Судья Алтайского краевого суда Новикова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края (правопреемник Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в соответствии с Указом Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 года N 55) на решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 03 декабря 2013 года по делу по жалобе Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на постановление заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Кореневской А. Г. от 10 сентября 2013 года N 84/13, которым
Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, ИНН/КПП ***, расположенное по адресу: "адрес",
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленному судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Бякиной О.В., ДД.ММ.ГГ на основании исполнительного листа, выданного Октябрьским районным судом г. Барнаула, возбуждено исполнительное производство об обязании Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству (далее также управление) предоставить Ярославцевой Ю. В. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования г. Барнаул в размере "данные изъяты" кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения, должнику предоставлен 5-дневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требований исполнительного документа. ДД.ММ.ГГ должник представил в отдел судебных приставов сообщение о том, что взыскатель будет обеспечен жильем в рамках реализации долгосрочной целевой программы на 2013-2015 годы. ДД.ММ.ГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере "данные изъяты" руб. и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до ДД.ММ.ГГ. ДД.ММ.ГГ должник сообщил, что в списке детей-сирот по состоянию на ДД.ММ.ГГ Ярославцева Ю.В. состоит в очереди на получение жилья под номером "данные изъяты". Так как в предоставленный судебным приставом-исполнителем разумный срок решение суда не исполнено, Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
По делу вынесено вышеназванное постановление, не согласившись с которым Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обратилось в Центральный районный суд г. Барнаула с жалобой, в которой просило отменить постановление, так как в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку решение суда не исполнено в полном объеме по причинам, не зависящим от должника; судебным приставом-исполнителем при установлении срока для исполнения судебного решения не учитывался комплекс мер, которые необходимо предпринять, в том числе касающихся получения необходимых финансовых средств, реализации специальной целевой программы по обеспечению жильем детей-сирот, а также то, что согласно действующему законодательству обеспечение детей-сирот жильем с ДД.ММ.ГГ производится в соответствии со списком, сформированным исходя из даты постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в получении жилья; при вынесении постановления не учтено, что в адрес отдела судебных приставов управление направляло информацию о мерах, принимаемых для предоставления Ярославцевой Ю.В. жилого помещения, обращалось в суд за предоставлением отсрочки, рассрочки исполнения решения суда; управление в ДД.ММ.ГГ проводило "данные изъяты" аукционов для приобретения жилых помещений с целью их последующего предоставления гражданам, однако все они признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в аукционах, что свидетельствует об отсутствии вины управления в совершении правонарушения. Кроме того, по делу допущено грубое процессуальное нарушение, так как протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя управления, тогда как судебному приставу-исполнителю было заявлено ходатайство об отложении составления протокола в связи с нахождением исполняющего обязанности руководителя в командировке, что препятствовало оформлению доверенности для участия защитника в составлении протокола.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 03 декабря 2013 года постановление оставлено без изменения, жалоба Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, являющееся правопреемником Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в соответствии с Указом Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 года N 55, просит отменить решение судьи, ссылаясь на обстоятельства, ранее изложенные в адресованной районному суду жалобе, дополнительно указывая на возможность освобождения управления от административной ответственности ввиду малозначительности деяния, так как исполнительное производство окончено, на что обращалось внимание судьи районного суда.
В дополнении к жалобе Главное управление обращает внимание на то, что были приняты все меры, зависящие от должника, с тем, чтобы обеспечить взыскателя жилым помещением.
В судебное заседание Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края представителя не направило, извещено о времени и месте его проведения надлежащим образом, в связи с чем жалобу возможно рассмотреть в отсутствие названного лица согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, не нахожу оснований для отмены или изменения решения судьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Материалами дела подтверждаются установленные судьей районного суда при рассмотрении жалобы и указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, свидетельствующие о том, что в течение срока (до ДД.ММ.ГГ), установленного судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, то есть после ДД.ММ.ГГ, требование исполнительного документа, обязывающего предоставить Ярославцевой Ю.В. жилое помещение в черте г. Барнаула, не было исполнено, хотя о необходимости этого Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству было извещено ДД.ММ.ГГ, что следует из копии постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ с штампом регистрации входящей корреспонденции управления.
На основании этого судьей верно сделан вывод о наличии состава административного правонарушения в бездействии Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, в связи с чем признано правомерным вынесение заместителем начальника Межрайонного отдела судебных приставов ДД.ММ.ГГ оспариваемого постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии вины должника ввиду неразумности установленного срока для исполнения требований исполнительного документа, не могут быть признаны обоснованными, поскольку при рассмотрении судом дела об обеспечении Ярославцевой Ю.В. жилым помещением управление не ставило вопрос о необходимости установления срока для его исполнения, хотя должно было предполагать необходимость незамедлительного исполнения решения, которое будет принято по делу; после вступления решения суда в законную силу, а также после возбуждения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора и установления более чем месячного срока для исполнения решения суда (до ДД.ММ.ГГ), управление не обращалось в суд за предоставлением отсрочки или рассрочки исполнения судебного решения, заявления об этом были поданы уже по истечении периода, предоставленного для исполнения решения суда; постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ об установлении срока для добровольного исполнения решения суда не обжаловалось должником. Следовательно, управление не усматривало препятствий для надлежащего исполнения судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок до момента извещения его о составлении протокола об административном правонарушении.
