5.1. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы
Методические рекомендации
"Организация подготовки кадров медико-профилактического профиля на базе органов и организаций Роспотребнадзора"
(утв. приказом Роспотребнадзора от 20 июля 2009 г. N 441)
Приказом Роспотребнадзора от 29 декабря 2009 г. N 765 приказ Роспотребнадзора от 20 июля 2009 г. N 441, утвердивший настоящие Методические рекомендации, отменен
Введены в действие с 20.07.2009 г.
1. Область применения
1.1. Методические рекомендации определяют комплекс мероприятий и порядок организации непрерывной подготовки кадров медико-профилактического профиля на базе медицинских ВУЗов, органов и организаций Роспотребнадзора с целью:
1) формирования единого образовательного пространства в системе непрерывного образования "школа - ВУЗ - профессиональная деятельность";
2) сокращения разрыва между вузовским образованием и реальными требованиями рынка труда путем привлечения к образовательному процессу работодателей на всех этапах образовательного процесса;
3) совершенствования механизмов взаимодействия медицинских ВУЗов с органами и организациями Роспотребнадзора для:
- формирования потенциального контингента абитуриентов путем развития профессиональной ориентации в системе довузовского образования по специальности "Медико-профилактическое дело" и активизации работы с учащимися медицинских училищ, общеобразовательных школ и других учреждений начального и среднего образования;
- оптимизации структуры набора абитуриентов для поступления на медико-профилактические факультеты с учетом потребностей рынка труда и возможностей ВУЗа;
- расширения целевой контрактной подготовки специалистов медико-профилактического профиля;
- повышения качества практической подготовки студентов и активизации их участия в научно-практической работе;
- совершенствования системы первичной специализации выпускников медико-профилактических факультетов;
- трудоустройства специалистов медико-профилактического профиля в органы и организации Роспотребнадзора;
- развития и совершенствования дополнительного профессионального образования специалистов медико-профилактического профиля;
4) создания и организации работы советов и иных общественных организаций для совершенствования системы непрерывного образования и прогнозирования потребности в подготовке кадров;
1.2. Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов и организаций Роспотребнадзора и медико-профилактических факультетов медицинских ВУЗов.
2. Нормативные ссылки
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1143; 1999, N 51, ст. 6289; 2000, N 49, ст. 4740; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 9, ст. 805; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 27; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 49, ст. 4850; 2005, N 10, ст. 763; 2005, N 52 (1 ч.), ст. 5583; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 6, ст. 640; 2007, N 1 (1 ч.), ст. 21; 2007, N 31, ст. 4011; 2007, N 43, от. 5084; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 45, ст. 5149;2008, N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17).
- Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5341; 2000, N 30, ст. 3120; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 7, ст. 631; 2002, N 12, ст. 1093; 2002, N 26, ст. 2517; 2002, N 30, ст. 3029; 2003, N 2, ст. 163; 2003, N 28, ст. 2892; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 10, ст. 835; 2004, N 10, ст. 835; 2004, N 27, ст. 2714; 2004, N 30, ст. 3086; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть 1), ст. 25; 2005, N 19, ст. 1752; 2005, N 30 (1 ч.), ст. 3103; 2005, N 30 (1 ч.), ст. 3111; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 12, ст. 1235; 2006, N 29, ст. 3122; 2006, N 45, ст. 4627; 2006, N 50, ст. 5285; 2007, N 1 (1 ч.), ст. 5; 2007, N 2, ст. 360; 2007, N 7, ст. 834; 2007, N 7, ст. 838; 2007, N 17, ст. 1932; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 27, ст. 3215; 2007, N 30, ст. 3808; 2007, N 43, ст. 5084; 2007, N 44, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6068; 2007, N 49, ст. 6069; 2007, N 49, ст. 6070; 2007, N 49, ст. 6074; 2008, N 9, ст. 813; 2008, N 17, ст. 1757; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4986; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6241; 2009, N 7, ст. 786; 2009, N 7, ст. 787).
- Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 29, ст. 3001; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; 2003, N 14, ст. 1254; 2003, N 28, ст. 2888; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 17, ст. 1481; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 29, ст. 3122; 2006, N 30, ст. 3289; 2006, N 43, ст. 4413; 2006, N 45, ст. 4627; 2007, N 1 (1 ч.), ст. 21; 2007, N 2, ст. 360; 2007, N 7, ст. 838; 2007, N 17, ст. 1932; 2007, N 29, ст. 3484; 2007, N 43, ст. 5084; 2007, N 44, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6068; 2007, N 49, ст. 6069; 2007, N 49, ст. 6070; 2007, N 49, ст. 6074; 2008, N 9, ст. 813; 2008, N 17, ст. 1757; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3419; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6241; 2009, N 7, ст. 786; 2009, N 7, ст. 787).
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, N 1 (1 ч.), ст. 21; 2007, N 1 (1 ч.), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223).
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; 2007, N 16, ст. 1828; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6235).
- Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 года N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы)" (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 г. N 270, от 24 марта 2008 г. N 199).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 5 августа 2008 г."
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2008 N 396 "Об утверждении порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год".
