Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 8 февраля 2010 г. N 03-11-06/3/18
Вопрос: Организация, эксплуатирующая здание торгового центра, арендует земельный участок возле торгового центра под парковку автомобилей клиентов этого торгового центра. В целях привлечения большего количества клиентов в торговый центр плата за парковку автомобилей у торгового центра не взимается. Но в связи с участившимися случаями занятия на целый рабочий день парковочных мест возле торгового центра автомобилями лиц, работающих в соседних с торговым центром зданиях (до половины парковочных мест за день), руководство организации рассматривает вопрос о взимании фиксированного (не зависимого от времени пребывания автомобиля) шрафа за пребывание автомобиля на парковке возле торгового центра более 2,5-3 часов.
1. Правильно ли мы понимаем, что взимание фиксированного штрафа за пребывание автомобиля на парковке возле торгового центра более установленного лимита времени нахождения автомобиля на парковке не является деятельностью по оказанию услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках, а, соответственно, организация не является плательщиком единого налога на вмененный доход по данным видам деятельности, так как:
- договора на хранение автотранспортных средств или на предоставление места под стоянку автотранспортных средств с их владельцами не заключаются;
- плата за парковку автомобилей у торгового центра не взимается, то есть стоянка не является платной и, соответственно, действие главы 26.3 НК РФ на данную услугу не распространяется;
- получаемые с владельцев автомобилей штрафы являются в соответствии с п. 3. ст. 250 НК РФ внереализационными доходами организации и облагаются налогами в соответствии с применяемой организацией системой налогообложения?
2. Обязана ли организация применять ККТ при получении штрафов в наличной форме с владельцев автомобилей или достаточно выписать приходно-кассовый ордер, учитывая то, что получение штрафов за пребывание автомобиля на парковке возле торгового центра более установленного лимита времени нахождения автомобиля на парковке не является реализацией, и, соответственно, действие Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на получение штрафов в наличной форме не распространяется?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 29.12.09 N 241 по вопросу порядка применения положений главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и, исходя из информации, содержащейся в письме, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок).
Таким образом, на уплату единого налога на вмененный доход может переводиться не только оказание услуг по хранению, но и оказание услуг по предоставлению мест для стоянки автотранспортных средств, рассматриваемое в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности.
Статьей 346.27 Кодекса определено, что под платными стоянками понимаются площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств (за исключением штрафных стоянок).
Отношения между юридическим и физическим лицом при оказании последнему платных услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Правилами оказания услуг автостоянок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 795, разработанными в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В связи с этим предоставление в пользование мест для размещения автотранспортных средств с взиманием платы за нахождение автотранспортных средств на стоянке свыше определенного времени (2,5-3 часов) относится к предпринимательской деятельности по оказанию платных услуг, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса, в отношении которой организация может быть признана налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Одновременно сообщаем, что согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 названного закона, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Данный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать определенные пунктом 2.1 статьи 2 названного закона сведения.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оказание услуг по предоставлению мест для стоянки автотранспорта подпадает под ЕНВД.
Разъяснено, что к таким услугам относится и деятельность организации, которая бесплатно предоставляет парковочные места у своего торгового центра, но взимает штраф, если автотранспорт находится на стоянке более определенного времени.
Также рассмотрен вопрос о том, нужно ли применять контрольно-кассовую технику (ККТ) при взимании указанных штрафов.
Плательщик ЕНВД может не применять ККТ при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт. Это допускается, если по требованию покупателя (клиента) выдается документ (товарный чек, квитанция и т. д.), подтверждающий прием денег.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 февраля 2010 г. N 03-11-06/3/18
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 16 марта 2010 г. N 6, в журнале "Документы и комментарии", апрель 2010 г. N 8, в журнале "Московский бухгалтер", март 2010 г., N 5-6