Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 2 сентября 2009 г. N 03-02-07/1-410
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо от 30.07.2009 N з-354 по вопросу о списании сумм задолженности по пеням и штрафам по налогу на доходы физических лиц, образовавшейся в 1998-2001 годах, и сообщается следующее.
Статьей 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" были урегулированы вопросы начисления и уплаты (взыскания) пеней и штрафов, начисленных по состоянию на 1 января 1999 г., но не уплаченных налоговым агентом к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Суммы пеней, начисленных по состоянию на 1 января 1999 г., подлежали уплате налоговым агентом в размерах, начисленных на 1 января 1999 г., но не более не перечисленной налоговым агентом суммы налога. Указанное ограничение действовало до вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ.
Списание безнадежных долгов по налогам и сборам, пеням и штрафам осуществляется в соответствии со статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 не предусмотрено списание сумм пеней и штрафов, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков взыскания.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 11.05.2005 N 16507/04 указал на то, что должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы. Поэтому у налогового органа, действующего в рамках предоставленных ему полномочий, нет оснований удовлетворять заявление об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням, а у судов - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.
Одновременно сообщается, что в Минфине России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработан проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов", пунктом 9 статьи 1 которого предусмотрено внесение изменений в статью 59 Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на урегулирование порядка списания недоимки, уплата и (или) взыскание которой признаны вступившими в законную силу решением суда невозможными в связи с истечением установленного срока ее взыскания.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о списании сумм задолженности по пеням и штрафам по НДФЛ, образовавшейся в 1998-2001 гг.
Раньше суммы пеней, начисленные по состоянию на 1 января 1999 г., но не погашенные к моменту введения в действие части первой НК РФ, вносились плательщиком в размерах, установленных на эту дату, но не более неуплаченной суммы налога (сбора). Данное правило сейчас не действует.
Действующим законодательством не предусмотрено списание сумм пеней и штрафов, возможность принудительного удержания которых утрачена в связи с истечением сроков взыскания.
Как указал ВАС РФ, налоговые органы не могут по своему усмотрению признавать долги нереальными для взыскания и списывать их. В связи с этим неправомерно удовлетворять соответствующее заявление плательщика.
Суды не вправе понуждать налоговые органы принимать решения о списании, так как они не могут списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.
Дополнительно сообщается о разработке законопроекта, предусматривающего порядок списания недоимки, уплата и (или) удержание которой признаны вступившим в законную силу решением суда невозможными в связи с истечением сроков взыскания.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 сентября 2009 г. N 03-02-07/1-410
Текст письма официально опубликован не был