- Приказ Министерства здравоохранения СССР от 4 августа 1980 N 828 "О дальнейшем улучшении подготовки врачей-интернов и стажеров".
- Приказ Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки кадров в интернатуре".
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 февраля 1993 N 23 "Об утверждении Положения о клинической ординатуре".
- Приказ Министерства общего и профессионального образования от 27 марта 1998 N 814 "Об утверждении положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации".
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 N 705н "Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников".
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения"
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 августа 2001 г. N 314 "О порядке получения квалификационных категорий".
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 418 "О кадровом обеспечении здравоохранения".
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210н "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации".
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. N 424н "Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме".
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. N 425н "Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений".
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 апреля 2005 г. N 390 "О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
- Постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 10 апреля 1996 г. N 2 "Об утверждении Типового положения о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации".
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26.04.2006 г. N 111 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.08.2008 г. N 285 "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений Роспотребнадзора".
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03.09.2008 г. N 311 "О введении условий оплаты труда работников Роспотребнадзора и его территориальных органов".
- Концепция развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007-2008 годы и на период до 2010 года (утверждена Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко 12 января 2007 года).
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040300 "Медико-профилактическое дело". Утвержден Заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 10 марта 2000 г., N государственной регистрации 132 МЕД/СП.
3. Общие положения
3.1. Мероприятия по подготовке кадров медико-профилактического профиля для органов и организаций Роспотребнадзора включаются в Концепцию развития службы, основные направления деятельности, ведомственные целевые программы, программно-целевой план работы, а также в комплексные программы системы обучения и воспитания врачебных кадров, обеспечивающие профессиональный рост и гармоничное развитие специалистов органов и организаций Роспотребнадзора.
3.2. Для более эффективного использования учебной базы и кадрового потенциала медико-профилактических факультетов медицинских ВУЗов, органов и организаций Роспотребнадзора по согласованию с ректорами медицинских ВУЗов и с привлечением специалистов научно-исследовательских учреждений Роспотребнадзора могут создаваться базовые учебные центры по подготовке специалистов медико-профилактического профиля на основании договора.
3.3. Работа базовых учебных центров Роспотребнадзора регламентируется Положением, утверждаемым приказом Роспотребнадзора.
3.4. Органы и организации Роспотребнадзора:
- определяют потребность в специалистах медико-профилактического профиля не менее чем на 5 лет, с учетом утвержденной штатной численности, укомплектованности, возрастной структуры работающих, текучести кадров и других показателей;
- участвуют в формировании заказа на подготовку специалистов медико-профилактического профиля, с ежегодным уточнением;
- заключают договор (соглашение) с медицинским вузом по вопросам подготовки кадров медико-профилактического профиля (Приложение 1);
- участвуют в подготовке специалистов медико-профилактического профиля при обучении студентов МПФ медицинских ВУЗов и проведении первичной послевузовской специализации.
4. Довузовская подготовка (организация профессиональной ориентации и довузовского образования)
4.1. Основная цель системы профильного довузовского образования подготовка всесторонне образованного и конкурентно способного абитуриента, а в дальнейшем студента (рис. 1).
4.2. Качество подготовки специалистов в медицинском ВУЗе в значительной степени зависит от уровня требований при конкурсном отборе абитуриентов, который определяется состоянием профориентационной работы по специальности "Медико-профилактическое дело", организацией конкурса по поданным заявлениям и при зачислении, а также требованиями, предъявляемыми к абитуриентам на вступительных испытаниях.
4.3. Основную организационную функцию по проведению довузовской подготовки выполняют факультеты довузовского образования и профессиональной ориентации или иные учебно-методические подразделения, созданные в структуре медицинского ВУЗа. Их задачами является организационно-методическое обеспечение довузовской подготовки, координация деятельности кафедр и факультетов ВУЗа по профессиональной ориентации и повышению качества подготовки абитуриентов для поступления и дальнейшего успешного обучения в медицинских ВУЗах, в том числе на медико-профилактических факультетах, а также взаимодействие с территориальными органами и организациями Роспотребнадзора по вопросам довузовского образования.
/--------------------\
| Развитие |
\--------------------/
/-----------------\ /--------------------\ /---------------------\
|Определение | | Доверие | | Индивидуальное|
|сильных баз |-----| наставничество |--| планирование|
\-----------------/ | | \---------------------/
/-----------------\ | Интернатура | /---------------------\
|Качественное |-----| |--| "Школа молодого|
|руководство | | | | специалиста"|
\-----------------/ \--------------------/ \---------------------/
/-----------------\ /--------------------\ /---------------------\
|Корректировка | | | | Организация практики|
|программ |-----| Сотрудничество |--| |
\-----------------/ | | \---------------------/
/-----------------\ | | /---------------------\
|Организация быта |-----| Работа |--| Летние семинары,|
| | | со студентами | | собрания|
\-----------------/ | | \---------------------/
/-----------------\ | | /---------------------\
|Вовлечение в НПР |-----| |--| Советы старост|
\-----------------/ \--------------------/ \---------------------/
/-----------------\ /--------------------\ /---------------------\
| | | | | Результаты|
|Профориентация |-----| Осознанность |--| подготовительных|
| | | | | курсов|
\-----------------/ | | \---------------------/
| Конкурсный |
/-----------------\ | отбор | /---------------------\
|Отбор на местах |-----| абитуриентов |--| Итоговое|
| | | | | собеседование|
\-----------------/ \--------------------/ \---------------------/
Рис. 1. Алгоритм формирования специалиста
4.4. На этапах довузовской подготовки органы и организации Роспотребнадзора работают в тесном взаимодействии с факультетами довузовского образования и профессиональной ориентации.
