Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 27 января 2010 г. N 03-03-06/1/26
Вопрос: В свете проведения мероприятий по реформированию объектовых подразделений Государственной противопожарной службы на Федеральном уровне прошу Вас дать разъяснение по следующему вопросу:
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся в том числе расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", до внесения в нее изменений Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, определяла, что объектовые подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержатся за счет средств этих предприятий, а в случае необходимости также и за счет дополнительных средств других источников финансирования. Редакция вышеназванного Закона, вступившая в силу с 1 января 2005 г., не предусматривает обязанность организаций содержать за счет собственных средств объектовые подразделения Государственной противопожарной службы.
Однако согласно изменениям, внесенным в статью 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Федеральным законом от 25.10.2006 г. N 172-ФЗ, в течение 2006-2009 годов финансирование деятельности созданных ранее на основе договоров с организациями объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, в составе которых проходят службу лица рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, осуществляется за счет средств организаций - собственников охраняемых объектов, поступающих на лицевые счета по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываемые подразделениями Министерства РФ по делам ГО и ЧС в установленном порядке в органах федерального казначейства. Со ссылкой на указанные нормативные документы Министерство финансов РФ неоднократно отмечало в своих письмах, что расходы на содержание объектовых подразделений Государственной противопожарной службы в 2006-2009 гг. могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 г. N 137-ФЗ в состав Государственной противопожарной службы также включены подразделения Федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы). Данные подразделения осуществляют оказание работ и услуг в области пожарной безопасности на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Определение стоимости услуг по договору осуществляется в объемах не менее расходов Федерального бюджета на обеспечение деятельности ДП ФПС, в том числе расходов на денежное довольствие, заработную плату, социальные выплаты, обязательное страхование жизни и здоровья, проезд к месту проведения отпуска и обратно сотрудников и членов их семей, обеспечение вещевым имуществом, командировочные расходы, медицинское обеспечение, подготовку (переподготовку) личного состава, установленных в соответствии с нормативами обеспечения личного состава федеральной противопожарной службы, а также размеров социальных выплат и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (Приказ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 04.02.2009 N 52 "Об организации работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 989 "Об утверждении Правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями противопожарной службы").
Однако такие расходы, как содержание пожарной спецтехники; зданий; сооружений; обеспечение СИЗ и ГСМ; техническое обслуживание и ремонт пожарной спецтехники; предрейсовое и послерейсовое медицинское освидетельствование водителей; обеспечение электроэнергией, теплоэнергией; хозпитьевой водой и очистка производственных стоков; услуги связи и другие параметры материально-технического обеспечения в стоимость услуг договорных подразделений не входят. Но без них невозможно оказание самих услуг в области пожарной безопасности.
Действующая редакция статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года N 69-ФЗ предусматривает, что материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, при этом собственные средства, охраняемых предприятий не оговорены как дополнительный источник финансирования.
Правомерно ли в свете заключения договоров на оказание услуг в области пожарной безопасности с Договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы с 2010 года принимать в расходы в целях налогообложения прибыли расходы на содержание пожарной спецтехники; зданий; сооружений (имеющихся на балансе предприятия), а также другие параметры материально-технического обеспечения, не предусмотренные расходной частью Федерального бюджета РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в том числе, расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В Государственную противопожарную службу входит федеральная противопожарная служба, которая включает в себя, в том числе, подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О пожарной безопасности" работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 989 утверждены Правила выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, согласно которым выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы осуществляются на основе договоров, заключенных организациями с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, расходы на приобретение услуг пожарной охраны признаются организацией в целях налогообложения прибыли в размере, установленном договором на оказание услуг в области пожарной безопасности с договорными подразделениями федеральной противопожарной службы.
Однако налогоплательщик может нести дополнительные расходы в области пожарной безопасности, в том числе, расходы на амортизацию и содержание пожарной спецтехники и зданий, находящихся в собственности организации, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.
При учете в целях налогообложения прибыли вышеуказанных расходов следует учитывать положения пункта 1 статьи 252 НК РФ, согласно которым в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом в целях обеспечения пожарной безопасности устанавливаются требования пожарной безопасности, которые представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера.
Таким образом, налогоплательщик, несущий указанные дополнительные расходы, вызванные требованиями пожарной безопасности, вправе учесть их в целях налогообложения прибыли организаций при условии их обоснованности в общеустановленном порядке на основании соответствующих статей главы 25 НК РФ.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России пояснил, что при налогообложении прибыли можно учесть расходы на приобретение услуг пожарной охраны.
Данные расходы признаются в размере, установленном договором на оказание услуг с подразделениями федеральной противопожарной службы.
Что касается дополнительных расходов в области пожарной безопасности, например, на амортизацию, содержание спецтехники, приобретение ГСМ, они также могут быть учтены при налогообложении прибыли.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 января 2010 г. N 03-03-06/1/26
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии", апрель 2010 г. N 7, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 16 марта 2010 г. N 6