Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Еремина В.А.
судей Бредихиной С.Г., Тертишниковой Л.А.
при секретаре Кирющенко У.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Кваскова С. П. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 08 ноября 2013 года
по иску Кваскова С. П. к администрации г.Бийска о признании права на меры социальной поддержки, признании действий ответчика незаконными, возложении обязанности по включению в список лиц, имеющих право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Квасков А.П. обратился в суд с исковыми требованиями к администрации г.Бийска о признании за ним права на меры социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствие с ФЗ "О ветеранах"; признании незаконными действия ответчика по не включению истца в очередь на получение жилья, предусмотренную для ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц; возложении на ответчика обязанности по включению в список лиц, имеющих право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, с ДД.ММ.ГГг.
В обоснование заявленных требований указал, что состоял на службе в ОМОН УВД г.Бийска с ДД.ММ.ГГг. по ДД.ММ.ГГг. В ДД.ММ.ГГ принимал участие в обеспечении правопорядка на территории Северного Кавказа, имеет награды.
Согласно положениям ФЗ "О ветеранах" истец относится к категории граждан-ветеранов боевых действий, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В "данные изъяты" он подавал заявление в отдел кадров ОМОН УВД г.Бийска о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако, документы были утрачены не по его вине.
С ДД.ММ.ГГг. истец состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации г.Бийска.
ДД.ММ.ГГг. в ОМОНе вновь была проведена кампания по оформлению заявлений на предоставление жилья с последующей передачей этих документов в администрацию г.Бийска.
ДД.ММ.ГГг. истец получил удостоверение установленного образца, дающее ему право на льготы, предусмотренные ФЗ "О ветеранах", а ДД.ММ.ГГг. представил в администрацию г.Бийска копию данного удостоверения и заявление о постановке на льготную очередь для получения жилья. При этом специалист, принимавший документы, попросила не ставить дату на заявлении; о принятии документов никакой справки выдано не было. Ежегодных уведомлений о продвижении очереди на получение жилья он от администрации города не получал.
На обращение истца в ДД.ММ.ГГ. в администрацию г.Бийска была выдана справка от ДД.ММ.ГГг о том, что он с ДД.ММ.ГГг. состоит на учете, как нуждающийся в жилом помещении, в списках граждан на общих основаниях, номер очереди на ДД.ММ.ГГг. - 2237.
Истец считает, что право на обеспечение жильем как ветерана боевых действий у него наступило с ДД.ММ.ГГг. Поскольку он является ветераном боевых действий, имеет право на льготное жилищное обеспечение за счет средств федерального бюджета, встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до ДД.ММ.ГГг., то администрация г.Бийска обязана была принять решение о включении его в льготный список.
Истец указывает на то, что своего жилья не имеет, на момент постановки на очередь на его иждивении находились две несовершеннолетние дочери, одна из которых не достигла совершеннолетия и на момент обращения истца с данным иском в суд.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 08 ноября 2013 года исковые требования Кваскова С.П. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Квасков С.П. просит решение суда отменить и принять новое решение.
В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, что и при подаче иска. Дополнительно указывает, что документы, предоставленные ДД.ММ.ГГ в жилищный отдел администрации г. Бийска для перевода в льготную очередь утрачены не по его вине. Факт сдачи указанных документов в жилищный отдел подтвердили свидетели, к показаниям которых суд отнесся безосновательно критически. Суд поверил представителю ответчика, указавшему, что истец с заявлением ДД.ММ.ГГ в администрацию г. Бийска не обращался. Между тем в суд, журнал регистрации входящих документов жилищного отдела за ДД.ММ.ГГ предоставлен не был, со ссылкой на его утрату. Полагает, что поскольку ветераном боевых действий он признан ДД.ММ.ГГ года, с указанной даты следует признать за ним право на меры социальной поддержки и восстановить в льготном списке на получение жилья.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика ФИО2 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав представителей истца и ответчика, проверив законность судебного решения по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Федеральным законом от 27.11.2002 N 158-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ), о том, что с 01.01.2004 в отношении лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавших участие в боевых действиях и контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации начали действовать дополнительные льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" для ветеранов боевых действий, в том числе первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" реализация мер социальной поддержки ветеранам боевых действий осуществляется на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01.01.1992.