4.5. В рамках системы непрерывного образования заключаются договоры о реализации непрерывного образования с медицинскими колледжами и другими учреждениями начального и среднего профессионального образования.
4.6. Совместно с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и руководителями учреждений начального и среднего профессионального образования проводится работа по созданию профильных (специализированных, лицейских классов), ориентированных на подготовку к поступлению на медико-профилактические факультеты медицинских ВУЗов.
4.7. Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи молодежи в выборе профессии и включает информацию о профессии санитарного врача, о медико-профилактических факультетах, готовящих специалистов медико-профилактического профиля и об органах и организациях Роспотребнадзора.
4.8. Профессиональная ориентация школьников и молодежи проводится на всех этапах процесса взаимодействия медицинского ВУЗа, органов и организаций Роспотребнадзора, в том числе научно-исследовательских учреждений, и общеобразовательных учреждений региона и предусматривает:
- проведение дней открытых дверей на базе медико-профилактических факультетов медицинских ВУЗов и органов и организаций Роспотребнадзора;
- участие руководителей органов и организаций Роспотребнадзора в ярмарках профессий и мероприятиях центров занятости;
- организацию встреч руководителей, ведущих специалистов и ветеранов санэпидслужбы со школьниками и молодежью, проведение лекций и бесед о будущей профессии;
- проведение республиканских, областных, городских олимпиад по гигиене, эпидемиологии и охране окружающей среды с выделением целевых мест для поступления в ВУЗ победителям олимпиад;
- организацию и проведение научно-практических конференций при проведении всероссийского "Дня лицея" и других мероприятий, проводимых органами управления образованием; на конференциях и других мероприятиях могут быть представлены научно-практические работы учащихся, проведенные под руководством специалистов медицинского ВУЗа и организаций Роспотребнадзора;
- оказание практической помощи региональным образовательным учреждениям, в состав которых входят специализированные классы (группы), участие в проведении занятий, проведение лекций и бесед;
- проведение кампаний, пропагандирующих деятельность органов и организаций Роспортебнадзора, в газетах и на телевидении;
- публикацию тематических статей о порядке проведения довузовской подготовки, отбора абитуриентов и условиях поступления на медико-профилактические факультеты в специализированных региональных изданиях Роспотребнадзора;
- проведение публичных мероприятий, направленных на повышение престижа специальностей медико-профилактического профиля, с освещением в местных и региональных средствах массовой информации;
- организацию тематических собраний со слушателями отделений довузовской подготовки и их родителями;
- организацию индивидуальных консультаций;
- подготовку видеопрезентаций, видеофильмов, иной информации о деятельности специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы (Роспотребнадзора) и их распространение в уголках профориентации школ;
- предоставление информации будущим студентам МПФ об учрежденных органами и учреждениями Роспотребнадзора именных стипендий для лучших студентов и студентов - продолжателей династии санитарных врачей;
4.9. В своей деятельности, направленной на подготовку и отбор будущих абитуриентов медико-профилактических факультетов, факультеты довузовского образования, органы и организации Роспотребнадзора могут использовать следующие формы организации довузовской подготовки поступающих на медико-профилактические факультеты:
- классы на базе общеобразовательных школ и образовательных учреждений среднего профессионального образования (лицеев, гимназий);
- специализированные классы при медико-профилактических факультетах, функционирующие на договорной основе между ВУЗом и школами;
- студенческие научные общества при профильных кафедрах медико-профилактических факультетов;
- подготовительные отделения для поступающих из числа работающей молодежи и военнослужащих, уволенных в запас;
4.10. Органы и организации Роспотребнадзора совместно с медицинскими ВУЗами для совершенствования подготовки учащихся специализированных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, медицинских училищ внедряют и развивают методы дистанционного обучения в системе довузовского образования.
4.11. Для всех форм довузовской подготовки на факультетах довузовского образования и профессиональной ориентации специалисты органов и организаций Роспотребнадзора вносят предложения в разрабатываемые учебные планы, графики учебного процесса.
Учебные планы должны соответствовать программам для поступающих на медико-профилактические факультеты медицинских ВУЗов, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
Для методического обеспечения учебного процесса на факультетах довузовского образования и профессиональной ориентации разрабатываются методические рекомендации и пособия по всем дисциплинам.
5. Организация и проведение целевого набора
5.1. С целью выполнения заказа на подготовку специалистов медико-профилактического профиля медицинские ВУЗы выделяют органам и организациям Роспотребнадзора в рамках договора (соглашения) целевые места для поступления на медико-профилактические факультеты медицинских ВУЗов в соответствии с квотами, определяемыми Минздравсоцразвития России.
5.2. Целевая контрактная подготовка специалистов медико-профилактического профиля - основной путь трудоустройства и закрепления молодых специалистов в органах и организациях Роспотребнадзора.
