Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Пашковского Д.И.,
судей: Малякина А.В., Деева А.В.,
при секретаре Назарове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашковского Д.И.,
материалы гражданского дела по заявлению Военного комиссариата Красноярского края в своих интересах и интересах РФ о признании незаконным действий должностного лица начальника ОП N 4 МУ МВД России "Красноярское" Гинетуллова "данные изъяты",
по апелляционным жалобам ГУ МВД России по Красноярскому краю, МУ МВД России "Красноярское",
на решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 25 ноября 2013 года, которым заявление удовлетворено в полном объеме.
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный комиссариат Красноярского края в своих интересах и интересах РФ, обратился в суд с заявлением о признании незаконным действий должностного лица начальника ОП N 4 МУ МВД России "Красноярское" Гинетуллова P.M.
Требования мотивированы тем, что при организации призыва граждан на военную службу в апреле-июле 2013г., на граждан, подлежащих призыву на военную службу, которым не удалось вручить повестки в установленном порядке, начальнику ОП N 4 МУ МВД России "Красноярское" 11.06.2013г. были направлены письменные обращения с приложением повесток для обеспечения прибытия указанных граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, однако, указанное обращение об установления местонахождения граждан и повестки были возвращены без исполнения.
Возврат был мотивирован тем, что на сотрудников полиции в силу Федерального закона "О полиции" не возложена обязанность по производству розыска, задержанию граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
По мнению заявителя, данный отказ является незаконным.
Просил признать бездействие начальника полиции ОП N 4 МУ МВД России "Красноярское" в не проведении мероприятий по розыску призывников, обязать установить их местонахождение и предоставить указанную информацию в отдел военного комиссариата Красноярского края по Кировскому и Ленинскому районам г.Красноярск, а также обязать начальника ОП N 4 МУ МВД России "Красноярское" взаимодействовать с военным комиссариатом Красноярского края при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, на основании соответствующих письменных обращений военного комиссариата осуществлять установление фактического местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу в случае невозможности вручения им повесток, и обеспечивать прибытие граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности в отдел военного комиссариата.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах ГУ МВД России по Красноярскому краю, МУ МВД России "Красноярское", просят отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным в связи с неправильным применением норм материального права, а также неправильном толковании закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, решение суда, заслушав представителя МУ МВД России "Красноярское", по доверенности Тадтаеву В.В., поддержавшую доводы жалоб, представителя военного комиссариата Красноярского края, по доверенности Цвык Т.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
Судом первой инстанции установлено, что при организации призыва граждан на военную службу весной 2013г. на граждан, подлежащих призыву на военную службу, которым не удалось вручить повестки установленным порядком, на основании абз. 2 п. 2 ст. 31 ФЗ от 28.03.1998г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" начальнику ОП N 4 МУ МВД России "Красноярское" были направлены письменные обращения с приложением повесток в количестве 134 шт. для обеспечения прибытия указанных граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, путем вручения повесток под роспись.
Начальником ОП N 4 МУ МВД России "Красноярское" полковником полиции Гинетулловым Р.М., письменные обращения об установления местонахождения граждан и повестки были возвращены без исполнения. Возврат был мотивирован тем, что ФЗ "О полиции" содержит исчерпывающий перечень обязанностей полиции, в котором отсутствуют обязанности по производству розыска, задержанию граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствовался положениями ст.ст. 254, 255, 257, 258 ГПК РФ, Законом РФ от 27.04.1993г. N 4866-1"Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", предусматривающими порядок оспаривания решений, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, ФЗ от 28.03.1998г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также принял во внимание разъяснения, содержащиеся в Постановлении Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ от 07.02.2011г. N 3-ФЗ "О полиции" правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 31 ФЗ от 28.03.1998г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Обязанности должностных лиц органов внутренних дел в сфере законодательства о воинской обязанности и военной службе определены ч. 3 ст. 4 указанного ФЗ от 28.03.1998г. N 53-ФЗ, к которым относятся - производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
Согласно ч. 2 ст. 31 этого же ФЗ, в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в данной работе определен утвержденной Приказом Министра Обороны РФ N 366, МВД России N 789, ФМС России N 197 от 10.09.2007г. об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности" и совместным Приказом Военного комиссариата Красноярского края, ГУ МВД России по Красноярскому краю от 31.01.2013г. N 2/34 "Об организации взаимодействия военного комиссариата Красноярского края и Главного управления МВД России по Красноярскому краю в работе по осуществлению мероприятий, связанных с призывом на военную службу в 2013 году" (л.д. 9).
Подпункт "А" п. 5 Инструкции обязывает начальника ОВД по району, при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
В соответствии с п. 2 Инструкции Военным комиссариатом Красноярского края и ГУ МВД России по Красноярскому краю создана рабочая группа для взаимодействия в работе по обеспечению прибытия граждан, на мероприятия, связанные с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу на 2013г.
Согласно п. 2 Приказа Военного комиссариата Красноярского края, ГУ МВД России по Красноярскому краю от 31.01.2013г. N 2/34, должно быть организовано взаимодействие муниципальных отделов военного комиссариата Красноярского края с территориальными отделениями, отделами полиции ГУ МВД России по Красноярскому краю в работе по осуществлению мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Суд первой инстанции, исходя из того, что изменения в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с принятием ФЗ "О полиции" не вносились, Приказ Министра внутренних дел N 789 не отменен, пришел к обоснованному выводу о том, что сотрудники полиции обязаны выполнять требования п. 2 ст. 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а именно вручать повестки под роспись гражданам, оповестить которых военными комиссариатами не представляется возможным, следовательно, решение начальника ОП N 4 МУ МВД России "Красноярское" полковника полиции Гинетуллова Р.М., об отказе выполнять свои обязанности, определенные требованиями закона, Инструкции и совместного Приказа, является незаконным и необоснованным, препятствующим выполнению государственной задачи по призыву граждан на военную службу.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласна.
Доводы апелляционных жалоб о неправомерности ссылки в решении суда на Инструкцию "Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности", утвержденной Приказом Министра Обороны РФ N 366, МВД России N 789, ФМС России N 197 от 10.09.2007г., ввиду того, что указанная Инструкция разработана в соответствии с Законом РФ от 18.04.1991г. N 1026-1 "О милиции", утратившим силу с 01.03.2011г., являются несостоятельными, поскольку в силу ст. 55 ФЗ "О полиции", предусматривающей перечень утративших силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с вступлением в силу указанного закона, Инструкция в указанный перечень не включена, соответственно ее действие распространяется на рассматриваемые правоотношения.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены положения ФЗ от 28.03.1998г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с п. 1 ст. 3 которого, органы внутренних дел обязаны производить розыск и при наличии оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
На основании изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая юридическая оценка установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам, верно применены нормы права, регулирующие спорное правоотношение и принято законное решение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 25 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.