Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной
миграционной службы
от 6 июля 2009 г. N 159
Административный регламент
по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг
I. Общие положения
1. Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации*(1) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы*(2), территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при постановке иностранных граждан и лиц без гражданства на миграционный учет в Российской Федерации и снятию иностранных граждан и лиц без гражданства*(3) с миграционного учета в Российской Федерации*(4).
2. Предоставление государственной услуги по осуществлению миграционного учета осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"*(5);
Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"*(6);
Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928;
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"*(7).
3. ФМС России, территориальные органы ФМС России и их структурные подразделения при осуществлении миграционного учета также руководствуются:
Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"*(8);
Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(9);
Налоговым кодексом Российской Федерации*(10).
4. В системе ФМС России государственная услуга по осуществлению миграционного учета предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями (отделами, отделениями, группами).
Функции приема, рассмотрения заявлений о регистрации иностранного гражданина по месту жительства*(11), функции приема уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания*(12) осуществляют территориальные органы ФМС России и их структурные подразделения. Указанные полномочия закрепляются в Положении о территориальном органе ФМС России и Положении о структурном подразделении в соответствии с приказом МВД России от 2 декабря 2005 г. N 983 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы"*(13).
5. Территориальные органы ФМС России и их структурные подразделения*(14) при осуществлении миграционного учета иностранных граждан взаимодействуют с:
налоговыми органами Российской Федерации;
органами государственной статистики;
организациями федеральной почтовой связи.
Процедуры взаимодействия с указанными органами и организациями определяются Административным регламентом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и соответствующими соглашениями.
6. За регистрацию иностранного гражданина по месту жительства взимается государственная пошлина в размере 1 рубль за каждые сутки пребывания на территории Российской Федерации, но не более 200 рублей*(15).
7. Результатом предоставления государственной услуги являются:
- регистрация иностранного гражданина по месту жительства;
- снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства;
- постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания;
- снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания.
Регистрация иностранного гражданина (снятие с регистрации) оформляется путем проставления отметки о регистрации иностранного гражданина (снятии с регистрации) по месту жительства в Российской Федерации (приложение N 1 к Административному регламенту) на виде на жительство или в разрешении на временное проживание, а также в заявлении иностранного гражданина о регистрации по месту жительства.
Постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания оформляется путем проставления отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания*(16) (приложение N 2 к Административному регламенту), проставляемой в отрывной части бланка уведомления о прибытии.
Форма заявления о регистрации и форма уведомления о прибытии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О Порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
8. Государственная услуга по осуществлению миграционного учета иностранного гражданина предоставляется в день обращения принимающей стороны или иностранного гражданина.
9. Заявителями (получателями государственной услуги) являются:
9.1. Принимающая сторона*(17).
9.2. Иностранный гражданин.
II. Требования к порядку предоставления государственной услуги
Порядок информирования о предоставлении государственной услуги
10. Информация о государственной услуге предоставляется непосредственно в помещениях территориальных органов ФМС России, участвующих в предоставлении государственной услуги, а также по электронной почте, посредством телефонной связи, размещения информации на официальных сайтах ФМС России и ее территориальных органов, публикаций в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов, справочно-информационных карт).
Сведения о местонахождении, контактных телефонах, официальных сайтах, адресах электронной почты ФМС России и ее территориальных органов приводятся в приложении N 3 к Административному регламенту.
11. Основными требованиями к информированию принимающей стороны и иностранных граждан являются:
достоверность предоставляемой информации;
четкость в изложении информации;
полнота информирования;
наглядность форм предоставляемой информации;
удобство и доступность получения информации;
оперативность предоставления информации.
12. На информационных стендах территориальных органов ФМС России, а также на официальных сайтах ФМС России и ее территориальных органов размещается следующая информация:
о порядке предоставления государственной услуги;
форма заявления о регистрации;
форма уведомления о прибытии;
перечень документов, представляемых принимающей стороной или иностранным гражданином для постановки на миграционный учет;
режим работы соответствующего подразделения;
адреса иных организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, включая адреса нахождения ближайших банковских учреждений, в которых можно произвести уплату государственной пошлины;
банковские реквизиты для уплаты государственной пошлины;
адреса официальных сайтов ФМС России и ее территориальных органов;
номера телефонов и адреса электронной почты справочных служб ФМС России и ее территориальных органов;
номер телефона, по которому можно осуществить предварительную запись.