Кроме того, заявления об отсрочке и рассрочке исполнения решения, поданные после извещения управления о составлении протокола об административном правонарушении, оставлены судом без удовлетворения, что обоснованно принято судьей районного суда во внимание при разрешении жалобы управления.
В материалах дела имеются сведения о проведении в период времени, вменяемый в вину управлению, двух аукционов по покупке жилья в "адрес". Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о принятии управлением всех мер к исполнению судебного решения и отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, поскольку не представлено доказательств того, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ принимались какие-либо меры к получению денежных средств, необходимых для приобретения жилья, в том числе для исполнения конкретного судебного решения в отношении Ярославцевой Ю.В., от органов власти, осуществляющих финансирование мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Представленные доказательства о проведении аукционов по покупке жилья в "адрес" до ДД.ММ.ГГ, направлении писем для решения финансовых проблем, связанных с необходимостью обеспечения жильем названной категории граждан, в том числе с получением средств, позволяющих провести аукцион по покупке жилья по более высоким ценам, чем установлены в качестве средних по краю ( ДД.ММ.ГГ- ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ- ДД.ММ.ГГ), не могут быть приняты во внимание, поскольку совершались не в период после возбуждения исполнительного производства и до ДД.ММ.ГГ. Доказательства, представленные в подтверждение приобретения жилья в "адрес", не имеют значения для рассмотрения дела, так как протоколом об административном правонарушении вменяется в вину неисполнение требований исполнительного документа, предписывающего обеспечить гражданина жильем в другом населенном пункте - в "адрес".
Само по себе то, что должником после вступления в силу решения объявлялись аукционы с целью покупки жилья для последующего его предоставления взыскателю и об этом сообщалось судебному приставу-исполнителю, не свидетельствует об отсутствии вины управления в совершении правонарушения, учитывая также, что данные обстоятельства не расценены судом в качестве основания для предоставлении отсрочки исполнения вынесенного им решения.
Указание в жалобе на то, что судебным приставом-исполнителем не были учтены характер подлежащих исполнению требований и перечень необходимых для этого действий, является несостоятельным, поскольку должнику устанавливался достаточно длительный срок исполнения требований исполнительного документа, о продлении которого он не ставил вопрос перед судебным приставом-исполнителем или судом, а также ввиду необходимости при определении названного срока учитывать также и интересы взыскателя - в данном случае ребенка-сироты Ярославцевой Ю.В., которая длительное время не имеет помещения для проживания.
Ссылка в жалобе на то, что с ДД.ММ.ГГ законодательство предусматривает обеспечение жильем детей-сирот в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилья, не может быть принята во внимание, поскольку направлена на оценку законности вступившего в силу решения суда, а также в связи с тем, что порядок исполнения судебных решений жилищное законодательство и акты, предусматривающие льготы, предоставляемые отдельным категориям граждан, не регулирует.
Указание в жалобе на необходимость признания деяния управления малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ в связи с окончанием исполнительного производства нельзя признать обоснованным, учитывая объект посягательства - институт государственной власти, характер правонарушения - необеспечение жильем ребенка-сироты, отсутствие факта устранения бездействия до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, поскольку исполнительное производство окончено не в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, а в связи с отзывом последнего взыскателем.
Что касается довода жалобы о нарушении закона при оставлении протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя управления при наличии ходатайства об отложении совершения процессуального действия по возбуждению дела об административном правонарушении, то он не может быть признан обоснованным.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие; копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГ в отсутствие законного представителя или защитника управления, его копия получена управлением в тот же день, что подтверждается штампом регистрации входящей корреспонденции на протоколе. Повестка о вызове для составления протокола была вручена Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству ДД.ММ.ГГ, то есть заблаговременно. При этом в повестке верно указано о составлении протокола по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ по исполнительному производству, касающемуся Ярославцевой Ю.В., а не по ст. 17.14 КоАП РФ, как необоснованно указано в жалобе. ДД.ММ.ГГ в Межрайонный отдел судебных приставов поступила телефонограмма, в которой заместитель начальника управления Хроменков И.А. (исполнял обязанности начальника) уведомлял о невозможности явки должностного лица управления ДД.ММ.ГГ для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ в связи с нахождением названного заместителя в служебной командировке в "адрес". Данное уведомление было рассмотрено судебным приставом-исполнителем при составлении протокола и на его основании составление протокола обоснованно не отложено, поскольку приказ о направлении в командировку подписан ДД.ММ.ГГ, то есть после получения повестки и не в день составления протокола, и он не препятствовал оформлению в этот же день полномочий защитника на представление интересов управления. Кроме того, в телефонограмме, которая была направлена управлением посредством факсимильной связи, отсутствует просьба отложить составление протокола, указывалось на невозможность явки по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, а не ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
На основании изложенного следует сделать вывод о том, что бездействие Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству квалифицировано правильно, наказание назначено в минимальном размере, нарушений процессуальных норм КоАП РФ не допущено, основания для отмены решения судьи и постановления должностного лица отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 03 декабря 2013 года оставить без изменения, жалобу Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Судья Н.В. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.