Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 7 мая 2009 г. N 03-05-04-01/32
Вопрос: В собственности муниципального образования городского поселения находится имущество, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями, в том числе органами местного самоуправления городского поселения и иными муниципальными организациями городского поселения, которое составляет муниципальную казну.
В силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица.
Является ли муниципальное образование городского поселения, имеющее имущество, которое составляет муниципальную казну, налогоплательщиком налога на имущество организаций и в силу какого законного основания данное публично-правовое образование может быть признано налогоплательщиком налога на имущество организаций?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 05.05.2009 N 472 о порядке учета и признании объектом налогообложения налогом на имущества# организаций имущества муниципальной казны и сообщает.
Государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципального образования составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.
Согласно статьи 124# ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 данной статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
На основании статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права собственника осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При этом в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством (законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, а также юридические лица и граждане.
Пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 Налогового кодекса.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", статье 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, полномочия по обеспечению общего методологического руководства бухгалтерским учетом в Российской Федерации, в том числе по установлению единой методологии бюджетного учета, осуществляемого участниками бюджетного процесса в пределах закрепленных за ними соответствующих полномочий, закреплены исключительно за Министерством финансов Российской Федерации.
Статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определена обязанность отражения в бюджетном учете и в бюджетной отчетности информации в денежном выражении о состоянии всей совокупности активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (в том числе нефинансовых активов независимо от их вовлечения участниками бюджетного процесса в хозяйственный оборот).
Пункт 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса устанавливает к информации, раскрываемой в Балансе исполнения бюджета, требования, предусматривающие обязательное включение в состав его показателей информации о составе всей совокупности нефинансовых активов, принадлежащих публично-правовому образованию, как находящихся в оперативном управлении, так и учитываемых в казне.
Объекты основных средств, составляющих государственную (муниципальную) казну, учитывались согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.06 N 25н (утратил силу), на счете бухгалтерского учета 010100000 "Основные средства" и, следовательно, подлежали налогообложению налогом на имущество организаций.
Таким образом, положение, предусматривающее необходимость ведения бюджетного учета имущественных объектов государственной казны соответствующего бюджета (публично-правового образования), установленное Министерством финансов Российской Федерации указанной Инструкцией по бюджетному учету, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, что подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2008 по Делу N ГКПИ08-1879.
В целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующих ведение бюджетного учета (бухгалтерского учета в секторе государственного управления), порядок учета имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, осуществляется с 1 января 2009 года в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н).
Реализация требований Инструкции N 148н является обязательной для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Являющиеся объектом налогообложения налогом на имущество организаций объекты основных средств учитываются согласно Инструкции N 148н на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101000-010109000) с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих аналитических счетах 010401000-010409000.
Что касается имущества государственной (муниципальной) казны, то в соответствии с Инструкцией N 148н данное имущество учитывается в составе нефинансовых активов. При этом с 1 января 2009 года введен обособленный учет объектов, имущества, составляющих государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 "Амортизация" (010410410, 010411410, 010412420).
В связи с тем, что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 года.
Приложение: на 2 листах.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налогом на имущество организаций облагается имущество, которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств.
Ранее объекты основных средств, составляющих государственную (муниципальную) казну, учитывались на счете 010100000 "Основные средства" и, следовательно, облагались налогом на имущество.
С 1 января 2009 г. имущество казны учитывается обособленно на счете 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" и не относятся к основным средствам.
С указанной даты объекты имущества казны не подлежат обложению налогом на имущество.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 мая 2009 г. N 03-05-04-01/32
Текст письма официально опубликован не был