13. Заявители, представившие в территориальные органы ФМС России документы для постановки иностранного гражданина на миграционный учет, в обязательном порядке информируются должностными лицами территориальных органов ФМС России:
об обязанности иностранного гражданина выехать из Российской Федерации по истечении срока пребывания;
об административной ответственности принимающей стороны и иностранного гражданина за нарушения законодательства в сфере миграции.
Порядок получения консультаций (справок) о предоставлении государственной услуги
14. Консультации (справки) предоставляются уполномоченными должностными лицами территориального органа ФМС России*(18) при личном или письменном обращении заинтересованных лиц, посредством официального сайта, телефонной связи или электронной почты.
Консультации общего характера (о месте нахождения, графике работы) могут предоставляться с использованием средств автоинформирования. При автоинформировании обеспечивается круглосуточное предоставление справочной информации.
Консультации предоставляются по следующим вопросам:
о подразделениях, уполномоченных на осуществление миграционного учета, включая информацию о месте их нахождения;
о перечне документов, представляемых для постановки иностранного гражданина на миграционный учет, и предъявляемых к ним требованиях;
о размере государственной пошлины, необходимой для регистрации иностранного гражданина по месту жительства;
о времени приема документов, необходимых для постановки иностранного гражданина на миграционный учет;
о сроке предоставления государственной услуги.
15. Консультирование получателей государственной услуги о порядке ее предоставления проводится в рабочее время.
Все консультации, а также предоставленные должностными лицами в ходе консультации документы представляются бесплатно.
Заявитель может выбрать два варианта получения личной консультации: в режиме общей очереди или по телефону.
Определение времени проведения консультации по телефону является приоритетным способом организации консультирования.
Должностное лицо, осуществляющее индивидуальное устное консультирование, должно принять все необходимые меры для дачи полного и оперативного ответа на поставленные вопросы, в том числе с привлечением других должностных лиц. Время ожидания заинтересованного лица при индивидуальном устном консультировании не может превышать 30 минут.
Индивидуальное устное консультирование каждого заинтересованного лица должностное лицо осуществляет не более 20 минут.
В случае, если для подготовки ответа требуется более продолжительное время, должностное лицо, осуществляющее индивидуальное устное консультирование, может предложить заинтересованным лицам обратиться за необходимой информацией в письменном виде либо назначить другое удобное для заинтересованных лиц время для устного консультирования.
Для обеспечения индивидуального устного консультирования в подразделениях назначаются отдельные должностные лица.
Звонки граждан принимаются в соответствии с графиком работы должностных лиц, которые непосредственно взаимодействуют с заявителями.
При ответах на телефонные звонки должностное лицо, осуществляющее прием и информирование, сняв трубку должно назвать фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и наименование подразделения. Во время разговора необходимо произносить слова четко, избегать "параллельных разговоров" с окружающими людьми и не прерывать разговор по причине поступления звонка на другой аппарат.
Время разговора не должно превышать 10 минут.
При невозможности должностного лица, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо или же обратившемуся гражданину должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
16. В случае поступления от гражданина запроса на получение письменной консультации территориальный орган ФМС России обязан ответить на него в течение 30 дней со дня поступления запроса.
Ответы на письменные обращения направляются в письменном виде и должны содержать: ответы на поставленные вопросы, фамилию, инициалы и номер телефона исполнителя. Ответ подписывается руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем.
Требования к местам для информирования
17. Места для информирования, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, оборудуются:
информационными стендами;
стульями и столами для оформления документов.
Требования к местам для ожидания
18. Площадь мест ожидания зависит от количества граждан, ежедневно обращающихся в территориальный орган ФМС России для получения государственной услуги.
Места ожидания должны обеспечивать комфортные условия для заявителей и оптимальные условия работы должностного лица.
Должны быть созданы условия для обслуживания инвалидов: помещения оборудованы пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечивающими беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок, столы для инвалидов размещены в стороне от входа с учетом беспрепятственного подъезда и поворота инвалидных колясок.
19. Места ожидания в очереди на предоставление или получение документов оборудуются стульями, кресельными секциями, скамьями (банкетками).
Требования к местам приема заявителей
20. Помещения для предоставления услуги должны быть размещены на нижних этажах зданий подразделений, участвующих в предоставлении государственной услуги.
Прием заявителей осуществляется в специально выделенных для этих целей залах обслуживания, при этом части помещения отделяются перегородками в виде окон (киосков). При отсутствии такой возможности помещение для непосредственного взаимодействия должностного лица с заявителями может быть организовано в виде отдельных рабочих мест.
