Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 25 сентября 2009 г. N 03-03-06/2/179
Вопрос: Предметом деятельности кредитного потребительского кооператива граждан является предоставление займов и сохранение личных сбережений пайщиков под проценты.
В связи с тем, что кооператив при расчете налога на прибыль не подпадает под п. 1 статьи 273 НК РФ, расходы принимаются для целей налогообложения методом начисления.
Договоры вклада заключаются сроком до трех лет и при досрочном расторжении договора с пайщиком процентная ставка изменяется в меньшую сторону. Так как кооператив применяет метод начисления, приходится пересчитывать доход при каждом расторжении договора, а, следовательно, неоднократно подавать уточненные декларации по налогу на прибыль. Все это создает трудности не только в работе кооператива, но и в принятии отчетности налоговым органом. Правомерны ли действия кооператива?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 18.02.2009 N 08 по вопросу учета в целях налогообложения прибыли доходов в виде процентов по договорам займа при их досрочном расторжении с пайщиком и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.
Порядок признания доходов в налоговом учете при применении метода начисления установлен статьей 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно пункту 6 которой по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогообложения прибыли доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода.
Пунктом 2 статьи 285 Кодекса предусмотрено, что отчетными периодами по налогу на прибыль организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Учитывая изложенное, сумма дохода в виде начисленных по долговому обязательству процентов признается для целей налогообложения на дату окончания соответствующего отчетного периода.
Согласно пункту 1 статьи 328 Кодекса сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями статей 271-272 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 328 Кодекса налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений Кодекса. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, причитающуюся к получению (выплате) на конец месяца.
Статьей 314 Кодекса предусмотрено, что аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
Таким образом, для налогоплательщиков, отчетными периодами для которых являются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, по долговым обязательствам с нефиксированной процентной ставкой в аналитическом учете ежемесячно отражается сумма в виде процентов, подлежащих выплате (т.е. фактически начисленных к выплате).
Согласно пункту 1 статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Таким образом, статьей 81 Кодекса установлена не обязанность, а право налогоплательщика представить уточненную налоговую декларацию при обнаружении таким налогоплательщиком недостоверных сведений, ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Одновременно сообщаем, что Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ внесено дополнение в абзац третий статьи 54 Кодекса, согласно которому с 1 января 2010 года налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абзац третий пункта 1 статьи 54"
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доход в виде начисленных по долговому обязательству процентов признается на дату окончания соответствующего отчетного периода.
Он определяется исходя из установленных по каждому виду обязательств доходности и срока действия договора в отчетном периоде с учетом требований, предусмотренных НК РФ.
На основании справок лица, ответственного за ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, необходимо отразить сумму процентов, причитающуюся к получению (выплате) на конец месяца.
Таким образом, по долговым обязательствам с нефиксированной процентной ставкой в аналитическом учете ежемесячно отражается сумма в виде процентов, подлежащих выплате (т. е. фактически начисленных к выплате).
При обнаружении недостоверных сведений или ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, можно подать уточненную декларацию.
С 1 января 2010 г. можно пересчитать налоговую базу и налог за период, в котором выявлены ранее допущенные ошибки (искажения). Также это возможно, если недочеты привели к излишней уплате налога.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 сентября 2009 г. N 03-03-06/2/179
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 17 ноября 2009 г. N 22