Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/59 Об учете в целях налогообложения прибыли затрат на оплату транспортных расходов работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 10 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/59

 

Вопрос: Открытое акционерное общество - диверсифицированная горно-металлургическая компания, являющаяся крупнейшим в мире производителем никеля и палладия, ведущим производителем платины, кобальта, меди и родия.

Основные производственные подразделения Компании расположены в районах Крайнего Севера - Норильском промышленном районе.

1. Просим разъяснить следующие ситуации:

1.1. Работник приобретает электронный пассажирский билет через Интернет, при этом платеж за указанный билет производится при помощи платежной карты через Интернет.

В подтверждение расходов работник предоставляет работодателю следующие документы:

- маршрут-квитанцию, оформленную не на бланке строгой отчетности;

- посадочный талон;

- справку банка о движении денежных средств со своего счета, заверенную печатью банковского учреждения и с подписью уполномоченных лиц.

Является ли такой перечень документов достаточным для подтверждения расходов на оплату проезда для целей исчисления налога на прибыль в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ?

1.2. Работники, являющиеся супругами, каждый из которых имеет право на оплачиваемый проезд, оплачивают приобретенные электронные авиабилеты посредством платежной карты одного из супругов.

В подтверждение расходов работники предоставляют работодателю следующие документы:

- маршрут-квитанцию, оформленную не на бланке строгой отчетности, на каждого из супругов;

- посадочный талон каждого из супругов;

- справку банка о движении денежных средств со счета супруга, оплатившего при помощи своей платежной карты билеты, заверенную печатью банковского учреждения с подписью уполномоченных лиц;

- договор поручения между супругами и расписку, составленную между супругами в свободной письменной форме;

- копию свидетельства о заключении брака.

Является ли такой перечень документов достаточным для подтверждения расходов на проезд для целей исчисления налога на прибыль?

2. В соответствии с п. 12.1 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль, в частности, относится стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не более 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в случае отсутствия железной дороги указанные расходы принимаются в размере минимальной стоимости проезда на воздушном транспорте), и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с работником по любым основаниям, в том числе в случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия.

В коллективном (трудовом) договоре не предусмотрены размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом работника к новому месту жительства в другую местность. Железная дорога в данной местности отсутствует, и транспортировка багажа осуществляется морским или речным путем.

Из текста нормы п. 12.1 статьи 255 НК РФ неочевидно, в каком размере следует относить на расходы для целей исчисления налога на прибыль стоимость провоза багажа из расчета не более 5 тонн - в размере минимальной стоимости пассажирского авиабилета по указанному направлению или в размере минимальной стоимости перевозки 5 тонн груза авиатранспортом.

В указанных условиях просим Вас разъяснить, в каком размере организации следует относить на расходы стоимость провоза багажа - в размере минимальной стоимости авиабилета или в размере минимальной стоимости провоза авиатранспортом 5 тонн груза, учитывая тот факт, что указанные стоимости различны.

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 24 декабря 2009 г. N КМК/20414 по вопросу о порядке учета затрат на оплату транспортных расходов работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 7 статьи 255 Кодекса для целей налогообложения прибыли учитываются фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо руководствоваться следующим.

Пунктом 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к оформленной не на бланке строгой отчетности маршрут/квитанции должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности, или оформленный посредством контрольно-кассовой техники (чек).

Таким образом, при приобретении работником авиабилета, оформленного в бездокументарной форме, - электронной маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) для поездок на территории Российской Федерации и за рубеж подтверждающими документами являются в части:

а) произведенных расходов по оплате:

- чек контрольно-кассовой техники;

- слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является подотчетное лицо;

- подтверждение кредитного учреждения, в котором открыт подотчетному лицу банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета;

- или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности;

б) факта произведенной перевозки:

- распечатка электронного документа - электронная маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

2. На основании пункта 12.1 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда относится, в частности, стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не более 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в случае отсутствия железной дороги указанные расходы принимаются в размере минимальной стоимости проезда на воздушном транспорте), и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с работником по любым основаниям, в том числе в случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия;

Таким образом, работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при переезде к новому месту жительства законодательством гарантировано возмещение расходов не только по проезду самого работника и членов его семьи, но и возмещение расходов по провозу багажа из расчета не более пяти тонн на семью.

Учитывая изложенное, считаем, что в случае отсутствия в данной местности железной дороги, при переезде работника к новому месту жительства, на расходы для целей исчисления налога на прибыль следует относить затраты на провоз багажа в размере минимальной стоимости перевозки пяти тонн груза авиатранспортом.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Для российских организаций объектом налогообложения прибыли признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. К последним, в частности, относятся фактические затраты работодателя на оплату проезда сотрудников и находящихся у них на иждивении лиц к месту использования отпуска на территории России и обратно.

Действующее законодательство обязывает оплатить такой проезд только бюджетные организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Прочие организации для учета указанных расходов при исчислении налога на прибыль должны предусмотреть оплату проезда в трудовом и (или) коллективном договорах.

Даны разъяснения, как документально подтвердить затраты на оплату проезда, если работник приобрел авиабилет в форме электронной маршрут/квитанции электронного пассажирского билета.

Расходы по оплате подтверждаются чеками ККТ, слипами, чеками электронных терминалов (при оплате по банковской карте подотчетного лица), банком-эмитентом такой карты, иными документами, оформленными на бланках строгой отчетности. Факт перевозки удостоверяется распечаткой маршрут/квитанции и посадочным талоном.

Работникам организаций Крайнего Севера при переезде к новому месту жительства кроме затрат на проезд возмещаются расходы по провозу багажа из расчета не более 5 т на семью (но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок ж/д транспортом).

По мнению Минфина России, если отсутствует возможность перевезти такой багаж по железной дороге, на расходы для целей исчисления налога на прибыль следует относить затраты в размере минимальной стоимости перевозки авиатранспортом.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/59


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 2 марта 2010 г. N 9