Апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 14 января 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т. В.,
судей Баркаловой Т. И., Богданова А. П.,
при секретаре Гончаровой Е. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 января 2014 года
апелляционную жалобу Комоловой З.К.
на решение Волоконовского районного суда Белгородской области от 20 августа 2013 года
по делу по иску Комоловой З.К. к Управлению социальной защиты населения администрации муниципального района "Волоконовский район" Белгородской области о признании незаконным отказа в получении денежной выплаты и взыскании задолженности.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения представителя Управления социальной защиты населения администрации муниципального района "Волоконовский район" Белгородской области Гончаренко А. В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комолова З.К. согласно удостоверению имеет статус Ветерана труда. С марта 2009 года по 01.07.2010 года истица получила ежемесячную денежную выплату, установленную ветеранам труда, проживающим на территории Белгородской области. Прекращение ежемесячной денежной выплаты было связано со снятием Комоловой З.К. с регистрационного учета и не проживанием ее в Белгородской области.
Дело инициировано иском Комоловой З.К. к Управлению социальной защиты населения администрации муниципального района "Волоконовский район" Белгородской области, которая просила признать незаконным прекращение ежемесячных денежных выплат и взыскать с ответчика задолженность по указанным выплатам в размере "данные изъяты" руб.
В судебном заседании Комолова З.К. поддержала заявленные требования.
Представители ответчика иск не признали.
Решением суда исковые требования отклонены.
В апелляционной жалобе Комоловой З.К. ставится вопрос об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) урегулированы правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона РФ "О ветеранах" определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными правовыми нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 9 указанного Закона, реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Меры социальной поддержки, установленные законом и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10).
В соответствии со ст.14 Социального кодекса Белгородской области, ветераны труда, ветераны военной службы после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, имеют право на предоставление мер социальной защиты в форме мер социальной поддержки, социальных услуг и ежемесячной денежной выплаты.
На основании ч. 1 ст. 5 указанного Кодекса на предоставление мер социальной защиты, предусмотренных настоящим Кодексом, имеют право граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Белгородской области, и признанные настоящим Кодексом нуждающимися в их предоставлении.
Постановлением правительства Белгородской области от 14.12.2004 года N 199-пп "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, с учетом права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (социальной услуги)" установлен Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты, в том числе ветеранам труда.
Настоящий Порядок распространяется на граждан Российской Федерации, относящихся к категории ветеранов труда, ветеранов военной службы, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, постоянно проживающих на территории области на основании регистрации по месту жительства, а также на постоянно проживающих на территории области иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к названным категориям (п.3).
Во исполнение закона Белгородской области от 4 декабря 2007 года N 174 "О внесении изменений в Социальный кодекс Белгородской области и в статью 1 закона Белгородской области "О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан" в части перехода на выплату ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов правительством Белгородской области утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области.
Настоящее Положение регулирует процедуру обращения за ежемесячной денежной компенсацией отдельных категорий граждан, имеющих право на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, рассмотрения этих обращений органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов (далее - орган социальной защиты населения).
Право на получение ежемесячной денежной компенсации (далее - компенсация) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют в том числе, ветераны труда (пункт 1.1 Положения).
Согласно п. 1.3 Положения компенсация назначается гражданам в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением при условии постановки на учет в органе социальной защиты населения по месту жительства (с учетом регистрации) или месту пребывания, если по месту жительства меры социальной поддержки не предоставляются.
В силу п.4.1 Положения основанием для назначения и выплаты компенсации является постановка на учет в органе социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания при отсутствии у граждан задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению при представлении указанных в Положение документов, в том числе документа, удостоверяющего личность и регистрацию по месту жительства (в необходимых случаях - регистрацию по месту пребывания, гражданство Российской Федерации).
Компенсация назначается с момента наступления права на ее назначение и на срок установления льготного статуса, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца, в котором гражданин приобрел это право. При обращении за компенсацией по истечении шести месяцев компенсация назначается за прошлое время, но не более чем за шесть месяцев с момента обращения гражданина с документами, указанными в пункте 4.1 настоящего Положения.
В случае регистрации граждан по месту пребывания, предусмотренном пунктом 1.3 настоящего Положения, компенсация назначается на период регистрации при представлении документа о прекращении мер социальной поддержки по месту жительства (п.4.7 Положения).
В соответствии с п. 4.8. Положения компенсация гражданам, прибывшим на новое место жительства, назначается с даты регистрации и выплачивается за прошлое время, но не более чем за шесть месяцев с момента регистрации по новому месту жительства при представлении документа о прекращении мер социальной поддержки по прежнему месту жительства с указанием недополученных или переплаченных сумм компенсации или путем запроса органа социальной защиты населения о прекращении выплаты по прежнему месту жительства гражданина.
Выплата компенсации гражданину прекращается в случае признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим, снятия с регистрационного учета по месту жительства (в установленных настоящим Положением случаях - с регистрационного учета по месту пребывания), зачисления на полное государственное обеспечение или в государственное стационарное учреждение социального обслуживания, помещения в места лишения свободы по приговору суда и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Белгородской области (п.4.17).
Выплата компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 4.17 настоящего Положения, на основании решения органа социальной защиты населения (п.4.18).
Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, 12 февраля 2009 года решением Управления социальной защиты населения администрации муниципального района "Волоконовский район" Белгородской области Комоловой З.К. назначена ежемесячная денежная выплата с 01.03.2009 года.
Решением Волоконовского районного суда от 25 июня 2010 года за Комоловой З.К. прекращено право пользования жилым домом, расположенным в "адрес".
С 01.07.2010 года в связи с поступлением в Управление социальной защиты населения администрации муниципального района "Волоконовский район" Белгородской области сведений о снятии Комоловой З.К. с регистрационного учета выплата ежемесячная денежной компенсации была прекращена на основании распоряжения от 01. 09. 2010 г.
Учитывая изложенное, принимая во внимание постоянное проживание истицы за пределами Российской Федерации (в ***), судебная коллегия полагает, что прекращение выплаты Комоловой является законным и обоснованным, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25. 06. 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания или места жительства в пределах Российской Федерации" место жительства- жилой жом, квартира, комната, жилое помещение специализированного типа, либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и в котором он зарегистрирован по месту жительства. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении.
Из анализа ст. 2,3 данного Федерального закона следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства", не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Между тем, в рассматриваемо случае истица никогда фактически не проживала на территории *** района Белгородской области как в период регистрации, так и после снятия ее с регистрационного учета. Ее регистрация в *** носила фиктивный характер без намерения проживать по указанному адресу. Данное обстоятельство подтверждено самой истицей. Апеллятор в жалобе также ссылается на то, что в п. *** и в Белгородской области она ни одного дня не проживала, а только зарегистрировалась, чтобы запросить пенсионное дело из г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) и получать меры социальной поддержки, проживает у родственников в *** области и каждые 90 суток оформляет миграционную карту.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности по возобновлению выплаты истице мер социальный поддержки.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и правовых оснований к отмене решения суда не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волоконовского районного суда Белгородской области от 20 августа 2013 года по делу по иску Комоловой З.К. к Управлению социальной защиты населения администрации муниципального района "Волоконовский район" Белгородской области о признании незаконным отказа в получении денежной выплаты и взыскании задолженности оставить без изменения, апелляционную жалобу Комоловой З.К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.