Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 23 декабря 2009 г. N 03-05-05-03/23
В связи с письмом от 19 октября 2009 г. N 3-7/3377 по вопросу разъяснения порядка применения подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части освобождения (в каких случаях) от уплаты государственной пошлины органов местного самоуправления Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в вышеназванные суды, в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При применении данного положения Кодекса упомянутые органы освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды только в том случае, если они обращаются в защиту государственных и общественных интересов в соответствии с федеральными законами и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей). К указанным органам относятся такие органы, которым право на обращение в суд в защиту государственных и общественных интересов определено федеральным законом.
Данная льгота предоставляется по делам, по которым соответствующие иски (заявления) были предъявлены указанными органами на основании статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в целях защиты публичных интересов (например, при обращении в суд органов, осуществляющих контрольные функции, с требованиями, заявленными в связи с совершением правонарушения в целях принудительного исполнения нарушенной публичной обязанности, устранения последствий данного нарушения и привлечения правонарушителя к ответственности).
По делам, вытекающим из гражданских правоотношений в связи с участием публично-правовых образований в гражданском обороте, органы обращаются в суд в соответствии со своей компетенцией в защиту нарушенных имущественных прав от имени указанных образований на основании статьи 44 АПК РФ. На данные требования льгота, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса, ввиду отсутствия защищаемого публичного интереса не распространяется.
Льгота, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса, вышеназванным органам при подаче кассационных или апелляционных жалоб на не вступившие в законную силу решения судов предоставляется только по делам, по которым ими как истцами были предъявлены в арбитражные суды иски (заявления) в защиту государственных и общественных интересов.
Однако при подаче кассационных или апелляционных жалоб по делам, по которым вышеназванные органы выступали в качестве ответчиков, они должны уплачивать государственную пошлину согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.19 Кодекса на общих основаниях.
К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов.
При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Информационном письме от 13 марта 2007 г. N 117.
Одновременно сообщается, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят во втором чтении 18 декабря 2009 года законопроект N 119731-5 "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которым предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при их обращении в другие органы государственной власти за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса, в том числе и в суды, как истцов и ответчиков.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, в каких случаях органы местного самоуправления освобождаются от госпошлины по делам, подведомственным арбитражным судам.
Эта льгота предоставляется, если указанные органы обращаются в защиту государственных и (или) общественных интересов. При этом они должны выступать в качестве истцов (заявителей).
На дела, связанные с участием данных органов в гражданском обороте, льгота не распространяется.
При подаче кассационных или апелляционных жалоб льгота предоставляется только по делам, по которым соответствующие органы предъявили иски (заявления) в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Муниципалитеты должны уплачивать госпошлину, если жалобы поданы по делам, по которым они выступали ответчиками.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 декабря 2009 г. N 03-05-05-03/23
Текст письма официально опубликован не был