Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.И.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре Евстигнеевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по "адрес" и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 02 октября 2013 года по делу
по иску прокурора "адрес" в интересах Родиной Т. И. к Управлению социальной защиты населения по "адрес", МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по расчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление,
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" обратился в суд в интересах Родиной Т.И. с иском к Управлению социальной защиты населения по "адрес", МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по расчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что истец Родина Т.И. зарегистрирована и проживает в "адрес" в "адрес", площадью 44,5 кв.м и в силу п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004г. N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" Родиной Т.И. как реабилитированному лицу и проживающим совместно с ней членам семьи предоставлена мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги, исходя из общей площади жилого помещения, в котором проживает реабилитированное лицо с членами своей семьи. Однако ответчиками в нарушение закона расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен исходя площади 33 кв.м, а не общей площади жилого помещения 44,5 кв.м.
Прокурор "адрес" с учетом уточненных требований просил признать незаконными действия МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Родиной Т.И. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50% с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, исходя из площади жилья в 33 кв.м.; возложить на МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" обязанность по перерасчету денежного эквивалента 50% льготы Родиной Т.И. на оплату коммунальной услуги- отопление, исходя из общей площади жилого помещения - 44,5 кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению и выплате Родиной Т.И. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; возложить на Управление социальной защиты населения по "адрес" обязанность по выплате Родиной Т.И. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги- отопление, определенного в результате перерасчета и выплаченного ранее денежного эквивалента за указанный период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 02.10.2013 исковые требования прокурора г. Новоалайска в интересах Родиной Т.И. удовлетворены.
Признаны незаконными действия МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Родиной Т.И. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50% с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, исходя из площади жилья в 33 кв.м.
На МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет Родиной Т. И., проживающей по адресу: "адрес", денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление в пределах нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения - 44,5 кв.м, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению и выплате Родиной Т.И. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
На Управление социальной защиты населения по "адрес" возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести Родино Т.И. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата перерасчета МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети", и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Взыскана с МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" в местный бюджет государственная пошлина в размере 200 руб.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по "адрес" просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора.
В обоснование жалобы указывает, что в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Необоснованно суд оставил без внимания ходатайство Управления и третьего лица Главалтайсоцзащита об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, подтверждающего обоснованность исковых требований. Прокурор не привел доказательства неправильности расчета льготы. Имеющейся судебной практикой подтверждается необходимость установления наличия и размера задолженности, поскольку при рассмотрении подобных дел судом был истребован расчет сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге и гражданское дело было передано по подсудности мировому судье в связи с ценой иска менее 50000 руб. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой арифметическую ошибку и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ставит вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы ссылается на доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения по "адрес".
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, выслушав пояснения прокурора Гвоздевой Т.А., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Истец Родина Т.И., представитель ответчика Управления социальной защиты населения по "адрес", представитель Главалтайсоцзащита в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. С учетом статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу статьи 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 N 37-ЗС) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, а не социальной нормы.
Такие нормативы на территории "адрес" в спорный период были установлены постановлением администрации г. Новоалтайска от 08.10.2008 N2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
Пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307).
На основании части 2 статьи 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно пунктам 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126, статье 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС, финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных выше Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, частями 1, 9 статьи 4 Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, ч.ч. 7, 8 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Так законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Судом первой инстанции установлено, что Родина Т.И. является реабилитированным лицом, ей на праве собственности принадлежит "адрес" в "адрес", общей площадью 44,5 кв.м.
Управление многоквартирным домом, в котором расположена вышеуказанная квартира и организацией-поставщиком услуг по отоплению жилого помещения истца является МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети".
Соглашением об информационном обмене *** от ДД.ММ.ГГ с Управлением социальной защиты населения по "адрес" МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.2.1., 2.2. соглашения).
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, сумма льготы.
В соответствии с п. 4.2 Соглашения ТСЖ "Мечта" несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
Решением Управления социальной защиты населения по "адрес" о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Вместе с тем расчет компенсации расходов на оплату услуги по отоплению производился Родиной Т.И. в спорный период в размере 50% от начисленной суммы за отопление, исходя из площади жилья в размере 33 кв.м, что не соответствует положениям законодательства.
Установив при разрешении дела, что Родина Т.И. пользуется льготой по оплате за отопление как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ей льгота предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения 44,5 кв.м., суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Доводы апелляционных жалоб о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку требований о взыскании с ответчика каких-либо сумм заявлено не было.
Принимая во внимание, что иск прокурора содержит требование о возложении обязанности на ответчика произвести расчет компенсации по оплате за отопление, указанное дело подсудно районному суду. В связи с этим доводы жалобы в той части, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге может повлиять на подсудность спора, являются необоснованными.
Доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах о наличии иной судебной практики при разрешении аналогичных споров, правового значения не имеют, а потому судебной коллегией во внимание не принимаются.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб выводов суда не опровергают, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению постановленного судом решения по доводам жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 02 октября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.