Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 15 декабря 2009 г. N 03-04-06-02/92
Вопрос: Военный комиссариат города, ссылаясь на требование письма Минфина России от 12 мая 2008 г. N 03-04-08-02/13 и указание ВК ПК N ФЭО-404 от 15.09.2008 г., отказывает в возмещении ЕСН при компенсации расходов по возмещению среднего заработка техническим работникам, направленным для участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности.
Просим Вас дать разъяснения по вопросам:
1. Направление работников в соответствии с договором для участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности с сохранением за ними рабочего места является правом для предприятия или обязанностью?
2. Обязано ли предприятие начислять и оплачивать ЕСН при исчислении среднего заработка техническим работникам, гражданам, работающим в аппарате усиления, за период участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности?
3. В случае возмещения Военкоматом среднего заработка техническим работникам и отказа в возмещении ЕСН на какую статью расходов предприятию относить начисленную сумму налога?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО от 6 октября 2009 г. N 521/10-290 по вопросам, связанным с участием работников в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, и в части своей компетенции по вопросу уплаты единого социального налога с сумм среднего заработка, сохраняемого за период участия работников в указанных мероприятиях, сообщает следующее.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в т.ч. организации.
Пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для налогоплательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Позиция Департамента, изложенная в упомянутом вами письме Минфина России от 12 мая 2008 г. N 03-04-08-02/13, по вопросу не включения в объект налогообложения единым социальным налогом сумм среднего заработка, произведенных не на основании трудовых договоров и за счет средств федерального бюджета организациями своим работникам, участвующим в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", не изменилась.
Согласно статье 5 упомянутого Федерального закона N 53-ФЗ к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту относится, в т.ч. организация работы аппарата усиления военных комиссариатов.
Поэтому суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией своему работнику за время его участия в работе аппарата усиления военных комиссариатов на основании положений Федерального закона N 53-ФЗ независимо от положений трудового договора, не являются объектом налогообложения единым социальным налогом.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" под аппаратом усиления военных комиссариатов понимаются граждане, участвующие на договорной основе в работе по обеспечению оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования.
Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132, граждане привлекаются к работе (занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления на основании договора, заключаемого с военным комиссариатом.
Поэтому в случае выплаты сумм по вышеупомянутым договорам, заключаемым непосредственно военными комиссариатами с физическим лицами, а не их организациями - работодателями, плательщиками единого социального налога в данном случае указанные организации также не являются на основании пункта 1 статьи 235 и пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
За гражданами, которые привлекаются к мероприятиям по обеспечению призыва или поступления на военную службу, сохраняется средний заработок по месту постоянной работы.
К таким мероприятиям относятся следующие: медосвидетельствование и медосмотр; переосвидетельствование лиц, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; организация работы аппарата усиления военкоматов и т.д.
Аппарат усиления военкомата обеспечивает оповещение, призыв и отправку мобилизационных ресурсов.
Разъяснено, что ЕСН не облагается средний заработок, выплачиваемый организацией своему сотруднику за время участия в работе аппарата усиления.
Граждане привлекаются к указанной работе на основании договора, заключаемого с военкоматом.
В отношении выплат по таким договорам, заключенным с работниками военкоматами, а не работодателями, последние также не являются плательщиками ЕСН.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 декабря 2009 г. N 03-04-06-02/92
Текст письма официально опубликован не был