Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Паюсовой Е.Г.,
судей Андриишина Д.В., Русанова Р.А.,
при секретаре Львовой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А. гражданское дело по иску Колокольцева А.В., Колокольцевой О.Н., действующей в своих интересах и интересах Колокольцевой А.А., Колокольцева Т.А., Орлова А.П., Орловой Е.В., действующей в своих интересах и интересах Орловой А.А., Сидорова О.В., Гориной Т.И., Котик Л.А., Скляровой Т.А., Склярова В.И., Суханинского С.Р., Ермиловой И.А., Фалилеевой В.И., Фалилеевой К.А., Фалилеевой Т.А., Фалилеева А.В., Захарченко О.В., действующей в своих интересах и интересах Захарченко А.С., Захарченко С.В., Дементьевой Н.П., Симко Т.И., Окладниковой Е.В., Шенгелия Б.Т., Шенгелия А.Н., Шенгелия И.Т., действующего в своих интересах и интересах Шенгелия Д.И., Шенгелия И.Т., Шенгелия С.М., Торгунаковой Т.В., Клочковой Л.Н., Басалгиной Г.А. к ОАО "Универсальная электронная карта", КГКУ "Центр информационных технологий" об обязании принять отказ от универсальной электронной карты и от обработки персональных данных,
по апелляционной жалобе представителя истцов Папамери А.Н.,
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 15 октября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Колокольцева А.В., Колокольцевой О.Н., действующей в своих интересах и в интересах Колокольцевой А.А., Колокольцева Т.А., Орлова А.П., Орловой Е.В., действующей в своих интересах и интересах Орловой А.А., Сидорова О.В., Гориной Т.И., Котик Л.А., Скляровой Т.А., Склярова В.Н., Суханинского С.Р., Ермиловой И.А., Фалилеевой В.И., Фалилеевой К.А., Фалилеевой Т.А., Фалилеева А.В., Захарченко О.В., действующей в своих интересах и интересах Захарченко А.С., Захарченко С.В., Дементьевой Н.П., Симко Т.И., Окладниковой Е.В., Шенгелия Б.Т., Шенгелия А.Н., Шенгелия И.Т., действующего в своих интересах и интересах Шенгелия Д.И., Шенгелия И.Т., Шенгелия С.М., Торгунаковой Т.В., Клочковой Л.Н., Басалгиной Г.А. к ОАО "Универсальная электронная карта", КГКУ "Центр информационных технологий" об обязании принять отказ от универсальной электронной карты, от обработки персональных данных, отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Вышеназванные истцы обратились в суд с иском к ответчикам об обязании принять отказ от универсальной электронной карты, от обработки персональных данных, мотивировав свои требования тем, что не согласны с обработкой их персональных данных, а также с тем, что на их имя будет выпущена Универсальная электронная карта, поскольку считают кодификацию личности деянием "нечистого", а отказ ответчиков от принятия заявлений истцов об отказе от выпуска УЭК и обработки персональных данных - незаконным, нарушающим их права, предусмотренные Законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Судом постановлено приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель истцов ФИО108 ставит вопрос об отмене решения, настаивая на удовлетворении заявленных требований, оспаривая вывод суда о том, что у истцов не возникло права на отказ от УЭК. Кроме того, указывает на ошибочность выводов суда о невозможности идентификации личности при выбранном способе отказа от УЭК и на неприменение норм материального права, подлежащих применению, а именно статьи 26 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предусматривающей право на отказ от УЭК.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения истцов Клочковой Л.Н., Котик Л.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы их представителя ФИО109 надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции и не явившегося в него, проверив извещения иных участвующих в деле лиц и признав возможным рассмотрение дела в их отсутствие с учетом наличия надлежащих извещений, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее ответчика ОАО "Универсальная электронная карта", судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В силу ч. 1 ст. 6 Закона РФ "О персональных данных" N 152-ФЗ от 27.06.2006 года (в редакции Федерального закона N 261-ФЗ от 25.07.2011 года), обработка персональных данных допускается в случае согласия на это субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; в случае если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
В соответствие с ч. 1 ст. 22 Закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" N 210-ФЗ от 27.07.2010 года (в редакции Закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ), универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, оказание которых осуществляется с учетом положений настоящей главы, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме. Пользователем универсальной электронной картой может быть гражданин Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иностранный гражданин либо лицо без гражданства (далее, если не указано иное, - гражданин).
Статьей 26 Закона РФ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что с 1 января 2014 года, если более ранний срок не установлен постановлением Правительства Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи, универсальная электронная карта выдается на бесплатной основе уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года (или иного срока, установленного нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи) заявлений о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты в порядке, установленном настоящей статьей. В данном случае выпуск универсальной электронной карты осуществляется на основании информации о персональных данных граждан, которая имеется у исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации обязаны предоставить уполномоченной организации субъекта Российской Федерации доступ к информационным системам в части информации, необходимой для выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации публикует не позднее 1 января 2014 года в общероссийском или региональном печатном издании, выходящем не реже одного раза в неделю, а также размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации извещение о выпуске универсальных электронных карт гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты. Извещение должно содержать информацию о сроках и порядке выпуска, порядке доставки универсальных электронных карт, правах граждан, а также перечень банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией.
В течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее шестидесяти дней со дня публикации извещения, указанного в части 4 настоящей статьи, гражданин вправе обратиться в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты.
