Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 18 февраля 2009 г. N 03-11-11/21
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, в связи с поступающими запросами о порядке применения розничными рынками системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении предпринимательской деятельности, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход может быть переведена предпринимательская деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.
Пунктом 3 статьи 346.29 Кодекса установлено, что базовой доходностью по указанному виду предпринимательской деятельности являются:
количество переданных во временное владение и (или) в пользование торговых мест, объектов нестационарной торговой сети, объектов организации общественного питания (если площадь каждого из этих объектов не превышает 5 кв. метров);
площадь переданного во временное владение и (или) в пользование торгового места, объекта нестационарной торговой сети, объекта организации общественного питания (если площадь каждого из этих объектов превышает 5 кв. метров).
Согласно пункту 4 статьи 346.28 Кодекса на розничных рынках, образованных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ), налогоплательщиками единого налога в отношении предпринимательской деятельности, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса, являются управляющие рынком компании.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона N 271-ФЗ торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией.
Порядок предоставления торговых мест и заключения договоров о предоставлении торговых мест регулируется статьей 15 Федерального закона N 271-ФЗ.
Лицами, с которыми может быть заключен договор о предоставлении торгового места, являются: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством) (пункт 9 статьи 3 Федерального закона N 271-ФЗ).
Управляющая рынком компания ведет реестр договоров о предоставлении торговых мест (пункт 15 статьи 3 Федерального закона N 271-ФЗ).
В целях исчислении# единого налога за налоговый период управляющая рынком компания должна на основании реестра договоров о предоставлении торговых мест определять количество переданных во временное владение и (или) в пользование торговых мест, а также площадь торговых мест. При этом торговые места должны соответствовать определениям, данным в главе 26.3 Кодекса.
В связи с тем, что на уплату единого налога переводится деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов и объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей, то в целях исчисления единого налога управляющей рынком компанией не следует учитывать переданные ею во временное владение и (или) в пользование объекты розничной торговли, имеющие торговые залы (магазины и павильоны) и объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные). Доходы от оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование указанных объектов должны облагаться в рамках иных режимов налогообложения.
Согласно абзацу шестому статьи 346.27, пунктам 4-7 статьи 346.29 Кодекса базовая доходность корректируется (умножается) на корректирующий коэффициент базовой доходности К2, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе сезонность и режим работы. На основании подпункта 3 пункта 3 статьи 346.26 Кодекса представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга вправе при утверждении корректирующего коэффициента К2 учесть такие особенности деятельности рынков, как сезонность и режим работы.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2009 года признан утратившим силу абзац третий пункта 6 статьи 346.29 Кодекса, которым налогоплательщику предоставлялось право корректировать значение корректирующего коэффициента К2 в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности
Поэтому при исчислении единого налога количество дней фактического использования торгового места на рынке не учитывается.
Вместе с тем, согласно пункту 9 статьи 346.29 Кодекса, в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. Таким образом, если в течение налогового периода согласно реестра# договоров изменилось количество предоставленных торговых мест или площадь предоставленных торговых мест, то данные изменения должны учитываться при исчислении единого налога в соответствии с пунктом 9 статьи 346.29 Кодекса.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На уплату ЕНВД может переводиться передача во временное владение (пользование) торговых мест в объектах стационарной торговой сети без торговых залов, объектов нестационарной торговой сети. Магазины и павильоны к таким объектам не относятся. Поэтому доходы от их передачи во временное владение (пользование) должны облагаться в рамках иных режимов налогообложения.
Разъяснено, что при исчислении ЕНВД количество дней фактического использования торгового места на рынке не учитывается, так как с 2009 года налогоплательщики утратили право корректировать значение коэффициента базовой доходности К2 с учетом фактического срока работы. Если в течение налогового периода у налогоплательщика изменилась величина физического показателя (количества переданных торговых мест, их площади), то при расчете ЕНВД такое изменение учитывается с начала того месяца, в котором оно произошло.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 февраля 2009 г. N 03-11-11/21
Текст письма официально опубликован не был