21. Окна (кабинеты) приема заявителей должны быть оборудованы информационными табличками (вывесками) с указанием:
номера окна (кабинета);
фамилии, имени, отчества и должности должностного лица, осуществляющего предоставление государственной услуги;
времени перерыва на обед, технического перерыва.
22. Каждое рабочее место должностного лица должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим и сканирующим устройствами.
При организации рабочих мест должна быть предусмотрена возможность свободного входа и выхода должностного лица из помещения при необходимости.
23. Прием граждан должностными лицами территориальных органов ФМС России производится в соответствии с графиком.
В один из дней недели прием заявителей не проводится в целях организации работы с принятыми к рассмотрению материалами для постановки иностранного гражданина на миграционный учет.
Дни недели |
|
Понедельник |
14.00 - 20.00 |
Вторник |
9.00 - 15.00 |
Среда |
прием заявителей не проводится |
Четверг |
14.00 - 18.00 |
Пятница |
9.00 - 15.00 |
Суббота |
вторая суббота месяца 10.00 - 12.00 |
24. Часы работы иных должностных лиц устанавливаются согласно служебному распорядку соответствующего подразделения. Руководитель подразделения в зависимости от ситуации может перераспределять в течение дня должностных лиц, осуществляющих прием.
25. Прием граждан при наличии технической возможности ведется с помощью электронной системы управления очередью с учетом предварительной записи по телефону. При определении времени приема по телефону должностное лицо назначает время на основе графика уже запланированного времени приема.
В случае предварительной записи время ожидания в очереди для подачи материалов для постановки иностранного гражданина на миграционный учет устанавливается до 30 минут.
26. Время приема материалов для постановки иностранного гражданина на миграционный учет устанавливается до 15 минут.
III. Административные процедуры
Последовательность административных процедур
27. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
прием и рассмотрение материалов для регистрации иностранного гражданина (снятия с регистрации) по месту жительства;
прием и рассмотрение материалов для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания (снятие с учета по месту пребывания);
ведение учетных дел.
Осуществление административных процедур
28. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на законных основаниях, подлежат постановке на миграционный учет.
Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане полежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Бланки заявления о регистрации или уведомления о прибытии заполняются разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машины, компьютера) на русском языке. При заполнении бланка заявления о регистрации или уведомления о прибытии не допускаются исправления, использование аббревиатур (кроме общепринятых), сокращения слов, пропуск обязательных к заполнению реквизитов.
Ответы на содержащиеся в бланках заявления о регистрации или уведомления о прибытии вопросы должны быть исчерпывающими.
29. Заявление о регистрации и уведомление о прибытии заполняются на каждого иностранного гражданина. Заявление о регистрации иностранного гражданина, не достигшего 18-летнего возраста, или недееспособного иностранного гражданина подается родителем или иным законным представителем от его имени.
30. Заявление о регистрации представляется иностранным гражданином в одном экземпляре.
Заявление о регистрации подается непосредственно в территориальный орган ФМС России по месту нахождения жилого помещения, в котором иностранный гражданин имеет право зарегистрироваться по месту жительства.
31. Уведомление о прибытии представляется принимающей стороной или иностранным гражданином в одном экземпляре.
В случае направления уведомления о прибытии почтовым отправлением или в случае пребывания иностранного гражданина в гостинице бланк уведомления о прибытии заполняется в двух экземплярах, один из которых хранится в организации федеральной почтовой связи или администрации гостиницы в течение 1 года.
Прием и рассмотрение материалов для регистрации иностранного гражданина (снятия с регистрации) по месту жительства
32. Основанием для начала предоставления государственной услуги является подача иностранным гражданином в территориальный орган ФМС России заявления с приложением всех необходимых документов.
33. Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, достигший 18-летнего возраста, для регистрации по месту жительства подает непосредственно в территориальный орган ФМС России в месте нахождения жилого помещения заявление о регистрации.
33.1. Иностранный гражданин, одновременно с заявлением о регистрации представляет:
а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина*(19);
б) вид на жительство или разрешение на временное проживание;
в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации (договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ), и их копии;
г) квитанцию об уплате государственной пошлины.
33.2. Лицо без гражданства одновременно с заявлением о регистрации представляет:
а) вид на жительство или разрешение на временное проживание;
б) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации (договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ), и их копии;
в) квитанцию об уплате государственной пошлины.
34. Заявление о регистрации иностранного гражданина, не достигшего 18-летнего возраста, или недееспособного иностранного гражданина подается родителем или иным законным представителем от его имени.