5.3. Зачисление по целевому набору дает абитуриенту реальную возможность поступления в ВУЗ на бюджетное место и накладывает на него определенные обязанности при распределении после окончания обучения.
Права и обязанности студентов, поступивших по целевым направлениям, должны быть определены в трехстороннем договоре (медицинский ВУЗ - студент - направляющая организация Роспотребнадзора).
5.4. При проведении целевой подготовки специалистов органы и организации Роспотребнадзора проводят отбор школьников (учащихся колледжей, лицеев) для поступления по целевому набору.
При организации отбора конкурс на каждое целевое место должен быть не менее 1,2 человек на место.
5.5. При отборе учитывается уровень базовой подготовки абитуриентов и существующая и прогнозируемая укомплектованность Управлений Роспотребнадзора и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии".
5.6. В целях совершенствования организации целевой контрактной подготовки специалистов медико-профилактического профиля и обеспечения оптимального числа студентов МПФ, поступающих по целевому набору, необходимо:
- обеспечение перспективного (на 6-7 лет с учетом срока обучения на медико-профилактических факультетах) кадрового мониторинга в органах и организациях Роспотребнадзора для объективной оценки потребности в специалистах соответствующего профиля;
- постоянное взаимодействие органов и организаций Роспотребнадзора с медицинскими ВУЗами;
- взаимодействие с администрацией субъекта Российской Федерации и региональными органами исполнительной власти в сфере образования по подбору школьников для целевой контрактной подготовки специалистов;
- индивидуальная работа с потенциальными абитуриентами;
- участие руководителей и специалистов органов и организаций Роспотребнадзора в отборе абитуриентов поступающих по целевому набору, с учетом проводимой довузовской подготовки.
5.7. Ответственность за обеспечение целевого набора на конкретной территории возлагается на руководителя Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.
5.8. Руководитель Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации:
- на основании личного заявления поступающего, ходатайства начальника территориального отдела, главного врача ФГУЗ (или филиала ФГУЗ) или руководителя другой организации Роспотребнадзора и результатов собеседования выдает абитуриенту направление для поступления по целевому набору;
- взаимодействует с руководством медицинского ВУЗа при осуществлении набора студентов на МПФ, в том числе поступающих по целевым направлениям;
- проводит анализ результатов приема студентов на медико-профилактический факультет и не позднее чем через 15 дней после окончания зачисления студентов информирует руководство Роспотребнадзора о результатах набора студентов на МПФ, в том числе по целевому набору.
5.9. С каждым поступившим по целевому набору заключается трехсторонний договор, сторонами которого выступают медицинский ВУЗ, студент и организация Роспотребнадзора (Приложение 2).
5.10. В целях повышения эффективности целевой контрактной подготовки студентов МПФ и обеспечения последующего закрепления молодых специалистов в трехстороннем договоре могут быть отражены следующие положения:
- льготы при поступлении;
- дополнительные выплаты к стипендии организациями Роспотребнадзора;
- учреждение органами и организациями Роспотребнадзора именных стипендий для студентов, имеющих высокий средний балл успеваемости;
- прохождение практики на базе учреждения, направившего специалиста;
- предоставление таким студентам бесплатного благоустроенного общежития;
- зачисление после окончания ВУЗа в бюджетную интернатуру или оплата интернатуры за счет средств работодателя (организации Роспотребнадзора);
- обязательства студента по распределению на работу в органы и организации Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации, направивших его на обучение.
5.11. В договоре должны быть отражены возможность и условия возмещения студентом органам и организациям Роспотребнадзора произведенных дополнительных выплат и иных затрат при отчислении его за академическую неуспеваемость или нарушения устава ВУЗа, а также в случае отказа от распределения в регион, откуда он был направлен на обучение.
6. Участие органов и организаций Роспотребнадзора в обучении студентов медико-профилактических факультетов
6.1. Подготовка врача по специальности "Медико-профилактическое дело" осуществляется на медико-профилактических факультетах медицинских ВУЗов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060104 "Медико-профилактическое дело", утвержденным Минобрнауки России, а также рабочими учебными программами, составленными на основе примерных программ по дисциплинам, и планами обучения студентов.
6.2. Качество подготовки врачей медико-профилактического профиля обеспечивается через взаимодействие всех структурных звеньев системы подготовки специалистов в медицинском ВУЗе, в числе которых:
- целенаправленная довузовская подготовка;
- предъявление высокого уровня требований при конкурсном отборе абитуриентов;
- усвоение студентами программного материала по блокам дисциплин в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, программами и учебными планами, определение форм и методов контроля, проведение аттестаций студентов и результатов сдачи экзаменов;
- освоение студентами практических навыков при прохождении практики;
- участие студентов в выполнении научно-исследовательских и научно-практических работ на базе медицинского ВУЗа и органов и организаций Роспотребнадзора;
- проведение итоговых государственных аттестаций выпускников.
6.3. Руководители и специалисты органов и организаций Роспотребнадзора взаимодействуют с руководством и профессорско-преподавательским составом медицинских ВУЗов и участвуют в подготовке врачей медико-профилактического профиля.
