Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 16 ноября 2009 г. N 03-11-06/3/268
См. также письмо ФНС России от 1 марта 2010 г. N ШС-22-3/144
Вопрос: Правление облпотребсоюза получает запросы от районных кооперативных организаций (потребительских обществ, потребительских кооперативов) по вопросу применения ЕНВД в отношении реализации продуктов питания бюджетным учреждениям по муниципальному контракту.
Поставка товаров для муниципальных нужд осуществляется на основе муниципального контракта (ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"). К отношениям по поставке товаров для муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. 506-522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ (п. 2 ст. 525 ГК РФ).
Просим разъяснить: возможно ли применение ЕНВД в отношении деятельности по реализации продуктов питания бюджетным учреждениям по муниципальному контракту?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Минэкономразвития России рассмотрел письмо от 24 июля 2009 г. N 01а-13/0205-516 по вопросу о возможности применения положений главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении реализации товаров бюджетным учреждениям по муниципальным контрактами и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
Согласно статье 346.26 Кодекса на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход переводится, в том числе, предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли.
Статьей 346.27 Кодекса установлено, что к розничной торговле относится деятельность по продаже товаров по договорам розничной купли-продажи (в том числе за наличный расчет и с использованием платежных карт).
При этом в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Указанный Закон не содержит каких-либо ограничений в части заключения муниципальных контрактов розничной купли-продажи товаров с бюджетными учреждениями.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Исходя из пункта 1 статьи 516 ГК РФ, покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.
Договор розничной купли-продажи преследует иные правовые цели и содержит в этой связи ряд критериев, позволяющих выявить особенности его правового регулирования.
Так, согласно пункту 1 статьи 492 ГК РФ продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Соответственно, определяющим признаком договора розничной купли-продажи является цель приобретения (использования) товаров.
Также следует отметить, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребителями товаров (работ, услуг) могут выступать исключительно граждане, имеющие намерение заказать или приобрести товар.
Кроме того, исходя из статей 492 и 493 ГК РФ, договор розничной купли-продажи является публичным договором и считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, в отличие от договора поставки.
Таким образом, учитывая положения Кодекса и ГК РФ, представляется необоснованным заключение муниципальных контрактов розничной купли-продажи товаров с бюджетными учреждениями.
Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров (в том числе, продуктов питания) по муниципальным контрактам бюджетным учреждениям, не относится к розничной торговле и, соответственно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России указал, что при реализации товаров (в том числе продуктов питания) по муниципальным контрактам бюджетным учреждениям не применяется система налогообложения в виде ЕНВД.
Дело в том, что ЕНВД может уплачиваться при осуществлении розничной торговли товарами для личного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Договор розничной купли-продажи является публичным. Он считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи покупателю кассового (товарного) чека или иного документа, подтверждающего оплату.
Реализация товаров для государственных (муниципальных) нужд преследует иные цели. В этом случае действуют правила о договоре поставки.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 ноября 2009 г. N 03-11-06/3/268
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь", ноябрь 2009 г., N 47