В этом случае на оборотной стороне заявления о регистрации указываются сведения о законном представителе.
35. В случае наличия исправлений, использования аббревиатур, сокращения слов, пропуска реквизитов в заявлении о регистрации такое заявление к рассмотрению не принимается.
36. При регистрации по иному месту жительства постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, обязан заполнить отрывную часть заявления о регистрации.
При наличии у иностранного гражданина двух и более жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, сведения о них указываются на свободном поле оборотной стороны заявления о регистрации.
37. Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, и оригиналы документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, подлежат возврату, а копия документа, подтверждающего право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, и квитанция об уплате государственной пошлины приобщаются к заявлению о регистрации*(20).
Заявлению о регистрации присваивается порядковый номер по журналу учета заявлений о регистрации (приложение N 4 к Административному регламенту), который проставляется после реквизита с названием бланка заявления.
Ежегодно с 1 января нумерация заявлений начинается с единицы.
38. При отсутствии всех необходимых и должным образом оформленных документов, являющихся основанием для регистрации по месту жительства, представленные документы возвращаются и заявление о регистрации не принимается.
39. При оформлении иностранному гражданину регистрации по месту жительства должностное лицо территориального органа ФМС России обязано тщательно проверить представленные документы и их копии. При этом обращается внимание на полноту и правильность заполнения заявления о регистрации и подлинность представленных документов, визуально выявляется, не содержат ли поступившие документы признаков подделки (подчистки, травления, дорисовки текста, подделки оттисков печатей, штампов, переклейки фотографических карточек, вставки листов из других аналогичных документов).
40. Идентичность копии документа, подтверждающего право пользования жилым помещением (договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ), заверяется подписью уполномоченного должностного лица территориального органа ФМС России с расшифровкой его фамилии и должности.
41. Регистрация по месту жительства осуществляется на срок действия документа на право пользования жилым помещением, но не более чем на срок действия разрешения на временное проживание или вида на жительство.
42. Постоянно проживающему иностранному гражданину отметка о регистрации по месту жительства проставляется в вид на жительство.
В случае, если имеющееся у постоянно проживающего иностранного гражданина право пользования жилым помещением имеет более длительный срок, чем срок действия вида на жительство, то после продления вида на жительство, при подтверждении имеющегося права пользования, новый штамп о регистрации по месту жительства может быть проставлен в вид на жительство без истребования нового заявления о регистрации по месту жительства, так как в данном случае только изменяются сведения, фиксируемые при осуществлении миграционного учета.
Временно проживающему иностранному гражданину отметка о регистрации по месту жительства проставляется на оборотной стороне страницы документа, удостоверяющего личность, где проставлена отметка о разрешении на временное проживание. При отсутствии такой возможности отметка о регистрации по месту жительства проставляется на свободной странице документа, удостоверяющего личность.
В разрешении на временное проживание лица без гражданства, оформленном в виде отдельного документа, заполняется реквизит "адрес временного проживания".
Иностранному гражданину, имеющему статус беженца и оформившему разрешение на временное проживание, отметка о регистрации по месту жительства проставляется в удостоверение беженца.
Отметка о регистрации проставляется в день подачи заявления о регистрации и всех прилагаемых к нему необходимых документов.
43. Должностное лицо территориального органа ФМС России, осуществившее регистрацию по месту жительства, не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления регистрации, фиксирует сведения о регистрации по месту жительства иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.
44. В месячный срок с даты указанной регистрации в установленном порядке направляется информация о регистрации иностранных граждан по месту жительства в органы государственной статистики*(21).
45. В течение 10 дней после осуществления регистрации в территориальные налоговые органы направляется информация о регистрации иностранного гражданина по месту жительства*(22) по форме N РФЛ2*(23).
46. Регистрация постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина по иному месту жительства производится при предоставлении иностранным гражданином документов в соответствии с подпунктами 33.1 и 33.2 Административного регламента.
47. Должностное лицо территориального органа ФМС России, осуществившее регистрацию по иному месту жительства иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, в течение 3 рабочих дней направляет отрывную часть заявления о регистрации иностранного гражданина с проставленными отметками о снятии с регистрации в территориальный орган ФМС России по его прежнему месту жительства. При этом запрашивается учетное дело на иностранного гражданина.
48. Снятие с регистрации по прежнему месту жительства иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, осуществляется территориальным органом ФМС России по его прежнему месту жительства после получения отрывной части заявления иностранного гражданина о регистрации по иному месту жительства.