6.4. В целях повышения качества подготовки специалистов медико-профилактического профиля для органов и организаций Роспотребнадзора могут быть включены дополнительные занятия по основам государственного управления, юриспруденции, социально-гигиенического мониторинга и оценки риска, экономики здравоохранения, защиты прав потребителей, проводимые с участием ведущих специалистов органов и организаций Роспотребнадзора.
6.5. В число основных задач органов и организаций Роспотребнадзора на этапе додипломной подготовки входят:
- совместно с профессорско-преподавательским составом медико-профилактического факультета проведение практических занятий, требующих специализированного современного оборудования, на базе организаций Роспотребнадзора (центров гигиены и эпидемиологии, организаций дезинфекционного профиля, научно-исследовательских учреждений и др.);
- создание на базе органов и организаций Роспотребнадзора специально оборудованных классов для проведения отдельных занятий и элективов, требующих применения современных информационных технологий;
- организация и проведение практики студентов медико-профилактических факультетов на базе органов и организаций Роспотребнадзора;
- по согласованию с руководством медицинского ВУЗа и медико-профилактического факультета привлечение ведущих специалистов органов и организаций Роспотребнадзора к чтению лекций и проведению практических занятий;
- предоставление информационной базы данных (заболеваемость, охват прививками, нормативно-методические документы и др.) кафедрам медико-профилактических факультетов медицинских ВУЗов для обеспечения учебного процесса;
- участие в подготовке методических рекомендаций, учебных пособий, приоритетно по вопросам организации деятельности Роспотребнадзора, бюджетирования, ориентированного на результат, экономическому анализу, административному и гражданскому праву и т.п.;
- оказание студентам медико-профилактических факультетов, занимающимся в студенческих научных кружках и обществах, содействия в проведении научно-исследовательских работ и публикации результатов исследований в специализированных изданиях Роспортебнадзора;
- участие в организации и проведении конференций, семинаров, "круглых столов" и других научно-практических мероприятий с участием студентов медико-профилактических факультетов медицинских ВУЗов по актуальным вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и организации деятельности учреждений Роспотребнадзора;
- оказание методической и материально-технической помощи медико-профилактическим факультетам медицинских ВУЗов;
- участие специалистов органов и организаций Роспотребнадзора в распределении и Итоговой государственной аттестации студентов.
6.6. Взаимодействие ВУЗов, органов и организаций Роспотребнадзора в подготовке студентов предусматривает:
- заключение трехсторонних договоров между органами и организациями Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации, медицинским ВУЗом и студентом с включением положений о правах и обязанностях всех сторон;
- заключение двусторонних договоров между органами и организациями Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации и медицинским ВУЗом о проведении практических занятий на их базе, об участии специалистов Роспотребнадзора в проведении лекций и практических занятий, о прохождении практики студентами МПФ и т.п.
6.7. Органы и организации Роспотребнадзора являются базами прохождения практики студентов медико-профилактического факультета во время 6, 10 и 12 семестров (в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом).
6.8. Практика включает освоение навыков работы персонала организаций Роспотребнадзора со средним медицинским образованием (фельдшер-лаборант, помощник врача, помощник эпидемиолога и т.п.) ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", изучение работы врача (специалиста с высшим образованием) в органах и организациях Роспотребнадзора - Управлениях и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии".
6.9. Порядок прохождения практики и ее программа определяется медицинским ВУЗом по согласованию с органами и организациями Роспотребнадзора - базами прохождения производственной практики.
6.10. В ходе практики студенты закрепляют теоретические знания, получают профессиональные навыки, осваивают формы и методы организации деятельности, основы профилактической и противоэпидемической деятельности.
6.11. За организацию и проведение практики определяются ответственные специалисты органов и организаций Роспотребнадзора, имеющие высокую квалификацию и опыт практической работы.
6.12. Во время практики студентам предоставляются рабочие места в помещениях органов и организаций Роспотребнадзора, имеющие необходимое приборное, информационное и материально-техническое оснащение.
6.13. По итогам практики каждый студент готовит отчет о проделанной работе, в котором отражаются приобретенные практические навыки и умения, освоенные методики, а также участие в научно-практической работе, семинарах, конференциях и других мероприятиях.
6.14. На каждого студента после окончания практики оформляется характеристика, которую подписывает руководитель практики и руководитель органа или организации Роспотребнадзора, с оценкой результатов прохождения практики. Характеристика и отзыв о выполнении плана практики направляются в деканат медико-профилактического факультета медицинского ВУЗа.
6.15. В соответствии с договором между медицинским ВУЗом и органом Роспотребнадзора, программой и учебным планом медико-профилактического факультета в 12 семестре проводится практическая подготовка студентов с целью закрепления знаний и формирования умений по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Управлении и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора в период с февраля по май. Соотношение времени прохождения практики в Управлении и ФГУЗе определяется программой, разработанной медицинским ВУЗом по согласованию с органом и организацией Роспотребнадзора.
6.16. Вводную беседу со студентами по структуре органов и организаций Роспотребнадзора и основным направлениям работы проводят руководитель (заместитель руководителя) Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации и главный врач ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии".
