Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.
судей Сачкова А.Н., Храмцовой В.А.,
при секретаре Бубенщиковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края на решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 ноября 2013 года по делу
по иску Стебаевой С. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края о признании решения незаконным, включении периоды работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стебаева С.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края (далее - ГУ УПФ РФ в г.Барнауле) о признании решения незаконным, включении периоды работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указывала, что ДД.ММ.ГГ она обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Барнауле с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости. Однако ответчик решением *** п.2.5 от ДД.ММ.ГГ в назначении пенсии досрочно отказал в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего такое право. При этом ответчиком в специальный стаж не был включен период обучения в ГПТУ *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, а также период работы на Барнаульском заводе "Кристалл" в должности огранщика алмазов в бриллианты с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и в должности переквалификанта огранщика алмазов в бриллианты с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
С таким решением она не согласна, и просила включить указанные периоды в специальный стаж работы, возложить на ответчика обязанность назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением - с ДД.ММ.ГГ. по достижении ею возраста 53 лет, взыскании судебных расходов.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 ноября 2013 года исковые требования Стебаевой С.А. удовлетворены.
Признано незаконным решение ГУ - УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края N 47 п.2.5 от ДД.ММ.ГГ.
На ГУ УПФ РФ в "адрес" возложена обязанность включить в специальный стаж Стебаевой С.А. следующие периоды: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ период обучения в ГПТУ *** по профессии огранщик алмазов в бриллианты; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ период работы огранщиком алмазов в бриллианты 4 разряда в цехе *** Барнаульского завода " "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ период работы переквалификантом огранщика алмазов в бриллианты в цехе *** Барнаульского завода "данные изъяты"".
На ГУ УПФР в "адрес" возложена обязаннность назначить Стебаевой С.А. трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ.
С ГУ УПФР в "адрес" в пользу Стебаевой С.А. взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение в части включения в специальный стаж истца периода обучения в ГПТУ-42, периода работы в качестве переквалификанта огранщика алмазов в бриллианты и досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В обоснование доводов указывает, что в силу норм действующего пенсионного законодательства период начального профессионального обучения не подлежит включению в специальный стаж. Пенсионным законодательством действующим до принятия Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" не предусмотрено возможность зачета периода обучения в страховой и специальный стаж работы. С учетом положений п. 11 Правил N 516, норм Списка N 2, Разъяснения Минтруда РФ от 22.5.1996г. N5 период обучения зачету не подлежит.
Судом необоснованно применен п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590, ввиду временного ограничения применения норм ранее действующего законодательства. Указанное Положение утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 года N 340-1. Учитывая Постановление Минтруда РФ N70 от 17.10.2003г., период обучения истца в профессионально-техническом училище не подлежит включению в специальный стаж, так как до отмены указанного Положения на 01.01.1991г. истцом не был выработан стаж 10 лет.
Период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности переквалификанта огранщика алмазов в бриллианты не подлежит зачету, поскольку из пояснительной записки начальника отдела кадров завода " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГ рабочие получавшие профессии на других операциях на период обучения по другой профессии назывались переквалификантами. Соответственно должность переквалификанта следует считать учеником.
В суде апелляционной инстанции истец Стебаева С.А. возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Суд правильно определил характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
С 01 января 2002 года введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При установлении пенсии до 01 января 2002 года применялись нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 года N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно п.2 ст. 27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список *** производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до ДД.ММ.ГГ работ, предусмотренных Списком *** производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком N2 (пп. "б" п.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2003 N 239).
В соответствии с пунктом 11 "Обработка алмазов в бриллианты без применения робототехники" подраздела 21511000 раздела ХIV "Металлообработка" Списка *** производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГ N10, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено огранщикам алмазов в бриллианты, сортировщикам алмазов, занятым на обработке алмазов в бриллианты без применения робототехники.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Стебаева С. А. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ обучалась в ГПТУ *** города Барнаула, окончив его по профессии огранщик алмазов в бриллианты.
После окончания профессионального училища истица ДД.ММ.ГГ была принята на работу огранщиком алмазов в бриллианты 4-го разряда в цех *** Барнаульского завода "Кристалл". В указанной должности Стебаева С.А. работала до 02.09.1979.