49. Регистрация по иному месту жительства временно проживающего иностранного гражданина осуществляется только после снятия его с регистрации по прежнему месту жительства.
50. Территориальный орган ФМС России в месте нахождения прежнего жилого помещения иностранного гражданина фиксирует сведения о снятии с регистрации по месту жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.
51. В случае наличия документальных оснований, подтверждающих прекращение у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, либо прекращение у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в Российской Федерации, либо вступление в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной, смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находящегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется по решению руководителя территориального органа ФМС России.
После принятия решения руководителем территориального органа ФМС России должностное лицо производит все необходимые действия, связанные со снятием иностранного гражданина с регистрации по месту жительства.
Прием и рассмотрение материалов для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания
(снятие с учета по месту пребывания)
52. Основанием для начала предоставления государственной услуги является получение непосредственно от принимающей стороны или иностранного гражданина, а также посредством почтовой связи территориальным органом ФМС России уведомления о прибытии с приложением всех необходимых документов.
53. Лицо, подающее уведомление о прибытии в территориальный орган ФМС России, обязано предъявить документ, удостоверяющий его личность.
54. Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина).
55. Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган ФМС России, прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а в отношении временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина - и копию его миграционной карты.
56. Если при наличии документально подтвержденных уважительных причин принимающая сторона не может самостоятельно направить уведомление о прибытии, временно проживающий либо временно пребывающий иностранный гражданин для постановки на учет по месту пребывания вправе обратиться непосредственно в территориальный орган ФМС России*(24).
В этом случае к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:
а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
б) документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии;
в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны;
г) копия миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).
57. При самостоятельном уведомлении территориального органа ФМС России постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином о своем прибытии в место пребывания непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:
а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
б) письменное согласие принимающей стороны;
в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны.
58. Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, при непосредственном обращении в территориальный орган ФМС России является отметка о приеме уведомления в отрывной части уведомления, проставляемая территориальным органом ФМС России.
59. Территориальный орган ФМС России, принявший уведомление о прибытии непосредственно от принимающей стороны или от иностранного гражданина, после сверки сведений, указанных в уведомлении о прибытии, с представленными документами незамедлительно проставляет отметку о постановке на учет.
В отметке о приеме уведомления проставляется подпись с расшифровкой фамилии уполномоченного должностного лица, принявшего уведомление.
Отметка о приеме уведомления проставляется в отрывной части бланка уведомления о прибытии и дублируется на самом бланке уведомления о прибытии.
60. Территориальный орган ФМС России после проставления отметки о приеме уведомления передает принимающей стороне и (или) иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
61. Территориальный орган ФМС России в течение 3 рабочих дней со дня приема уведомления или получения его по почте фиксирует в своих учетных документах сведения о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания и вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Уведомлению о прибытии в государственной информационной системе миграционного учета присваивается номер, состоящий из комбинации цифр, проставляемой через дробь: первые две - наименование органа (организации), проставившего отметку о прибытии (территориальный орган ФМС России, организация федеральной почтовой связи, администрация гостиницы), далее - код территориального органа ФМС России или его структурного подразделения, далее - год (последние две цифры, например - 09), далее - порядковый номер.
При необходимости, сведения о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания могут дублироваться в журнале учета уведомлений о прибытии (приложение N 5 к Административному регламенту), в котором уведомлению о прибытии присваивается тот же порядковый номер, под которым оно зафиксировано в государственной информационной системе миграционного учета.
62. Территориальный орган ФМС России, осуществивший постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания, направляет в течение 10 дней после постановки на учет в территориальные налоговые органы информацию о постановке на учет иностранного гражданина по месту пребывания*(25), и в месячный срок с даты постановки в установленном порядке направляет в органы государственной статистики информацию о постановке на учет иностранного гражданина по месту пребывания*(26).
63. В случае убытия иностранного гражданина из места пребывания или выезда его из Российской Федерации принимающая сторона не позднее чем через два дня с даты убытия иностранного гражданина из места пребывания для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания представляет в территориальный орган ФМС России отрывную часть бланка уведомления о прибытии. В отрывной части бланка уведомления о прибытии должна быть указана дата убытия иностранного гражданина из места пребывания.
63.1. В случае если иностранный гражданин убыл из места пребывания, не передав принимающей стороне отрывную часть бланка уведомления, принимающей стороне не позднее чем через два дня со дня убытия иностранного гражданина необходимо обратиться в территориальный орган ФМС России с мотивированным заявлением произвольной формы о снятии иностранного гражданина с учета по месту пребывания.
