Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре Евстигнеевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Басмановой Е. И. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконными действий по исчислению размера назначенной пенсии, взыскании убытков
по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения представителя ответчика Цыбуленко Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Басманова Е.И. является пенсионером с ДД.ММ.ГГ, состоит на пенсионном обеспечении в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее также - ГУ МВД). До выхода на пенсию была сотрудником управления Государственной противопожарной службы МЧС России по Алтайскому краю, занимала должность старшего юрисконсульта.
Полагая, что пенсия выплачивается ей в заниженном размере, Басманова Е.И. обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, просила признать незаконными действия ГУ МВД России по Алтайскому краю по исчислению размера назначенной ей в 2004 году пенсии с ДД.ММ.ГГ., исходя из минимального размера должностного оклада в "данные изъяты" руб., установленного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГ. N 140; обязать ГУ МВД России по Алтайскому краю исчислять с ДД.ММ.ГГ. пенсию, исходя из максимального размера должностного оклада в "данные изъяты" руб., установленного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГ. *** и восстановить с ДД.ММ.ГГ прежний размер ранее назначенной в 2004 г. пенсии с увеличениями, предусмотренными действующим законодательством; взыскать с ГУ МВД России по Алтайскому краю убытки в виде недополученной суммы пенсии в размере "данные изъяты", а также расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование иска указывала, что при выходе на пенсию размер ее пенсии исчислялся из максимального оклада по замещаемой должности, оклада по специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет (20%).
С ДД.ММ.ГГ. с учетом повышений, установленных действующим законодательством, ей начислялась и выплачивалась ежемесячная пенсия в размере - "данные изъяты" коп., а с ДД.ММ.ГГ. размер получаемой ею пенсии составил - "данные изъяты" коп., поскольку с ДД.ММ.ГГ. пенсии военнослужащих и лиц, приравненных к ним, были проиндексированы на 3,7%. Однако, с ДД.ММ.ГГ. размер пенсии истца уменьшился и стал составлять "данные изъяты"
Данное уменьшение было произведено на основании ответа ГУ МЧС России по Алтайскому краю, в котором указано, что в настоящее время должностные оклады сотрудникам федеральной противопожарной службы, проходящим службу на территории Алтайского края, устанавливаются в соответствии с графой "в субъекте РФ с численностью населения менее 2,5 млн. человек" приложений *** и 13 к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГ. *** и во исполнение указания ФЭД МВД России от ДД.ММ.ГГ. *** о перерасчете пенсии по отдельным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России в соответствии с указанным приказом.
Действия ответчика по уменьшению размера пенсии истец считает незаконными. С ДД.ММ.ГГ. действиями ответчика истцу причинены убытки в виде недополученной пенсии.
Ответчик, возражая против удовлетворения иска, указывал, что во исполнение указания ФЭД МВД России от ДД.ММ.ГГ. N ***, которым было предписано произвести перерасчет пенсии по отдельным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГ *** "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" в адрес Главного управления МЧС России по Алтайскому краю был направлен запрос о порядке установления должностных окладов для исчисления пенсии в соответствии с указанным приказом.
Согласно ответу начальника ГУ МЧС России по Алтайскому краю в настоящее время должностные оклады сотрудникам федеральной противопожарной службы, проходящим службу на территории Алтайского края, устанавливаются в соответствии с графой "в субъекте Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек" приложений *** и *** к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГ *** "О размере месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
В связи с этим с ДД.ММ.ГГ Басмановой Е.И. произведен перерасчет пенсии исходя из оклада по должности в размере - "данные изъяты" руб.; оклада по специальному званию (майор внутренней службы) - "данные изъяты" руб.; процентной надбавки за выслугу лет (20%) - "данные изъяты" руб. Размер пенсии составил "данные изъяты" копейки.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 ноября 2013 года иск удовлетворен.
Признаны незаконными действия Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю по исчислению размера ранее назначенной Басмановой Е.И. пенсии с ДД.ММ.ГГ исходя из размера должностного оклада в размере "данные изъяты" руб.
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю обязано исчислять с ДД.ММ.ГГ размер назначенной Басмановой Е.И. пенсии с учетом увеличений, предусмотренных действующим законодательством, исходя из размера должностного оклада в размере "данные изъяты" руб.
