Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 июля 2009 г. N 03-04-06-01/174 О налогообложении НДФЛ дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование долгосрочным беспроцентным займом

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 17 июля 2009 г. N 03-04-06-01/174

 

Вопрос: С 1 января 2008 года изменение статей 212, 223 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что датой фактического получения дохода в виде материальной выгоды считается день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам. А по беспроцентным займам, согласно Письмам Министерства финансов РФ (например, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 09.10.2008 г. N 03-04-06-01/301), датой фактического получения дохода в виде материальной выгоды считается соответствующая дата возврата заемных средств.

В связи с этим возникает вопрос, как начислять материальную выгоду, если:

1) ОАО предоставило беспроцентные займы в 2007 году физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с обществом, а срок погашения по ним наступит только в 2010 году;

2) начисленная заработная плата меньше, чем налог по материальной выгоде.

Прошу дать официальные разъяснения по порядку определения даты возникновения материальной выгоды при выдаче юридическим лицом беспроцентного займа физическому лицу, состоящему с ним в трудовых отношениях.

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО от 08.04.2009 N 64-юр по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование долгосрочным беспроцентным займом, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 212 Кодекса предусмотрено, что при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 223 Кодекса дата фактического получения доходов при получении доходов в виде материальной выгоды определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.

В случае, если организацией выдан беспроцентный заем, то фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств.

При получении налогоплательщиком от организации дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами, организация признается налоговым агентом и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьей 226 Кодекса.

Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 226 Кодекса удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

Таким образом, если организация помимо выдачи беспроцентного займа, осуществляет выплату налогоплательщику каких-либо доходов (например, заработной платы), то налог на доходы физических лиц с дохода в виде материальной выгоды должен удерживаться из таких выплат и за счет них с соблюдением установленного Кодексом ограничения.

При этом удержание сумм налога из заработной платы работника до даты фактического получения дохода не допускается.

В случае, если сумма налога, подлежащего удержанию из доходов физического лица, превышает установленное Кодексом ограничение, применяются положения пункта 5 статьи 226 Кодекса, в соответствии с которыми при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разъяснен порядок обложения НДФЛ дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами.

Налоговая база в данном случае определяется как разница между суммой процентов в размере 2/3 от ставки рефинансирования ЦБР, действующей на дату фактического получения дохода, и суммой процентов, исчисленной исходя из условий кредитного договора (договора займа).

Датой фактического получения доходов считается день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам. В случае выдачи беспроцентного займа учитывается дата возврата заемных средств.

Налог удерживается налоговым агентом (организацией-кредитором, займодавцем) за счет любых денежных средств, выплачиваемых им налогоплательщику. Удержание производится при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% от суммы выплаты.

Удержание сумм налога из заработной платы работника до даты фактического получения дохода не допускается.

При невозможности удержать исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета. Одновременно в сообщении указывается сумма задолженности налогоплательщика.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 июля 2009 г. N 03-04-06-01/174


Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 25 августа 2009 г. N 16