6.17. На время практической подготовки приказом назначаются непосредственные руководители, ответственные за практику, которые принимают участие в проводимых кафедрами семинарах, поэтапном контроле знаний, практических умений и навыков студентов.
6.18. Руководители Управлений и ФГУЗ Роспотребнадзора участвуют в распределении выпускников медико-профилактических факультетов медицинских ВУЗов.
6.19. Руководители и ведущие специалисты органов и организаций Роспотребнадзора входят в состав Государственной аттестационной комиссии по специальности "Медико-профилактическое дело".
7. Первичная специализация выпускников (интернатура, ординатура)
7.1. Основным направлением последипломной подготовки специалистов медико-профилактического профиля для органов и организаций Роспотребнадзора является интернатура - обязательная одногодичная специализация выпускников медико-профилактических факультетов медицинских ВУЗов.
7.2. Обучение в интернатуре проводится по пяти основным специальностям:
- общая гигиена;
- эпидемиология;
- клиническая лабораторная диагностика;
- социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы;
- организация здравоохранения и общественное здоровье.
7.3. Обучение выпускников медико-профилактических факультетов, будущих специалистов органов и организаций Роспотребнадзора, проводят факультеты или кафедры последипломной подготовки медицинского ВУЗа в соответствии с договорами, заключенными между ВУЗом и органами и организациями Роспотребнадзора.
7.4. Прохождение интернатуры выпускниками медико-профилактических факультетов осуществляется на базе органов и организаций Роспотребнадзора, имеющих соответствующую материально-техническую базу и высококвалифицированные кадры.
7.5. В органах и организациях Роспотребнадзора назначаются общий руководитель и непосредственный руководитель подготовки каждого интерна (группы интернов).
Прохождение интернатуры на базе органов и организаций Роспотребнадзора предполагает выполнение индивидуального плана, разработанного руководителем врачей-интернов, и рабочей программы подготовки в интернатуре, утвержденной медицинским ВУЗом.
В процессе обучения врачи-интерны посещают лекции и практические занятия по основным дисциплинам, а также по смежным и фундаментальным дисциплинам, участвуют в научно-практических конференциях при методическом руководстве профессорско-преподавательским составом медико-профилактического факультета ВУЗа, осуществляемым в контакте со специалистами органов и организаций Роспотребнадзора.
7.6. Одногодичную специализацию (интернатуру) в органах и организациях Роспотребнадзора выпускники МПФ, как правило, проходят по месту распределения (будущей работы специалистов).
7.7. Для достижения более качественного уровня практической подготовки интернов по инициативе органов и организаций Роспотребнадзора медицинским ВУЗом могут быть включены в учебные программы вопросы деятельности специалистов Управлений Роспотребнадзора и ФГУЗов "Центр гигиены и эпидемиологии" в части организации и обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организации противоэпидемических мероприятий, оценки неблагоприятных факторов окружающей среды и их влияния на здоровье населения, оформления материалов (постановлений, протоколов и др.) по результатам проведения надзорных мероприятий, практики применения мер административного воздействия, вопросы государственного и муниципального управления, работы с заявителями и обращениями граждан и т.п.
7.8. При обучении интернов должно быть заблаговременно предусмотрено выделение в штатном расписании организаций Роспотребнадзора ставок для врачей-интернов, соответствующих правам выпускника медико-профилактического факультета.
Выпускники медико-профилактического факультета могут быть приняты на работу как в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" и другие организации Роспотребнадзора, так и в Управления Роспотребнадзора (на должности, на которые не распространяются ограничения, предусмотренные законодательством).
Со всеми выпускниками медико-профилактических ВУЗов, принимаемыми на работу в Управление Роспотребнадзора или ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", руководители проводят собеседование.
7.9. В ходе обучения в интернатуре врач ведет необходимую документацию, включающую дневник, в котором ежедневно отражается выполняемая работа, готовит отчет по итогам подготовки в интернатуре.
Контроль за ведением дневника и подготовкой отчета осуществляют специалисты органов и организаций Роспотребнадзора - руководители подготовки интернов.
7.10. В ходе обучения в интернатуре проводится полугодовая аттестация, в соответствии с требованиями медицинского ВУЗа.
7.11. При прохождении интернатуры выпускники медико-профилактического факультета выполняют научно-практическую работу. Темы работ определяются ВУЗом совместно с органами и организациями Роспотребнадзора и должны быть ориентированы на решение конкретных задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения территории (региона).
Доклады о результатах работ заслушиваются на итоговой научно-практической конференции.
7.12. Руководители органов и организаций Роспотребнадзора или их представители принимают участие в итоговом экзамене и направляют в медицинский ВУЗ, развернутую характеристику с отзывом о результатах работы интерна.
7.13. Специализация выпускников медико-профилактических факультетов может проводиться в форме ординатуры на базе кафедр медицинского ВУЗа или профильного научно-исследовательского учреждения. Порядок обучения в ординатуре определяется действующим законодательством.
7.14. По окончании обучения в интернатуре (ординатуре) выдается документ, дающий право на занятие самостоятельной медицинской деятельностью в соответствии с действующим законодательством.
