Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 28 января 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
Председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.
Судей областного суда АПОКИНОЙ Е.В.
ДЕНИСЮКА О.Н.
С участием прокурора БОЙКАЧЕВОЙ О.А.
При секретаре РУДАКОВОЙ О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании28января2014годапо докладусудьи Петраковой Н.П.дело поапелляционнойжалобепредставителя Правительства Брянской области на решениеПогарского районногосуда Брянской от07ноября2013года поиску прокурора Погарского района Брянской области в защиту неопределенного круга лиц к Правительству Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Погарского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц кПравительству Брянской области о понуждении к совершению действий в обоснование заявленных требований ссылаясь на то,на территории Кистрерского сельского поселения Погарского района Брянской области расположен скотомогильник (биотермическая яма) с захоронением биологических отходов.Скотомогильник (урочище "Бугор") расположен "адрес"
По результатам проверки установлено,что скотомогильник содержится с грубыми нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства и не соответствуют требованиям "Ветеринарно-санитарных правил сбора,утилизации и уничтожения биологических отходов",поскольку он не оборудован надлежащим образом-не огорожен глухим забором,не оканавлен,не обвалован,к нему имеется свободный доступ.
Это свидетельствует о неудовлетворительном ветеринарно-санитарном состоянии объекта недвижимости,нарушении п.п.5.6,5.8 "Ветеринарно-санитарных правил сбора,утилизации и уничтожения биологических отходов",утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от04.12.1995года N 13-7-2/469.
Несоблюдение ветеринарно-санитарных правил содержания скотомогильников создает угрозу возникновения и распространения инфекций,опасных для человека и животных,а также чрезвычайных ситуаций.В силу действующего законодательства осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством соответчиков.
Указанный скотомогильник никому не принадлежит,на балансе муниципальногообразования Погарского районане состоит,в реестр объектов государственной собственности Брянской области не включен и,следовательно,в соответствии со статьей225Гражданского кодексаРФ является бесхозяйным.
Учитывая,что скотомогильники должны находится в государственной собственности субъекта РФ-Брянской области,истеципросилсуд обязать Правительство Брянской области обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйногообъекта,указанного скотомогильника,ипринять меры по постановке его на учет в органе,осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решением Погарского районного суда Брянской области от07.11.2013г.иск Прокурора Погарского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Брянской области о понуждении к совершению действий,-удовлетворен.
Суд обязал Правительство Брянской области обратиться в Погарский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей,скотомогильника,расположенного на территории Кистерского сельского поселения Погарскогорайона Брянской области ( "адрес"и требуемыми в соответствии с п.5Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей,утвержденного Постановлением Правительства РФ от17.09.2003г. N 580,документами не позднее чем в двухмесячный срок со дня вступлениярешения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Брянской области,просит отменить решение районного суда,указывая на то,что процессуальное положение Правительства Брянской области в качестве ответчика по данному делу не основано на законе,поскольку Правительство является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области имущественных отношений.Бесхозяйные скотомогильники не могут финансироваться за счет средств субъекта РФ,поскольку такие действия влекут за собой нецелевое расходованиесредствобластного бюджета,просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм процессуального и материального права.Кроме того,судом неправильно определены обстоятельства,имеющие значение для дела.
Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Заслушав доклад судьи областногосудаПетраковой,выслушавобъяснения представителя Правительства Брянской области,поддержавшего доводы жалобы,заключение прокурора,возражавшего против доводов апелляционной жалобы и полагавшего,что решение судом постановлено в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона,проверив материалы дела,обсудив доводы апелляционной жалобы,судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как усматривается из материалов дела,согласно акту поверки N 2от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ Брянской области "Погарская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных",в ходе ветеринарно-санитарной проверки скотомогильника,расположенного на территории "адрес",было установлено,что указанный скотомогильник не огорожен глухим забором,не оканавлен с внутренней стороны по всему периметру траншеей глубиной0,8м.и шириной1,5м.с устройством вала из вынутого грунта.Нет моста через траншею.Имеются две металлические бочки глубиной по8м.каждая.Отсутствует навес над ямой2,5м.высотой,6,0м.длиной,и3,0м.шириной.Отсутствует помещение для вскрытия трупов животных,хранения дезинфицирующих средств,инвентаря,спецодежды и инструментов.
В ходе прокурорской проверки были выявлены аналогичные нарушения ветеринарно-санитарных правил,которые были зафиксированы в акте проверки от12.08.2013г.