63.2. В случае смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим принимающая сторона для снятия с учета по месту пребывания представляет в территориальный орган ФМС России отрывную часть уведомления о прибытии, а в случае ее отсутствия - письменное заявление произвольной формы о снятии иностранного гражданина с учета по месту пребывания и свидетельства о смерти либо заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим. Прилагаемые документы подлежат возврату, а их копии подшиваются вместе с заявлением в учетное дело.
64. Для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания должностное лицо территориального органа ФМС России после получения в установленном порядке отрывной части бланка уведомления о прибытии, заявления принимающей стороны о снятии иностранного гражданина с учета по месту пребывания, решения суда или свидетельства о смерти, фиксирует в течение 3 рабочих дней сведения о снятии с учета по месту пребывания данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета*(27).
Если в территориальном органе ФМС России ведется журнал учета уведомлений о прибытии, в отдельной графе проставляется отметка о приеме отрывной части уведомления о прибытии.
По желанию принимающей стороны для подтверждения выполнения принимающей стороной действий, необходимых для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания, ей может оформляться соответствующая справка (приложение N 6 к Административному регламенту).
65. Фиксация сведений об иностранных гражданах, осуществляющих свою трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом, находящихся в гостинице или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, больнице либо ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания, либо находящихся в специальном учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, производится в общем порядке*(28).
Особенности миграционного учета иностранных граждан - участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
66. Для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин, являющийся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом*(29), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637*(30), и прибывшие вместе с ним члены его семьи предъявляют принимающей стороне следующие документы: 1) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; 2) миграционную карту; 3) свидетельство участника Государственной программы.
67. Регистрации по месту жительства подлежит участник Государственной программы и прибывшие с ним члены его семьи, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство и обладающие правом пользования жилым помещением.
68. В случае отсутствия у участника Государственной программы места жительства он и прибывшие с ним члены его семьи подлежат постановке на учет по месту пребывания в месте его временного фактического нахождения на территории субъекта Российской Федерации, выбранного им для постоянного проживания и указанного в свидетельстве участника Государственной программы.
Особенности учета по месту пребывания иностранных граждан, ходатайствующих о признании беженцами, признанных беженцами, обратившихся с заявлением о предоставлении временного убежища или получивших временное убежище в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах"*(31) либо подавших ходатайство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища
69. Постановка на учет по месту пребывания иностранных граждан, ходатайствующих о признании беженцами, признанных беженцами, обратившихся с заявлением о предоставлении временного убежища или получивших временное убежище, либо подавших ходатайство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, и прибывших вместе с ними членов их семей производится территориальным органом ФМС России в порядке, установленном Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9, и Административным регламентом.
70. Для постановки на учет по месту пребывания документами, удостоверяющими личность перечисленных в пункте 69 Административного регламента иностранных граждан, являются: свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, удостоверение беженца, справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации или справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
Миграционная карта для постановки на учет по месту пребывания указанным иностранным гражданам не требуется.
71. Иностранный гражданин, ходатайствующий о признании беженцем, и прибывшие вместе с ним члены его семьи подлежат постановке на учет по месту пребывания на срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, но не более чем на три месяца со дня принятия решения о выдаче свидетельства.
В случае, если срок рассмотрения ходатайства по существу с согласия ФМС России продлен территориальным органом ФМС России, то срок постановки на учет по месту пребывания может быть также продлен, но не более чем на три месяца.
72. Иностранный гражданин, признанный беженцем, и прибывшие вместе с ним члены его семьи подлежат постановке на учет по месту пребывания на срок до 3 лет.
Если срок признания беженцем продлевается, то срок пребывания беженцу и прибывшим вместе с ним членам его семьи также продлевается на срок до одного года.
73. Иностранный гражданин, подавший заявление о предоставлении временного убежища, и прибывшие вместе с ним члены его семьи подлежат постановке на учет по месту пребывания на срок до трех месяцев с подачи заявления о предоставлении временного убежища.
74. Иностранный гражданин, получивший временное убежище на территории Российской Федерации, и прибывшие вместе с ним члены его семьи подлежат постановке на учет по месту пребывания на срок до одного года.
Если срок предоставления временного убежища по решению территориального органа ФМС России продлен, срок пребывания указанному лицу продлевается на срок до одного года.
75. Иностранный гражданин, подавший ходатайство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, и прибывшие вместе с ним члены его семьи подлежат постановке на учет по месту пребывания на срок рассмотрения ходатайства.