7.15. Подготовка научных и научно-педагогических кадров медико-профилактического профиля для органов и организаций Роспотребнадзора, может также осуществляться в аспирантуре на базе научно-исследовательских учреждений или кафедр медицинских ВУЗов. Порядок обучения в аспирантуре определяется действующим законодательством.
8. Дополнительное профессиональное образование
(профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка, самообразование)
8.1. Дополнительное последипломное образование специалистов органов и организаций Роспортебнадзора осуществляется в следующих основных формах:
- профессиональная переподготовка;
- повышение квалификации;
- стажировка.
8.2. Повышение квалификации и переподготовка специалистов может осуществляться на базах:
- академий, являющиеся ведущими научными и учебно-методическими центрами дополнительного профессионального образования, осуществляющие обучение кадров высшей квалификации, проводящие фундаментальные и прикладные научные исследования;
- институтах повышения квалификации таких, как: учебные центры профессиональной переподготовки; межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки, курсы (школы, центры) повышения квалификации специалистов организаций и учреждений.
8.3. Повышение квалификации осуществляется с целью обновления теоретических и практических знаний по уже приобретенной медицинской специальности, проводимое не реже одного раза в пять лет, с выдачей соответствующих документов установленного образца, в том числе дающих право на ведение профессиональной медицинской деятельности:
- удостоверение о повышении квалификации - для врачей, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
- свидетельство о повышении квалификации - для слушателей, прошедших длительное обучение в объеме свыше 100 часов.
8.4. Профессиональная переподготовка специалистов проводится на основании установленных квалификационных требований к конкретным специальностям медико-профилактического профиля.
8.5. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки должен составлять более 500 часов.
8.6. Подготовка кадров через стажировку осуществляется с целью формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений, навыков, полученных в результате теоретической подготовки.
Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей на занимаемой или более высокой должности.
Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовки специалистов.
8.7. Последипломная подготовка специалистов является важнейшим направлением кадровой политики Роспотребнадзора, связанным с достижением целей и задач органов и организаций Роспотребнадзора по охране здоровья населения, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и защите прав потребителей (рис. 2).
/--------------------------------\
| Адаптация |
| Введение новых работников и |
| вывод их на требуемый уровень |
| рабочих результатов |
\--------------------------------/
/--------------\ | /---------------\
| Планирование | | |Оценка рабочих |
| карьеры | /------------------------\ | результатов |
| Обучение | | Повышение квалификации | | Определение |
| резерва и | | специалистов | |целей обучения,|
| определение | | Обеспечение работников | | применения |
| путей |------| знаниями, навыками, |------| результатов |
|продвижения в | | необходимыми для | | обучения на |
| организации | |качественного выполнения| | практике |
| | | функций | | |
\--------------/ \------------------------/ \---------------/
|
/--------------------------------\
| Оплата труда |
|Выполнение более сложной работы |
| предполагает более высокий |
| уровень оплаты труда |
\--------------------------------/
Рис. 2. Место повышения квалификации в общей системе управления организацией
Стратегия развития государственного санитарно-эпидемиологического надзора требует непрерывного повышения квалификации и роста уровня профессионализма сотрудников. Стремительно меняющиеся условия деятельности госсанэпиднадзора, включающие в себя как внешние (политика государства, законодательная база, распределение функций среда надзорных органов и т.д.), так и внутренние условия функционирования учреждений Госсанэпиднадзора (реорганизация, материально-техническое развитие, овладение новыми технологиями и т.д.), требует постоянного восполнения знаний, с развитием понимания сотрудниками перспектив деятельности по обеспечению санэпидблагополучия.
8.8. Стратегические задачи в планировании работы по подготовке кадров на сегодня включают в себя несколько мероприятий (этапов).
В первую очередь это определение потребности в обучении и постановка цели обучения (рис. 3).
Постановка целей обучения и определение потребности в обучении |
Определение содержания, форм и методов обучения |
Выбор и подготовка преподавателей |
Организация и проведение обучения |
Оценка эффективности обучения |
Рис. 3. Повышение квалификации специалистов как персонал-технология
Критерием определения потребности в обучении являются:
- формальные причины (необходимость сертификации, лицензирования, предстоящая аттестация и т.д.);
- интересы организации;
- индивидуальные характеристики и потребности работников.
8.9. При планировании работы органов и организаций Роспотребнадзора на ближайшую и далекую перспективу, следует не только определять цели, приоритетные направления деятельности, исполнителей и соисполнителей, но проводить тщательный анализ того, какими трудовыми ресурсами то или иное мероприятие будет реализовано, и имеют ли они достаточный уровень подготовки. Эта работа выполняется руководителями структурных подразделений и самими специалистами.
8.10. Содержание обучения вытекает из интересов, задач, решаемых органами и организациями Роспотребнадзора, и тесно связано с предварительной аналитической работой по выявлению потребностей обучения.
8.11. Содержание обучения определяется, прежде всего, государственными образовательными стандартами и образовательными программами, однако при работе над программой следует учитывать актуальность звучания вопросов, региональный компонент, изменяющуюся нормативно-правовую базу и т.д. Специалисты Роспотребнадзора имеют богатый опыт в корректировке программ обучения, адаптации типовых программ к условиям деятельности органов и организаций службы. Однако все возрастающий поток информации, большой объем сведений, необходимых донести до слушателей требует применения активных методов обучения, которые направлены на включение слушателей в практическую работу. Наиболее распространенными методами активного обучения являются тренинги, деловые и ролевые игры, разбор практических ситуаций, групповое обсуждение и т.д.
