данные изъяты"
Оценивая доводы апелляционной жалобы ответчика о предоставлении спорного жилья Коновалу В.М. в качестве служебного, судебная коллегия учитывает, что согласно ст. 101 Жилищного кодекса Р. жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
На основании ст. 104 Жилищного кодекса Р., в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом М. С., служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В силу ст. 47 Жилищного кодекса Р. на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом М. Р ... Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
На основании пункта 2 Постановления Совета М. С. от 06.05.1983г. *** "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Постановлением Пленума Верховного Суда Р. от 26.12.1984г. *** "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Р." было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Таким образом, исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
На ордере *** от ДД.ММ.ГГ имеется отметка "служебный" (л.д. 7). Однако, как усматривается из материалов дела, решение соответствующего органа о включении спорной квартиры в число служебных отсутствует, в связи с чем изначально правовых оснований для включения квартиры, расположенной по адресу: "адрес" в "адрес", в число служебных жилых помещений не имелось.
В свою очередь, в порядке ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчики ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представили допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения. Доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, а также доказательств того, что спорное жилое помещение было предоставлено семье истца без законных оснований, стороной ответчика также не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку статус закрытого военного городка снят, следует согласиться с судом первой инстанции о том, что после снятия статуса закрытого военного городка истец занимает жилое помещение по договору социального найма.
Доводы жалобы в указанной части не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, в связи с чем не могут служить основанием к отмене либо изменению постановленного судебного акта.
Приказом М. обороны Российской Федерации от 03.11.2010г. *** (в ред. Приказов М. обороны Российской Федерации от 05.04.2011г. N 453, от 22.03.2012г. N 606) осуществление функций, связанных с вопросами жилищного обеспечения, возложено на уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Указанный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, к числу которых относится Федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Приказа указанное учреждение уполномочено, в том числе, принимать решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, суд, установив привлеченного к участию в деле надлежащего ответчика ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, правильно разрешил настоящий спор.
Ссылки ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации об отсутствии у них полномочий по передаче жилья в собственность граждан в силу изложенного не могут служить препятствием для реализации истцами права, предусмотренного действующим законодательством.
Поскольку доводы апелляционной жалобы ответчика признаны судебной коллегией несостоятельными, оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алейского городского суда Алтайского края от 27 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.