В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди, то есть установил особый порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
Перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь, содержался в ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР. В указанной статье отсутствовало указание на первоочередное обеспечение жильем ветеранов боевых действий, однако в ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР было прямо указано, что законодательством Российской Федерации возможность первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлена и другим категориям граждан, к которым, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", относились ветераны боевых действий.
Вопросы вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и применения его к отношениям, возникшим до 01.03.2005, урегулированы Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее Вводный закон).
Согласно ст. 5 Вводного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Положениями ст. 6 Вводного закона установлено, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
Как предусмотрено п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Предоставление жилья ветеранам боевых действий в Алтайском крае осуществляется в соответствии с постановлением администрации Алтайского края от 06.10.2006 N 407 "Об утверждении положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае".
Из материалов дела следует, что истец Квасков С.П. проходил службу в ОМОН УВД, за период которой неоднократно принимал участие в обеспечении правопорядка на территории Северного Кавказа.
На основании заявления Кваскова С.П. от ДД.ММ.ГГ последний администрацией г. Бийска поставлен на общую очередь граждан, нуждающихся в жилплощади с ДД.ММ.ГГ года.
ДД.ММ.ГГ ГУВД Алтайского края Кваскову С.П. выдано удостоверение соответствующего образца, предоставляющее ему право и льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах".
Решение о постановке истца на учет как лица, имеющего право на предоставление жилой площади в первоочередном порядке до внесения изменения в действующее законодательство, отсутствует.
Истец утверждал, что ДД.ММ.ГГ им было подано в администрацию г. Бийска заявление о переводе в льготную очередь на получение жилья в связи с получением вышеуказанного удостоверения, судом первой инстанции проверялись указанные обстоятельства. Между тем, в материалах копии учетного дела истца, предоставленного ответчиком, указанное заявление отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд исходил из того, что факт обращения истца Кваскова С.П. в октябре 2004 года с заявлением о переводе в льготную очередь на получение жилья с предоставлением удостоверения подтверждающего право на обеспечение жилья за счет средств федерального бюджета не нашел своего подтверждения. Единственным документом, подтверждающим факт его обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, является заявление от ДД.ММ.ГГ года, адресованное в администрацию г. Бийска.
Никаких достоверных и допустимых доказательств обратного истцом суду не представлено.
Не представлено Квасковым С.П. доказательств, подтверждающих его обращение с заявлением о переводе в льготную очередь на получение жилья с предоставлением удостоверения в октябре 2004 года и суду апелляционной инстанции.
Сам факт присвоения статуса ветерана боевых действий не порождает обязанность ответчика включить истца в очередь на получение жилья, предусмотренную для ветеранов ВОВ и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления носит заявительный характер, и такое заявление оформлялось истцом лишь в мае 2003 года о принятии на учет лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях. При этом, как правильно указал суд первой инстанции, из анализа вышеуказанных норм следует, что право на получение в первоочередном порядке жилья ветеранами боевых действий поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ "О ветеранах"; обращение в компетентные органы до 01.01.2005 с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ "О ветеранах" с предоставлением документа, подтверждающего данное право. Поскольку истец доказательств обращения до 01.01.2005 года в администрацию г. Бийска с заявлением о переводе в льготную очередь на получение жилья в связи с получением удостоверения участника боевых действий не предоставил, суд обоснованно отказал Кваскову С.П. в удовлетворении заявленных требований. То обстоятельство, что истец состоял в очереди на получение жилья на общих основаниях, само по себе не предоставляет истцу право после получения удостоверения ветерана боевых действий претендовать на изменение основания постановки на учет на получение жилья.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие надлежащего ведения со стороны ответчика процедуры учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может свидетельствовать о правомерности требований истца, поскольку им не представлены доказательства обращения с заявлением о постановке истца на учет как лица, имеющего право на предоставление жилой площади в первоочередном порядке до внесения изменения в действующее законодательство.
Вопреки доводов жалобы, показаниям свидетелей судом дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для переоценки судебная коллегия не находит.
Фактически доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции заявителя при рассмотрении спора по существу, правовая оценка которой дана судом первой инстанции с учетом обстоятельств дела и требований действующего законодательства.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам, с которой судебная коллегия согласна.
С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Кваскова С. П. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 08 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.