С 01.11.1981г. истец переведена в цех *** переквалификантом огранщика алмазов в бриллианты, ДД.ММ.ГГ ей присвоен 3-й разряд огранщика алмазов в бриллианты на участке шлифовки. Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке, а также приказами Барнаульского завода "Крисстал".
Стебаева С.А. полагая, что имеет достаточный стаж работы в особых условиях труда, с уменьшением возраста (53 лет) ДД.ММ.ГГ обратилась в ГУ УПФ РФ в "адрес" с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 47п.2.5 истцу отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом специальный стаж истца по Списку *** ответчиком определен 3 года 20 дней, а страховой стаж 24 года 10 мес.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд.
По результатам рассмотрения иска Индустриальным районным судом г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ было принято решение о признании незаконным решения ответчика ***.2.5 от ДД.ММ.ГГ в части отказа ФИО1 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа. На ГУ УПФ РФ в г.Барнауле возложена обязанность засчитать в специальный стаж Стебаевой С.А., дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, период обучения в ГПТУ-42 с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, период работы на Барнаульском завода " "данные изъяты" в качестве огранщика алмазов в бриллианты 4 разряда с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ переквалификантом огранщика алмазов в бриллианты, назначить Стебаевой С.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ.
Как следует из текста апелляционной жалобы, поданной ответчиком, означенное решение суда обжалуется в части включения в специальный стаж периода обучения в ГПТУ-42, работы истца переквалификантом огранщика алмазов в бриллианты и в части назначения пенсии.
Возражений в остальной части судебного акта не заявлено.
В соответствии ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий от 24.07.2002г. N 555, утвержденным Постановлением Правительства РФ, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
Спорный период работы истца подтверждены записями в трудовой книжке.
Согласно аттестата N ***, выданному ДД.ММ.ГГ, истица в период ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ обучалась в городском профессионально-техническом училище *** "адрес" по профессии огранщик алмазов в бриллианты, решением экзаменационной комиссии ей присвоена квалификация огранщик алмазов в бриллианты (л.д.7).
Период работы Стебаевой С.А., последовавший после обучения в ГПТУ-42 "адрес" с ДД.ММ.ГГ на Барнаульском заводе " "данные изъяты"" в качестве огранщика алмазов в бриллианты зачтен судом в специальный стаж и ответчиком в жалобе не оспаривается.
В период, когда Стебаева С.А. обучалась в профессионально-техническом училище *** действовало, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГ N 590 Положение "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
В силу пункта 109 названного Положения, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, период обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Положения части 2, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, суд обоснованно включил в специальный стаж истца период обучения в профессионально-техническом училище N 42, возложив на ответчика обязанность по досрочному назначению истцу трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГ, с учетом положений пп. 2 п. 1 ч.1 ст. 27 ФЗ РФ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" об уменьшении пенсионного возраста.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Доводы жалобы ответчика на то, что истцом на момент вступления в законную силу ДД.ММ.ГГ Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990г. N 340-1, а также в соответствии с разъяснениями Минтруда РФ от 22.05.1996г. *** не выработан необходимый специальный стаж, а поэтому период обучения не подлежит зачету, судебная коллегия отклоняет, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Разъяснение, утвержденное постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГ N 70, на которое ссылается ответчик, не может применяться для ограничения права граждан на пенсионное обеспечение, как противоречащее вышеуказанным нормативно-правовым актам и их конституционно-правовому смыслу.
Период работы Стебаевой С.А. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. переквалификантом огранщика алмазов в бриллианты, обоснованно судом включен в специальный стаж истца. В данный период работы, Стебаева С.А. уже работая ранее огранщиком алмазов в бриллианты, выполняла ту же работу, а такой временный перевод необходим для присвоения квалификации по специальности.
Поскольку на день обращения с заявлением истец, достигла возраста 53 лет и её специальный стаж, с учетом включенного ответчиком специального стажа составил более пяти лет, то она имела право в силу п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на назначении досрочной пенсии по старости, с уменьшением возраста установленного ст. 7 названного федерального закона.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, основанной на неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края на решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.