В соответствии с Распоряжением Правительства Красноярского края от 23.01.2013 года N 32-р "Об определении уполномоченной организации Красноярского края по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальной электронной карты", в целях выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт определена в качестве уполномоченной организации Красноярского края, осуществляющей функции, предусмотренные в главе 6 Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" - краевое государственное казенное учреждение "Центр информационных технологий Красноярского края".
Из материалов дела следует, что истцы обратились в ОАО "Универсальная электронная карта" с обращением о запрете на выпуск УЭК, на заключение договора банковского счета и оформление идентификационного приложения УЭК, и в КГКУ "ЦИТ" и Министерство информатизации и связи Красноярского края с требованием не включать их персональные данные в план эмиссии УЭК, об отказе от оформления УЭК (том 2 л.д. 62-68). В обоснование своих требований ссылались на то, что в законе не указаны причины, по которым можно отказаться от получения УЭК, не установлена форма отказа от УЭК, запрета на отказ от получения УЭК в более ранние сроки, чем указано в законе. Между тем, обработка персональных данных допускается только с согласия гражданина, однако ответчиком КГКУ "Центр информационных технологий Красноярского края" заявления истцов о запрете на выпуск на их имя УЭК не приняты, указано, что истцы могут отказаться от УЭК после 01.01.2014 года. Истцы считают, что они вправе подать соответствующие заявления уполномоченным организациям в любое время, в том числе и до наступления установленных федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", либо Правительством, сроков начала выпуска карт, что было ими сделано в письменной форме, однако ответчики возражают против признания данного права истцов, осуществляя весь комплекс мероприятий, направленных на выпуск карт, предлагая истцам возможность отказаться только от получения и использования карт.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, установил их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, которое не противоречит требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что права и охраняемые законом интересы истцов нарушены не были, поскольку положениями статей 25 и 26 Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлен порядок выдачи универсальных электронных карт, в соответствии с которым УЭК с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выдается гражданам на основании заявлений о выдаче карты (часть 1 статьи 25 Закона). С 1 января 2014 года, если более ранний срок не установлен Постановлением Правительства РФ или законом субъекта РФ, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи, универсальная электронная карта выдается на бесплатной основе уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации гражданам, не подавшим в течении срока, установленного нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи, заявлений о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты в порядке, установленном настоящей статьей (часть 1 статьи 26 Закона).
Положениями части 5 статьи 26 Закона закреплено право граждан в течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее шестидесяти дней со дня публикации извещения, указанного в части 4 настоящей статьи, на обращение в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты.
Таким образом, судом сделан верный вывод о том, что ответчиками не оспаривается само право истцов на отказ от выпуска УЭК, однако такое право может быть реализовано истцами только в порядке и в сроки, установленные положениями ч. 5 ст. 26 вышеназванного Федерального закона.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела по существу опубликования извещения о выпуске названных карт не было осуществлено, заявленные требования о признании права на отказ от УЭК правомерно отклонены судом, поскольку такое право возникает после названного извещения в установленный вышеназванным законом шестидесятидневный срок.
При этом, поскольку часть 10 названной нормы позволяет гражданину отказаться от использования универсальной электронной карты и по истечении данного срока, необходимость его установления может быть связана лишь с одним обстоятельством: электронные карты для граждан, отказавшихся от их использования в течение данного срока, не должны выпускаться.
Между тем, установленный приказом Министерства экономического развития РФ от 17.08.2012 года N 517 порядок аннулирования универсальной электронной карты в случае отказа гражданина от ее использования, носит заявительных характер.
При отказе гражданина от получения универсальной электронной карты его персональные данные в целях выпуска универсальной электронной карты не обрабатываются.
Соблюдение уполномоченными организациями прав и законных интересов граждан при организации выпуска УЭК обеспечено действием положений ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", согласно которым обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей; не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (пункт 2) и положений пунктов "b" и "е" статьи 5 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 19.12.2005 года N160-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных", согласно которым данные личного характера, подвергающиеся автоматизированной обработке, хранятся для определенных и законных целей и не используются иным образом, несовместимым с этими целями; названные данные сохраняются в форме, позволяющей идентифицировать субъекты данных не дольше, чем это требуется для целей хранения этих данных.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцами не предоставлено доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиками положений действующего законодательства приводящего к нарушению прав истцов. При этом, установленный законом заявительный порядок отказа от получения универсальной электронной карты призван защитить права истцов, поскольку идентификация лица, обращающегося с тем или иным заявлением необходима, поскольку она позволит компетентной организации (ответчикам) надлежащим образом исполнить волеизъявление гражданина, удостоверившись в том, что в его заявлении выражается именно воля того лица, от имени которого оно подается.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что на дату апелляционного рассмотрения дела установленный действовавшей на дату принятия судебного решения редакцией Закона N 210-ФЗ шестидесятидневный срок на подачу заявлений об отказе от получения и использования универсальных электронных карт не истек. При этом указанный Закон в редакции от 28.12.2013 года предусматривает перенос сроков изготовления и выдачи гражданам Российской Федерации универсальных электронных карт на один год, то есть до 01.01.2015 года. Соответственно осуществляется перенос на один год (не позднее 01.11.2014 года) срок публикации субъектами Российской Федерации извещений о выпуске универсальных электронных карт.
С учетом вышеизложенного, нарушения прав и свобод истцов судом первой инстанции допущено не было. Выводы суда основаны на правильном понимании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе представителя истцов по существу рассмотренных требований, заявлялись и в суде первой инстанции, не могут повлиять на правильность определения судом прав и обязанностей сторон, не подтверждают наличие предусмотренных законом оснований к признанию заявленных требований обоснованными, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда города Красноярска от 15 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истцов Папамери А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.