Письмо Минфина РФ от 31 марта 2009 г. N 07-03-32/423
Согласно письмам Минфина России от 6 июня 2013 г. N 07-02-05/20990 и от 2 октября 2013 г. N 07-02-05/40858 настоящее письмо не применяется
Согласно федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности N 14 "Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696, в ходе аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон). Рассмотрению, в частности, подлежит соблюдение аудируемым лицом установленных Федеральным законом или в соответствии с ним требований в отношении обязательного представления/направления в уполномоченный орган (Федеральная служба по финансовому мониторингу) сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом.
В связи с этим Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности обращает внимание аудиторских организаций и аудиторов на следующее.
1. В соответствии с Федеральным законом организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом (статья 5), представляет/направляет непосредственно в уполномоченный орган в сроки, установленные Федеральным законом:
1) сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю (статья 6);
2) сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у работников данной организации на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какими-либо из этих операций осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (статья 7, часть 3).
2. В соответствии со статьей 6 Федерального закона следующие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю:
А) операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
1) операции с денежными средствами в наличной форме:
снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
3) операции по банковским счетам (вкладам):
размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
4) иные сделки с движимым имуществом:
помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;
Б) сделка с недвижимым имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее;
В) операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
3. В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у работников данной организации на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что эти операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, направляются в уполномоченный орган независимо от того, относятся или не относятся указанные операции к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона, т.е. подлежащим обязательному контролю.
4. Проведение соответствующих аудиторских процедур в отношении соблюдения аудируемым лицом требований в отношении обязательного представления/направления в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом имеет особое значение при аудите бухгалтерской отчетности организаций, определенных статьей 5 Федерального закона: кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций и лизинговых компаний, организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, др.
5. При выявлении фактов несоблюдения аудируемым лицом Федерального закона аудитор обязан предпринять меры, предусмотренные Федеральным законом, а также федеральным правилом (стандартом) N 14.
Директор Департамента |
Л.З. Шнейдман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При проверке бухгалтерской отчетности аудитор обязан также рассмотреть (учесть), соблюдается ли ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
На основании этого закона организации, проводящие операции с денежными средствами или иным имуществом, должны направлять в Росфинмониторинг сведения о следующих операциях: подлежащих обязательному контролю; в отношении которых возникло подозрение, что они совершаются для отмывания доходов или финансирования терроризма (независимо от того, подлежат ли такие операции обязательному контролю).
Приведен перечень операций, подлежащих обязательному контролю. В него входят некоторые операции с наличными деньгами, операции по банковским счетам (вкладам) и т. д.
Соответствующие сведения в Росфинмониторинг должны представлять, в частности кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации, управляющие инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при купле-продаже недвижимости.
При выявлении фактов несоблюдения Федерального закона аудитор должен принять соответствующие меры.
Письмо Минфина РФ от 31 марта 2009 г. N 07-03-32/423
Текст письма размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http://www.minfin.ru)
Согласно письмам Минфина России от 6 июня 2013 г. N 07-02-05/20990 и от 2 октября 2013 г. N 07-02-05/40858 настоящее письмо не применяется