8.12. При организации повышения квалификации специалистов используются различные формы обучения: выездные циклы, обучение на рабочем месте, семинары по актуальным вопросам деятельности Роспотребнадзора, дистанционное обучение, обучение при проведении конференций и иных научно-практических мероприятий и др.
8.13. Преподавание на выездных циклах осуществляется профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений (медицинских ВУЗов) и научно-исследовательских учреждений.
Активно привлекаются к преподаванию на циклах и участвуют в корректировке программ обучения специалисты органов и организаций Роспотребнадзора. В основном, это руководители отделов и отделениями, в деталях знающие специфику работы, их живое знание дела позволяет сделать важные акценты в ходе реализации программ обучения.
8.14. Организация и проведение обучения включают определение регламентов обучения, подготовку и рассылку информационных писем, сбор заявок, подготовку и оформление договоров, издание приказов и распоряжений, формирование группы, согласование сроков и условий проведения обучения, выполнение образовательных программ и планов, оформление отчетной документации по итогам обучения и т.д.
Необходимо наличие современного оборудования, учебно-методических материалов, оснащенных лабораторий и аудиторий, соответствующих санитарным нормам и правилам, а также правилам противопожарной безопасности, наличие благоустроенного общежития и столовой, что даст возможность осуществлять подготовку специалистов на высоком уровне.
8.15. Оценка эффективности обучения должна быть тесно взаимосвязана с первым шагом - постановкой целей обучения. Очень важно, чтобы полученные знания нашли применение в практической деятельности, работа стала более содержательной, открылись новые перспективы служебно-квалификационного продвижения, расширилась сфера рабочей ответственности, повысился уровень оплаты труда. Востребованность специалиста, получившего дополнительные знания, создание условий применения их на практике - это те меры, которые помогают закрепить в организации квалифицированных специалистов, усилить их мотивацию и к дальнейшему обучению, и к выполнению служебных обязанностей.
8.16. Постоянное самообразование является ключевым моментом медицинского последипломного образования. Именно регулярные самостоятельные усилия (в идеале - ежедневные), а не прохождение раз в пятилетку циклов повышения квалификации, служат залогом профессиональной компетентности. Формы самообразования: работа с профессиональной литературой и другими источниками информации, подготовка и выступление с докладами на семинарах, совещаниях, конференциях, съездах, участие в профессиональных Интернет-форумах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 20 июля 2009 г. вводятся в действие рекомендуемый порядок организации непрерывной подготовки кадров медико-профилактического профиля на базе медицинских вузов, органов и организаций Роспотребнадзора.
Это необходимо для формирования системы непрерывного образования "школа - ВУЗ - профессиональная деятельность", совершенствования механизмов взаимодействия медицинских вузов с органами и организациями Роспотребнадзора, повышения качества практической подготовки студентов и активизации их участия в научно-практической работе.
Для подготовки специалистов на договорной основе могут создаваться базовые учебные центры.
Перед реализацией мероприятий по подготовке специалистов определяется потребность в них, формируется госзаказ, с медицинским вузом заключается договор.
Для выполнения госзаказа вузы выделяют органам и организациям Роспотребнадзора целевые места для поступления в соответствии с квотами, определяемыми Минздравсоцразвития России.
Возможна подготовка в рамках дополнительного профобразования.
Методические рекомендации "Организация подготовки кадров медико-профилактического профиля на базе органов и организаций Роспотребнадзора" (утв. приказом Роспотребнадзора от 20 июля 2009 г. N 441)
Организация подготовки кадров медико-профилактического профиля на базе органов и организаций Роспотребнадзора: Методические рекомендации. - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. - 38 с.
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Шестопалов Н.В., Попова А.Ю., Симкалова Л.М., Митрохин О.В., Усов Г.А.); Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области (Кузнецова И.А., Нюнько П.Б.); ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" (Лимин Б.В., Шитова Л.Л.); Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области (Кауров П.К.); ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" (Безгодов И.В.); Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области (Горбанев C.T., Элиович Э.Г.); Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области (Савельев С.И., Бабанин С.Н., Сиротина Е.П., Короткова И.В.); Управлением Роспотребнадзора по г. Москве (Филатов Н.Н.); Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области (Михеев В.Н.); Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю (Сбоев А.С.); Управлением Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу (Ракитин И.А., Волкова Г.Ф., Гальперина Л.Е.); Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области (Гурвич В.Б.); ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора (Верещагин А.И., Куликов С.Н., Подунова Л.Г.).
2. Утверждены приказом Роспотребнадзора от 20.07.2009 г. N 441.
3. Введены в действие с 20.07.2009 г.
Текст документа приводится по изданию Роспотребнадзора, Москва, 2009 г.
Приказом Роспотребнадзора от 29 декабря 2009 г. N 765 приказ Роспотребнадзора от 20 июля 2009 г. N 441, утвердивший настоящие Методические рекомендации, отменен