С ответчика в пользу Басмановой Е.И. взыскана недополученная сумма пенсии в размере "данные изъяты" коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб., а всего взыскано "данные изъяты" коп.
ГУ МВД России по Алтайскому краю в апелляционной жалобе просит решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ответчик полагает, что судом неправильно применены нормы материального права. Суд исходил из того, что в данном случае согласно ст.ст. 49, 55 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" назначенная военнослужащему пенсия не может быть пересмотрена в сторону ее уменьшения, поскольку ошибочного завышения ранее установленного размера пенсии в данном случае не установлено.
Однако, напротив, с ДД.ММ.ГГ пенсия Басмановой Е.И. ошибочно исчислялась из оклада по должности старшего юрисконсульта группы УГПС МЧС России Алтайского края в соответствии с приложением *** к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГ *** по графе с численностью населения в субъекте РФ свыше 2,5 млн. человек - "данные изъяты" руб., тогда как согласно данным Росстата численность населения в Алтайском крае в 2012 году составляла менее 2,5 млн. человек.
ДД.ММ.ГГ был издан приказ МЧС России N 140, на основании которого сотрудникам федеральной противопожарной службы, проходящим службу на территории Алтайского края должностные оклады были установлены в соответствии с графой "в субъекте Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек", поскольку численность населения в Алтайском крае в 2013 году также составляла менее 2,5 млн. человек. Поэтому перерасчет пенсии истицы, исходя из оклада "данные изъяты" рублей, был произведен с ДД.ММ.ГГ обоснованно.
Суждение суда о том, что поскольку при выходе на пенсию ее размер был исчислен исходя из максимального оклада по должности старшего юрисконсульта УГПС МЧС России по Алтайскому краю, то и при перерасчете должен приниматься во внимание максимальный оклад, является неправильным, так как при выходе истицы на пенсию нормативным регулированием порядка исчисления пенсии зависимость размер должностного оклада от численности населения субъекта Российской Федерации не была предусмотрена.
Кроме того, в жалобе указано, что суд в противоречии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации взыскал расходы по госпошлине с ответчика, освобожденного от соответствующих расходов независимо от процессуального статуса.
Истицей представлены возражения на апелляционную жалобу, которую она просит оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Басманова Е.И. проходила службу в должности старшего юрисконсульта юридической группы Управления Государственной противопожарной службы МЧС России по Алтайскому краю (далее также - УГПС МЧС России по АК), уволена ДД.ММ.ГГ в звании майора внутренней службы, имеет трудовой стаж 28 лет. С ДД.ММ.ГГ истице назначена пенсия за выслугу лет.
В соответствии со ст.ст. 14, 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в следующих размерах: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 названного Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.
Пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с ДД.ММ.ГГ в размере 54 процентов и начиная с ДД.ММ.ГГ ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
Таким образом, одной из составляющих, учитываемых при определении размера пенсии, является должностной оклад.
Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, в области обеспечения пожарной безопасности, в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или в области таможенного дела (далее - федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники). Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям.
Размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания принимается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, размер денежного содержания работающих сотрудников по должности, которую пенсионер занимал до выхода на пенсию, имеет значение для определения размера пенсии.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" назначенные пенсии подлежит пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 названного Закона.
До ДД.ММ.ГГ оклады сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России были установлены приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГ N ***, согласно приложению *** к которому размеры окладов сотрудников Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации различались в зависимости от численности населения в субъекте - менее или свыше 1 млн. человек. При этом оклад старшего юрисконсульта составлял от "данные изъяты" до "данные изъяты" руб.
Истице, как следует из представленных ответчиком документов, пенсия исчислялась с применением должностного оклада в размере "данные изъяты" рублей.
В отношении работающих сотрудников управлений МЧС России по субъектам вышеуказанные оклады действовали до ДД.ММ.ГГ. Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГ *** был отменен приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГ N ***, которым с ДД.ММ.ГГ был установлен иной размер окладов для сотрудников управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. При этом в качестве критерия разделения субъектов Российской Федерации на группы теперь установлена численность населения менее или свыше 2,5 млн. человек.
В частности, для должности старшего юрисконсульта ГУ МЧС России по субъектам РФ размер оклада установлен "данные изъяты" рублей - в субъектах РФ с численностью населения менее 2,5 млн. человек, и "данные изъяты" руб. - в субъектах с численностью населения более 2,5 млн. человек (приложение N 9 к приказу МЧС России от 25.08.2011 N 461).