Из материалов дела также следует,что сведения о регистрации прав на объект недвижимости-скотомогильник,расположенный на территории "адрес".,отсутствуют,фактически скотомогильник ни за кем не закреплен,никтоне следит за его состоянием.Данные обстоятельства подтверждаются доказательствами по делу,никем из участников процесса не опровергнуты.Данные о выделении и принадлежности земельного участка,на котором расположен скотомогильник,также отсутствуют.
Более того,судом установлено,чтобесхозяйный объект недвижимого имущества-скотомогильник,расположенный на территории Кистерского сельского поселения Погарского района Брянской области,ненадлежащее состояние которого в силу того,что он никому не принадлежит,реально угрожает созданием чрезвычайных экологических ситуаций,чреватых опасными последствиями как для жизни и здоровья людей,так и для природы в целом.
Согласно ч.1ст.225ГК РФ,бесхозяйной является вещь,которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо,если иное не предусмотрено законами,от права собственности на которую собственник отказался.
Таким образом,суд обоснованно пришел к выводу о том,что скотомогильник,расположенный на территорииКистерского сельского поселения Погарского района,является бесхозяйным.
В силу ст.72Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами,стихийными бедствиями,эпидемиями,ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Разрешая исковые требования прокурора,суд пришел к правильному выводу о том,что скотомогильник может находиться в собственности субъекта Российской Федерации и полномочиями по приведению бесхозяйных скотомогильников в надлежащее состояние обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,в данном случае - Правительство Брянской области.
Суд правомерно учитывал,что вопросы,касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей,утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от17.09.2003г.N580.В соответствии с п.4указанного Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества,не имеющие собственников,либо от права собственности на которые собственники отказались,в порядке,предусмотренном ст.225и ст.236Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда,поскольку в соответствии со ст.ст.5,6Федерального закона от06.10.2003года N131-ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч.2ст.2Федерального закона от30.03.1999года N52-ФЗ"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации,осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации,а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.п.49п.2ст.26.3Федерального закона от06.10.1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органовгосударственнойвласти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения,осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации,относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных,их лечению,защите населения от болезней,общих для человека и животных.Для осуществления данных полномочийсогласно пп. "ц" п.2ст.26.11Федерального закона от06.10.1999года N184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
На основании п.2.1.16Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации,утвержденной Указом Президента Российской Федерации от24декабря1993года N2284,приватизация скотомогильников,находящихся в Федеральной собственности,запрещена.
В соответствии со ст.42Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.8Федерального Закона от30.03.1999г.N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляется право граждан на благополучную средуобитания,факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.1ст.22Федерального Закона от30.03.1999г.N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",отходы производства и потребления подлежат сбору,использованию,обезвреживанию,транспортировке,хранению и захоронению,условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.3Постановления Верховного Совета Российской Федерации от27.12.1991г. N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность,государственную собственность республик в составе Российской Федерации,краев,областей,автономной области,автономных округов,городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности,не указанные в приложениях1-3к настоящему Постановлению,независимо от того,на чьем балансе они находятся,и от ведомственной подчиненности предприятий,передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации,краев,областей,автономной области,автономных округов,городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов,Советов народных депутатов.
В Приложении N1кданному постановлению перечислены объекты,относящиеся исключительно к федеральной собственности,однако скотомогильники и биотермические ямы не указаны.
Не указаны скотомогильники и биотермические ямы и в Приложении N2,где перечислены объекты,относящиеся к федеральной собственности,которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации,краев,областей,автономной области,автономных округов,городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В Приложении N3перечислены объекты,относящиеся к муниципальной собственности.Скотомогильники и биотермические ямы,как указывалось выше,в муниципальной собственности находиться не могут.
Таким образом,скотомогильники и биотермические ямы относятся к собственности субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах,суд обоснованно признал подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора,проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных,их лечению,защите населения от болезней,общих для человека и животных относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации,а не органов местного самоуправления.
Кроме того,судебная коллегия соглашается с выводомрайонногосуда о том,что ответчику для исполнения настоящего решения необходимы временные и финансовые затраты,а потому срок исполнения решения два месяца со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным на основании статьи206Гражданского процессуального кодекса РФ.
Другие доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие с выводами суда,по существу их не опровергают,оснований к отмене решения не содержат,в связи с чем,признаются судебной коллегиейнесостоятельными.
Судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, оснований к его отмене по доводам,изложенным в жалобе,не усматривает.
Руководствуясь ст.328ГПК РФ,судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
РешениеПогарского районногосуда Брянской области от07ноября 2013года оставить без изменения,апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий ПЕТРАКОВА Н.П.
Судьи областного суда АПОКИНА Е.В.
ДЕНИСЮК О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.