Судья Астраханского областного суда Лапшина Л.Б.,
при секретареГайнуллиной В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Военного комиссариата Астраханской областина постановлениесудьи Кировского районного суда г. Астраханиот 25 декабря 2013 годапо делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Военного комиссариата Астраханской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 25 декабря 2013 года Военный комиссариат Астраханской областипризнан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе представительВоенного комиссариата Астраханской области ставит вопрос об отмене постановления суда, считая его незаконным и необоснованным, указывая, что внеплановая проверка проведена Управлением Росздравнадзора по Астраханской области с нарушением ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Кроме того, Военным комиссариатом получена лицензия на осуществление медицинской деятельности в соответствии с действующим законодательством и в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения.
Выслушав представителя Военного комиссариата Астраханской области Антропову Н.В., поддержавшую доводы жалобы, представителейУправления Росздравнадзора по Астраханской области Бондаренко Е.П. и Васильеву Л.В., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к выводу о необходимости отмены постановления и прекращения производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пунктов 1, 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхжалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ за N N Управлением территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Астраханской области (Управление Росздравнадзора по Астраханской области) издан приказ о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Военного комиссариата Астраханской области на основании подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи с письменным обращением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N N, касающегося вопросов организации работы военно-врачебной экспертизы Военного комиссариата Астраханской области по адресу: г. Астрахань, ул. Свердлова, 43-45.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года в результате проверки Военного комиссариата Астраханской области, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлено осуществление медицинской деятельности по военно-врачебной экспертизе в отделе Военного комиссариата Астраханской области по адресу: г. Астрахань, ул. Свердлова, 43, без специального разрешения (лицензии) в нарушение требований ФЗ от 4мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 года N 121н "Об утверждении Требований к организациии выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях".
Военный комиссариат Астраханской области имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности N N от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Управлением Росздравнадзора по Астраханской области на осуществление медицинской деятельности по адресу: г. Астрахань, ул. Джона Рида, 35, литер А, этаж 2, кабинеты N.
Условиями лицензии предусмотрено осуществление доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу; при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-социальной помощи по: неврологии, терапии; б) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: военно-врачебной экспертизе, психиатрии.
Согласно распоряжений Губернатора Астраханской области от 29 марта 2013 года N193-р "О призыве на военную службу в апреле-июле 2013 года граждан Российской Федерации на территории Астраханской области" и от 26 сентября 2013 года N654-р "О призыве на военную службу в октябре - декабре 2013 года граждан Российской Федерации на территории Астраханской области" утверждены основные и резервные составы призывных комиссий муниципальных образований Астраханской области.
В состав призывной комиссии по г. Астрахани N2, ул. Свердлова, 43, Кировский район и Ленинский район входят, в том числе, член комиссии: ФИО6 - врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, терапевт отделения подготовки и призыва граждан на военную службу отдела Военного комиссариата Астраханской области по г. Астрахани.
Врач-терапевт ФИО6 руководит работой врачей ЛПУ, откомандированных для работы в Военном комиссариате Астраханской области при медицинском освидетельствовании призывников, выносит заключение о годности к военной службе, разрабатывает планы лечебно-профилактических мероприятий, заполняет медицинские разделы личных дел призывников.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" - определение категории годности к военной службе относится к функциям военно-врачебной экспертизы, которая относится к медицинской деятельности и подлежит лицензированию.
Преамбулой Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федеральных законов от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ и от 25 октября 2007 года N 234-ФЗ, установлено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 10ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В силу подпункта "в" пункта 2 части 2 данной статьи основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Из материалов дела и объяснений представителей Управления Росздравнадзора по Астраханской области следует, что ДД.ММ.ГГГГ по почте поступило письменное обращение ФИО5, проживающей по адресу: "адрес".
Данное обращение не соответствует требованиям статьи 7 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ, так как не подписано.
С учетом данного обстоятельства, прихожу к выводу о том, что установить личность лица, направившего данное заявление невозможно.
Кроме того, в заявлении содержится просьба провести проверку законности действий должностных лиц Военного комиссариата Астраханской области в связи с отказом дочери ФИО5 в приеме на работу, то есть содержатся сведения о нарушении действующего трудового законодательства, а не о нарушении прав заявителя, гарантированных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". Данное заявление также не содержит сведений о нарушении Военным комиссариатом Астраханской области действующего законодательства в области лицензирования.
Согласно пункту 3 статьи 10 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Анализ представленных документов по делу позволяет сделать вывод о том, что личность заявителя не установлена, отсутствует сообщение о нарушении прав потребителя, следовательно, при таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что у Управления Росздравнадзора по Астраханской области не имелось законных оснований для проведения внеплановой документарной проверки деятельности Военного комиссариата Астраханской области, касающейся организации работы военно-врачебной экспертизы по адресу: г. Астрахань, ул. Свердлова, 43.
Районный суд при рассмотрении дела не дал надлежащую оценку данным обстоятельствам.
В силу пункта 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхне допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
На основании изложенного, прихожу к выводу о том, что все доказательства, собранные по данному делу об административном правонарушении, не имеют юридической силы, поскольку собраны с нарушениями требований действующего законодательства.
Таким образом, при рассмотрении дела судьей Кировского районного суда г. Астрахани были допущены существенные нарушения процессуальных норм права.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Военного комиссариата Астраханской области состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 25 декабря 2013 года отменить, производство по делу о привлечении Военного комиссариата Астраханской области к административной ответственности по части 1 статьи 19. 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.