Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей: Матвеевой Н.Л., Титовой М.Г.,
с участием прокурора Гавриловой Е.В.
при секретаре Шацких С.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство" на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 29 октября 2013 года, которым частично удовлетворен иск Волховского городского прокурора Ленинградской области, предъявленный в защиту интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство" об обязании произвести текущий ремонт подъезда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Титовой М.Г., объяснения прокурора Гавриловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Волховский городской прокурор Ленинградской области обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц в Волховский городской суд с иском к ООО "Жилищное хозяйство" об обязании произвести текущий ремонт подъезда N "адрес" в "адрес", в том числе произвести замену тамбурной двери, почтовых ящиков, частичное остекление окон подъезда, побелку стен лестничных маршей, площадок и потолков, оштукатуривание и покраску стен, оконных блоков, входных дверей и металлических поверхностей. В обоснование иска указал, что проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой проверкой санитарно-технического состояния подъездов жилого "адрес" в "адрес" выявлено, что в подъезде N необходимо произвести ремонт. Согласно договору на управление жилыми зданиями N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с администрацией МО город Волхов, управление вышеназванным многоквартирным домом возложено на ответчика, обязанного систематически проводить осмотры технического состояния жилищного фонда и нежилых помещений, принимать меры к приведению технического состояния жилищного фонда в соответствие с требованиями нормативных актов, осуществлять планирование и организацию работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему и капитальному ремонтам жилищного фонда. Ссылаясь на то, что периодичность проведения ремонта подъездов составляет один раз в пять лет или три года в зависимости от классификации зданий и их физического износа, и что ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по содержанию общего имущества жилого дома, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, прокурор просит суд обязать ООО "Жилищное хозяйство" осуществить текущий ремонт подъезда в указанном выше объеме.
Определением суда от 24 сентября 2013 года, вынесенным без удаления в совещательную комнату, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области.
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 29 октября 2013 года исковые требования Волховского городского прокурора Ленинградской области удовлетворены частично. На ООО "Жилищное хозяйство" возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести текущий ремонт подъезда N жилого "адрес" в "адрес", в том числе произвести замену почтовых ящиков, частичное остекление окон подъезда, побелку стен лестничных маршей, площадок и потолков, оштукатуривание и покраску стен, оконных блоков, входных дверей и металлических поверхностей. В удовлетворении иска в части обязания ответчика произвести замену тамбурной двери в подъезде отказано. С ООО "Жилищное хозяйство" в бюджет Волховского муниципального района Ленинградской области взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты".
В апелляционной жалобе ответчик просит указанное решение отменить и принять по делу новое решение, указывая, что общество, как управляющая организация, образовалось в "данные изъяты" и не является правопреемником управляющей организации, существовавшей до указанного периода; по нормам ранее действовавшего законодательства текущий ремонт подъездов должен был выполняться по заявкам граждан, которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не поступали; собственники помещений многоквартирного дома не определили на общем собрании перечень работ и услуг, условия их оказания и финансирования, в связи с чем ООО "Жилищное хозяйство" при управлении домом действует по утвержденному минимальному перечню работ; полагает необоснованным предъявление прокурором иска в защиту интересов неопределенного круга лиц, а принятое по делу решение нарушающим права и законные интересы собственников помещений многоквартирного дома, так как для выполнения указанных в нем видов работ необходимо решение общего собрания таких собственников.
В возражениях на апелляционную жалобу Волховский городской прокурор Ленинградской области полагал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции установил, что в указанном в подъезде N "адрес" в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени ремонт не проводился, указанный подъезд находится в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии.
Необходимость проведения текущего ремонта данного подъезда подтверждается актом, составленным ДД.ММ.ГГГГ работниками ООО "Жилищное хозяйство", в котором указаны конкретные недостатки, установленные в связи с проведением проверки санитарно-технического состояния подъездов жилого дома (л.д. 8).