76. Отметка о приеме уведомления по месту пребывания иностранным гражданам, указанным в пункте 69 Административного регламента, проставляется, соответственно, в свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, удостоверение беженца, справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации или справку о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
77. В случае обжалования иностранным гражданином в ФМС России или в суде решения территориального органа ФМС России об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или в признании беженцем либо решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, либо действия (бездействия) территориального органа ФМС России, связанного с исполнением государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища, данный иностранный гражданин и члены его семьи подлежат постановке на учет по месту пребывания на срок рассмотрения жалобы в ФМС России или в суде.
Ведение учетных дел
78. Для фиксации сведений о регистрации (снятия с регистрации) по месту жительства и о постановке (снятии с учета) на учет по месту пребывания заявление о регистрации и прилагаемые к нему копии документов, отрывные части заявления о регистрации, уведомление о прибытии и прилагаемые к нему копии документов, отрывные части к бланку уведомления подшиваются в соответствующие учетные дела.
79. Количество томов дела формируется в зависимости от объема (за год, полугодие, квартал, месяц).
80. Учетное дело ведется и хранится территориальным органом ФМС России, которое оформило регистрацию (снятие с регистрации) по месту жительства или постановку на учет (снятие с учета) иностранного гражданина по месту пребывания в соответствии с установленным порядком по организации архивной работы.
81. Все подшитые в учетное дело документы нумеруются полистно. По окончании дела на специальном подшитом в конце дела листе указываются данные о количестве листов в деле (томе).
Итоговые записи заверяются должностным лицом, оформившим дело.
82. Архивные учетные дела на зарегистрированных или снятых с регистрации по месту жительства иностранных граждан хранятся в течение пяти лет с даты их окончания в территориальном органе ФМС России.
83. Архивные учетные дела на поставленных на учет или снятых с учета по месту пребывания иностранных граждан хранятся в течение одного года с даты их окончания в территориальном органе ФМС России.
84. Уничтожение архивных учетных дел иностранных граждан производится по акту комиссией территориального органа ФМС России в установленном порядке.
IV. Порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги
85. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, и принятием решений сотрудниками территориальных органов ФМС России осуществляется их непосредственными начальниками, а также уполномоченными должностными лицами территориальных органов ФМС России, ответственными за организацию работы по предоставлению настоящей государственной услуги.
86. Руководители территориальных органов ФМС России организуют работу по осуществлению миграционного учета, определяют должностные обязанности сотрудников, осуществляют контроль за их исполнением, принимают меры к совершенствованию форм и методов служебной деятельности, обучению подчиненных, несут персональную ответственность за соблюдение законности.
87. Сотрудник, осуществляющий прием документов, несет персональную ответственность за сохранность документов, соблюдение срока рассмотрения, правильность и полноту их оформления.
88. Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявлений о регистрации и уведомлений о прибытии, несет персональную ответственность за:
проведение проверки по заявлениям о регистрации и по уведомлениям о прибытии;
соответствие результатов рассмотрения заявлений о регистрации и уведомлений о прибытии требованиям законодательства Российской Федерации;
соблюдение сроков, порядка постановки на миграционный учет.
89. Сотрудник, уполномоченный на осуществление миграционного учета, несет персональную ответственность за достоверность сведений, вносимых в государственную информационную систему миграционного учета, своевременность и правильность заполнения журналов учета заявлений о регистрации, уведомлений о прибытии.
90. Сотрудник, уполномоченный на предоставление информации, несет персональную ответственность за соблюдение срока и порядка предоставления информации, исполнение письменных обращений граждан, установленных Административным регламентом.
91. Обязанности сотрудников ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений по исполнению Административного регламента закрепляются в их должностных инструкциях (должностных регламентах).
92. Текущий контроль осуществляется путем проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги, проверок соблюдения сотрудниками положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается руководством ФМС России, ее территориальных органов и структурных подразделений.
93. ФМС России осуществляет контроль за предоставлением государственной услуги территориальными органами ФМС России.
Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, направленных на выявление и устранение причин и условий, вследствие которых были нарушены права и свободы граждан, а также рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения граждан, содержащих жалобы на решения должностных лиц территориальных органов ФМС России.
94. В случае выявления нарушений прав граждан по результатам проведенных проверок в отношении виновных лиц принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
95. Проверка соответствия полноты и качества предоставления государственной услуги предъявляемым требованиям осуществляется на основании ведомственных актов (приказов, распоряжений), а также указаний ФМС России.
V. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при предоставлении государственной услуги
96. Заявители вправе обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц, а также принимаемые ими решения, в ходе предоставления ими государственной услуги по осуществлению миграционного учета в досудебном и судебном порядке.
97. Заявители вправе обратиться с жалобой лично или письменно.
98. При обращении заявителя в письменной форме срок рассмотрения обращения не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения.
99. Заявитель в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии); почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; уведомление о переадресации обращения, излагает суть жалобы; ставит личную подпись и дату.
Дополнительно в обращении могут быть указаны наименование органа, должность, фамилия, имя, отчество сотрудника (при наличии информации), решение которого обжалуется; суть обжалуемого решения; обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы; иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
100. По результатам рассмотрения обращения должностным лицом ФМС России (ее территориального органа) принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении жалобы.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю. Если в письменной жалобе не указана фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес ответ на жалобу не дается.
101. Решение территориального органа ФМС России об отказе в предоставлении ему государственной услуги заявитель вправе обжаловать в установленном порядке в суд*(32).
102. В период рассмотрения жалобы на решение об отказе в предоставлении государственной услуги иностранного гражданина на основании его письменного заявления, поданного в произвольной форме, с представлением документа, подтверждающего его обращение в суд, или копии жалобы в ФМС России с отметкой о ее приеме к рассмотрению или с приложением квитанции о заказном почтовом отправлении срок временного пребывания продлевается на срок рассмотрения жалобы, но не более чем на три месяца. Решение о продлении срока временного пребывания принимается руководителем территориального органа ФМС России. Отметка о продлении срока временного пребывания иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, проставляется в миграционную карту. Иностранному гражданину, имеющему визу, продлевается срок ее действия.
103. Жалоба иностранного гражданина на решение об отказе в предоставлении государственной услуги, поданная в ФМС России, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления, и направляется на рассмотрение в Управление организации визовой и регистрационной работы ФМС России.
104. Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение жалобы, в течение 7 рабочих дней запрашивает из территориального органа ФМС России, принявшего решение об отказе в постановке на миграционный учет, необходимые материалы.
Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней со дня ее регистрации в ФМС России.
По результатам рассмотрения жалобы уполномоченным должностным лицом ФМС России принимается решение об удовлетворении требований заявителя или об отказе в удовлетворении жалобы.
Копия решения направляется в территориальный орган ФМС России, вынесший обжалуемое решение, и иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.
105. После получения копии решения ФМС России об отмене решения об отказе в постановке на миграционный учет, территориальный орган ФМС России в течение трех рабочих дней со дня отмены решения осуществляет постановку иностранного гражданина на миграционный учет.
______________________________
*(1) Далее - Административный регламент.
*(2) Далее - ФМС России.
*(3) Далее - иностранные граждане, если не установлено иное.
*(4) Далее - миграционный учет.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060.
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285; 2007, N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3589; ст. 3616. Далее - "Федеральный закон".
*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 5, ст. 653; 2008, N 14, ст. 1412; N 49, ст. 5841.
*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4092; 1998, N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 29; N 3, ст. 410.
*(9) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700, N 46, ст. 4437; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2006, N 30, ст. 3286; N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 21; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6241; 2008, N 19, ст. 2094; N 30, ст. 3616.
*(10) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 12.
*(11) Далее - заявление о регистрации.
*(12) Далее - уведомление о прибытии.
*(13) Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 декабря 2005 г., регистрационный N 7269.
*(14) Далее - территориальные органы ФМС России.
*(15) В соответствии с пунктом 10.1 части 1 статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации.
*(16) Далее - отметки о приеме уведомления.
*(17) Принимающей стороной может быть физическое или юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации (статья 2 Федерального закона).
*(18) Далее - должностные лица.
*(19) Перечень документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина в Российской Федерации, установлен статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
*(20) Согласно пунктам 11-12 постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О Порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
*(21) В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона.
*(22) В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
*(23) Утверждена приказом ФНС России от 17 сентября 2007 г. N ММ-3-09/536@ "Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 октября 2007 г., регистрационный N 10369).
*(24) В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона.
*(25) В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
*(26) В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона.
*(27) В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона.
*(28) В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Федерального закона.
*(29) Далее - участник Государственной программы.
*(30) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 26, ст. 2820.
*(31) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 26, ст. 2956; 1998, N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 29; 2008, N 30, ст. 3616.
*(32) Статья 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.