Однако в отношении сотрудников Государственной противопожарной службы, вышедших на пенсию, в конце 2011 года были приняты нормативные акты, регулирующие именно размер пенсий при их перерасчете, действие которых распространялось на 2012 год. Таким образом, размер должностных окладов, учитываемых при определении пенсии, и окладов работающих сотрудников Государственной противопожарной службы в течение 2012 года определялся по-разному, эти оклады не соответствовали друг другу.
Так, постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий" были установлены оклады по типовым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, и предписано Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директору Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и руководителю Федеральной таможенной службы установить размеры должностных окладов сотрудников по нетиповым штатным должностям применительно к размерам окладов по типовым штатным должностям соответствующих категорий сотрудников, указанных в приложениях N 1, 3 и 5 к названному Постановлению (пункт 2).
Кроме того, указанным постановлением предписано применять установленные в таком порядке оклады при определении размеров денежного довольствия для исчисления пенсий при назначении пенсий сотрудникам, увольняемым с 1 января 2012 г. со службы из соответствующих федеральных органов исполнительной власти с правом на пенсию, и членам семей сотрудников, проходивших службу в этих органах, а также при пересмотре пенсий лиц, уволенных из этих органов до указанной даты, и членов их семей, назначенных в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Приказом МЧС России от 19.12.2011 N 762 "О размерах должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий" установлены оклады по нетиповым должностям сотрудников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, размер которых отличается в зависимости от численности населения в соответствующем субъекте - свыше или менее 2,5 млн. человек (приложение N 9 к указанному приказу). По должности старшего юрисконсульта в управлениях МЧС России в субъекте, где население превышает 2,5 млн. человек оклад составляет 18 500 руб., а где составляет менее указанной численности - 17 500 руб.
С января 2013 года в связи с изданием приказа МЧС России от 26.02.2013 N 140 оклады, применяемые в отношении работающих сотрудников, и учитываемые при определении размера пенсии были приведены в соответствие.
Как следует из материалов дела, ответчик, пересматривая пенсию истице с января 2012 года применял при расчете размер должностного оклада в сумме 18 500 рублей, не предпринимая действий по установлению того, к какой категории субъектов относится Алтайский край - с населением свыше или менее 2,5 млн. человек. И лишь в 2013 году ответчиком были запрошены данные о количестве населения в субъекте, в результате чего было установлено, что население Алтайского края составляет менее 2,5 млн. человек. Следовательно, с января 2012 года истица получала пенсию в завышенном размере в результате допущенной ответчиком ошибки при ее исчислении.
Доводы истицы о том, что она имеет право на получение такой пенсии, так как при выходе на пенсию ее размер определялся с использованием максимального оклада по соответствующей должности, несостоятельны, поскольку пенсия истицы в указанный период (с января 2012 года) определялась с использованием размера оклада, который вообще не применяется на территории Алтайского края. Этот размер превышает максимальный оклад, который может быть выплачен работающему на должности истицы сотруднику, поэтому и при исчислении пенсии Басмановой Е.И. он не должен был применяться.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда о том, что при исчислении пенсии истице не была допущена ошибка, поскольку этот вывод противоречит вышеуказанным нормативным актам.
Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает возможность произвольно определять момент пересмотра размера пенсии, в том числе и при обнаружении ошибки в определении этого размера.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится:
а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения;
б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
Поскольку ошибка при определении размера пенсии в качестве самостоятельного основания для перерасчета пенсии законом не установлена, а также с учетом вышеуказанных положений ч. 1 ст. 49 названного Закона, согласно которым пересмотр пенсии обусловлен изменением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников, судебная коллегия полагает, что правильный расчет пенсии может быть произведен истице одновременно с ее пересмотром при увеличении уровня денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
В связи с этим судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном взыскании с ответчика в пользу истицы расходов по оплате государственной пошлины является несостоятельным.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. По смыслу закона (п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации) государственная пошлина - это сбор, взимаемый в доход бюджета с лиц, которые обращаются в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.
В данном случае с ответчика взыскана не государственная пошлина, а сумма в возмещение судебных расходов. Эта сумма взыскана не в доход бюджета, а в пользу истца на основании ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем основания для применения ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствовали.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.