Как видно из дела, с ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный "адрес" в "адрес" находится на обслуживании ответчика, который в соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ, п.п. 2.3.4, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.6, 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. N170, п.п.2, 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. N491 (далее - Правила), обязан надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства по содержанию и проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома. В связи с установлением при рассмотрении настоящего дела факта невыполнения ответчиком данной обязанности, предъявленные к нему прокурором требования в части проведения текущего ремонта судом правомерно удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на невозможность проведения текущего ремонта подъезда N жилого "адрес" в "адрес" без принятия соответствующего решения собственниками помещений данного дома на общем собрании.
В соответствии с п.18 Правил текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Согласно п.4.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ (введенному ФЗ от 04.06.2011г. N123-ФЗ) к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.1.2 ст.161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанного положения ЖК РФ Правительство РФ своим постановлением N 290 от 03.04.2013 года утвердило минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
ООО "Жилищное хозяйство" на основании договора приняло на себя обязанности по управлению многоквартирным домом N по "адрес" в "адрес". Решения общих собраний собственников помещений данного дома о проведении капитального или текущего ремонта общего имущества дома, принятые в период с "данные изъяты". и до настоящего времени, в материалы дела не представлены.
Вместе с тем, на момент принятия ООО "Жилищное хозяйство" на себя обязанностей по управлению многоквартирным домом N по "адрес" в "адрес" нормативные акты, на которые ссылается ответчик в обоснование апелляционной жалобы, не действовали.
По состоянию на 01.08.2002 года действовали Закон РФ от 24.12.1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции от 08.07.1999г.) и Постановление Правительства РФ от 02.08.1999 года N 887 "Осовершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (вместе с Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг) (в редакции от 02.08.1999 года).
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами в структуру платежей граждан, проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, была включена плата за содержание и текущий ремонт жилищного фонда.
С 03.11.2003 года действуют Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170, в которых установлены требования к содержанию общего имущества жилищного фонда.
Приложением N 7 к указанным Правилам рекомендован перечень работ, относящимся к текущему ремонту, в частности: восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах.
С 14.08.2004 года вступили в силу Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года N 392, в приложении к которым определен перечень работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья. В состав этого Перечня также включены работы по восстановлению отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях.
Ответчиком не оспаривается тот факт, что текущий ремонт подъезда N жилого "адрес" в "адрес" не производился с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.2.3.4 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 года N 170 периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех - пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий. Следовательно, очередной текущий ремонт подъезда N жилого "адрес" в "адрес" должен был быть произведен ответчиком не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Действительно, в соответствии с п.18 введенных в действие с 29.08.2006 года Правил, а также во введенном ФЗ от 04.06.2011г. N123-ФЗ пункте 4.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений.
Однако данные положения закона не свидетельствуют о том, что при отсутствии такого решения текущий ремонт общего имущества проводится не должен. При отсутствии нормативного правового акта, устанавливающего минимальный перечень работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья (который появился только 03.04.2013г.), управляющая организация в своей деятельности должна руководствоваться Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170, и требованиями к содержанию общего имущества, установленными Правилами. Из положений данных нормативных актов не следует, что у ответчика в период с 2005 года имеются основания для невыполнения работ по текущему ремонту подъезда N жилого "адрес" в "адрес".
Кроме того, анализ п.п. 8, 11, 13 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 290 от 03.04.2013 года, также не позволяет прийти к выводу об отсутствии правовых оснований для обязания ответчика выполнить те требуемые прокурором работы, которые относятся к текущему ремонту многоквартирного дома.
Обязанность ответчика по замене разбитых стекол окон в подъезде N жилого "адрес" в "адрес" вытекает также из Перечня работ по содержанию жилых домов, выполняемых при подготовке жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период, являющегося Приложением N к Постановлению Госстроя России от 27.09.2003 года N 170.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести текущий ремонт подъезда N жилого "адрес" в "адрес" (произвести замену почтовых ящиков, частичное остекление окон подъезда, побелку стен лестничных маршей, площадок и потолков, оштукатуривание и покраску стен, оконных блоков, входных дверей и металлических поверхностей) является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 29 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Судья Лахно Д.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.