Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 1 декабря 2009 г. N 03-11-09/387
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросу о возможности применения положений главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в отношении реализации товаров муниципальным и государственным учреждениям по муниципальным контрактам, сообщает следующее.
Согласно статье 346.26 Кодекса, на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход переводится, в том числе, предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли.
Статьей 346.27 Кодекса установлено, что к розничной торговле относится деятельность по продаже товаров по договорам розничной купли-продажи (в т. ч. за наличный расчет и с использованием платежных карт).
При этом в соответствии с частью первой статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Указанный Закон не содержит каких-либо ограничений в части заключения муниципальных и государственных контрактов с бюджетными учреждениями на покупку товаров по договорам розничной купли-продажи.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки.
Согласно статье 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Исходя из пункта 1 статьи 516 ГК РФ, покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.
Договор розничной купли-продажи преследует иные правовые цели и содержит в этой связи ряд критериев, позволяющих выявить особенности его правового регулирования.
Так, согласно пункту 1 статьи 492 ГК РФ продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Соответственно, определяющим признаком договора розничной купли-продажи является цель приобретения (использования) товаров.
Также следует отметить, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребителями товаров (работ, услуг) могут выступать исключительно граждане, имеющие намерение заказать или приобрести товар.
Кроме того, исходя из статей 492 и 493 ГК РФ, договор розничной купли-продажи является публичным договором и считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, в отличие от договора поставки.
Таким образом, учитывая положения Кодекса и ГК РФ, представляется необоснованным заключение муниципальных и государственных контрактов розничной купли-продажи товаров с муниципальными и государственными учреждениями.
Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров по муниципальным и государственным контрактам муниципальным и государственным учреждениям, не относится к розничной торговле и, соответственно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Заместитель директора департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговое законодательство разрешает применять ЕНВД при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, к которой относится продажа товаров по договорам розничной купли-продажи.
Договор розничной купли-продажи заключается для реализации товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
При выполнении госзаказа товары поставляются для государственных (муниципальных) нужд. Договор поставки заключается для иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним и другим подобным использованием.
Таким образом, предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров по муниципальным и государственным контрактам, не относится к розничной торговле и, соответственно, не может быть переведена на уплату ЕНВД.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 декабря 2009 г. N 03-11-09/387
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 2 февраля 2010 г. N 3, в журнале "Московский бухгалтер", февраль 2010 г., N 3-4