Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Решетниковой И.Ф., Тарасовой О.Н.
при секретаре Ретунской Н.Г.
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 30 октября 2013 года
по делу по иску прокурора г.Новоалтайска в интересах Бердовой В.А. к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, Муниципальному унитарному предприятию г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по расчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление,
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах Бердовой В.А. с иском к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, в котором с учетом уточнения просил признать незаконными действия МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Бердиной В.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50% с сентября 2010 года по июль 2012 года, исходя из социальной нормы площади жилого помещения в 33 кв.м. Возложить на МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" обязанность по перерасчету денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения - 43,4 кв.м за период с сентября 2010 года по июль 2012 года. Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Бердовой В.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "НТС" за указанный период. Возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате Бердовой В.А. разницы денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного в результате перерасчета, и выплаченного ранее денежного эквивалента на указанные периоды
В обоснование требований указал, что Бердина В.А. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Из ответа Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50% от начисленной суммы, в период с начала 2010 года исходя из площади жилья в 33 кв.м. Поскольку общая площадь квартиры составляет 43,4 кв.м, истец является льготополучателем из категории "лиц из числа реабилитированных", при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения в заявленный в иске период.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 30 октября 2013 года исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Бердовой В.А. удовлетворены.
Судом постановлено признать действия Муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Бердовой В.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % в период с сентября 2010 по 23 июля 2012, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, незаконными.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет Бердовой В.А., проживающей по адресу "адрес", денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление в пределах нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения - 43, 40 кв.м, за период с сентября 2010 по 23 июля 2012.
Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Бердовой В.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом Муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за период с сентября 2010 по 23 июля 2012.
Обязать Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести Бердовой В.А. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата перерасчета Муниципальным унитарным предприятием г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети", и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с сентября 2010 по 23 июля 2012.
Взыскать с МУП г.Новоалтайска "НТС" в местный бюджет государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску просит решение отменить, ссылаясь на то, что в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Необоснованно суд оставил без внимания ходатайство третьего лица об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, подтверждающего обоснованность исковых требований. Прокурор не привел доказательства неправильности расчета льготы. Необходимость установления наличия и размера задолженности подтверждается судебной практикой, согласно которой при рассмотрении подобных дел судом был истребован расчет сумм недоплаты, гражданское дело передается по подсудности мировому судье в связи с ценой иска менее "данные изъяты" руб. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой арифметическую ошибку и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.
Также с решением суда не согласилось третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, представитель которого в апелляционной жалобе просит об отмене состоявшегося судебного акта по аналогичным вышеизложенным доводам.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
В суде апелляционной инстанции прокурор Мищенко Е.Ю. полагала жалобы не подлежащими удовлетворению.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 N37-ЗС) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы.
Такие нормативы на территории г. Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г. Новоалтайска от 08.10.2008 N2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307).
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126 (по тексту - Правила), ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных выше Правил и ч.ч. 1, 9 ст. 4 приведенного Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, ч.ч. 7, 8 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Так законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бердова В.А. является реабилитированным лицом, ей на праве собственности принадлежит квартира по адресу: "адрес", общей площадью 43,4 кв.м.
Организацией - поставщиком тепловой энергии в многоквартирный дом, в котором расположена вышеуказанная квартира истца является МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети".
Соглашением об информационном обмене *** от ДД.ММ.ГГ с Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску МУП г.Новоалтайска "НТС" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.2.1., 2.2. соглашения).
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, сумма льготы.
В соответствии с п. 4.2 Соглашения МУП г.Новоалтайска "НТС" несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
Расчет компенсации расходов на оплату услуги по отоплению производился Бердовой В.А. в спорный период в размере 50% от начисленной суммы за отопление, исходя из площади жилья в размере 33 кв.м., что не соответствует вышеуказанным положениям законодательства.
Таким образом, установив при разрешении дела, что Бердова В.А. пользуется льготой по оплате за отопление как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ей льгота предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения в 43,4 кв.м, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Доводы апелляционных жалоб о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление не могут повлечь отмену решения, поскольку на основании представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из социальной площади жилого помещения 33 кв.м., в то время как общая площадь жилого помещения составляет 43,4 кв.м.
При этом требований о взыскании с ответчика каких-либо сумм заявлено не было, в связи с чем ссылка в жалобах на то, что судом не обоснованно оставлено без внимания ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации не могут повлечь отмену решения суда.
Поскольку установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно должно быть восстановлено, независимо от доводов апелляционных жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
Не являются основанием для отмены решения и доводы жалоб о том, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге повлияет на подсудность спора, так как по правилам ст.33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятое судом к своему производству дело с соблюдением правил подсудности должно быть разрешено этим же судом по существу, независимо от того, изменилась ли подсудность дела. Исковое заявление содержит требование о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление, которое подсудно районному суду. Таким образом, подсудность спора при его разрешении судом не нарушена.
Ссылка в жалобах на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге также признается судебной коллегией несостоятельной ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 30 октября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.