Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 28 ноября 2013 г. по делу N 33А-1576
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Уланова А.Е.,
судей: Коронца А.А.,
Линкина А.И.,
при секретаре Потанине Н.А., с участием заявителя ФИО1 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 2 сентября 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления подполковника ФИО1 об оспаривании действий заместителя руководителя Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение в Тамбовской области - город Тамбов) (далее - региональное управление ДЖО МО РФ), связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 в июне 2013 года решением заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на состав семьи из 4-х человек (он, жена и две дочери) была распределена 3-х комнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", общей площадью 75, 7 кв.м. Однако решением заместителя руководителя регионального управления ДЖО МО РФ от 1 августа 2013 года N 68-26/37 он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поскольку не представил документы о сдаче предоставленного ему в 1998 году Министерством обороны Российской Федерации на состав семьи из 3-х человек жилья, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", жилой площадью 31, 2 кв.м.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным названное решение указанного должностного лица, обязать его отменить и восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях с момента постановки на жилищный учет с 18 ноября 2004 года.
Кроме того, заявитель просил суд возместить ему судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей, связанные с уплатой государственной пошлины за обращение с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы обращает внимание на то, что решение суда нарушает его право на жилье, предусмотренное ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Указывает на то, что гарантии жилищных прав военнослужащих обусловлены статусом военнослужащего, который определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе", другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Следовательно, он на законных основаниях решением жилищной комиссии от 12 ноября 2004 года (протокол N17) вместе с членами его семьи был признан нуждающимся в получении жилья и включен в список очередников, поскольку он и члены его семьи проживали и проживают в настоящее время на квартире по договору поднайма.
Вывод суда об обеспеченности его на состав семьи из 3-х человек в 1998 году 2-х комнатной квартирой, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", жилой площадью 31, 2 кв.м. по установленным нормам ошибочен, поскольку ст. 38 ЖК РСФСР была установлена норма предоставления жилой площади в размере 12 кв.м. Таким образом, на семью из 3-х человек он должен был получить квартиру жилой площадью 36 кв.м. Следовательно, он не был обеспечен жильем по нормам и правильно признан жилищной комиссией нуждающимся в жилом помещении.
Обращает внимание на то, что в материалах дела имеются документы на военнослужащих ФИО9 и ФИО10, которые не имеют какого-либо отношения к гражданскому делу по его заявлению.
Считает, что в нарушение п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, он был снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, поскольку такое основание не предусмотрено этим пунктом.
Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу его заявления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, согласно статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Приведенные нормативные правовые акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. С военнослужащим, согласно п. 18 Инструкции, не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 (справка о сдаче жилого помещения уполномоченному органу Министерства обороны Российской Федерации) настоящей Инструкции.
Из анализа положений статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства в лице органов местного самоуправления по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно материалам дела при прохождении военной службы ФИО1 от Министерства обороны Российской Федерации на состав семьи из 3-х человек в 1998 году была предоставлена 2-х комнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", "адрес", жилой площадью 31, 2 кв.м. В январе 2004 года ФИО1 брак был расторгнут, а в феврале того же года заявитель заключил брак с ФИО11, которой после заключения брака присвоена фамилия ФИО1. В апреле 2004 года заявитель снялся с регистрационного учета по указанному адресу. С июня 2004 года по настоящее время он и его жена зарегистрированы по адресу: "адрес". В 2004 году у него родилась дочь ФИО12, а в 2008 году дочь ФИО13.
Согласно вступившему в законную силу решению Советского районного суда города Тамбова от 12 апреля 2004 года ФИО1 признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", "адрес", жилой площадью 31, 2 кв.м. Во встречном иске ФИО1 к бывшей жене о вселении и изменении договора найма на указанное жилое помещение отказано. При этом, судом было установлено, что ФИО1 добровольно выехал из указанной квартиры в связи с вступлением в новый брак и попыток к проживанию в спорной квартире после этого не предпринимал.
Таким образом, ФИО1, получив от Министерства обороны Российской Федерации на состав семьи из 3-х человек жилое помещение в городе Тамбове по установленным нормам, распорядился им по своему усмотрению и вновь претендует на получение жилого помещения по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации.
Применив в системном единстве положения Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, суд сделал всесторонне аргументированный вывод о том, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
На основании изложенного, вопреки мнению, выраженному в апелляционной жалобе, суд обоснованно отказал ФИО1 в удовлетворении заявления об оспаривании действий заместителя руководителя регионального управления ДЖО МО РФ, связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, а доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иному толкованию приведенного законодательства, находит несостоятельными.
Согласно пункту 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Тамбовской области, утвержденных постановлением исполнительного комитета Тамбовского областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профессиональных союзов от 30 сентября 1984 года N 157 (действовавшего до 1 марта 2005 года) граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет 9 и более квадратных метров, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Следовательно, получив в 1998 году от Министерства обороны Российской Федерации на состав семьи три человека 2-х комнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес", "адрес", жилой площадью 31, 2 кв.м., ФИО1 был обеспечен жилой площадью по установленным нормам, поскольку на каждого члена его семьи приходилось более 9 кв.м. жилой площади.
Таким образом, ссылка в апелляционной жалобе на то, что он не был обеспечен жилым помещением по нормам, установленным жилищным законодательством, беспредметна.
Признание ФИО1 решением жилищной комиссии в 2004 году нуждающимся в жилом помещении, о чем указано в апелляционной жалобе, правового значения для рассмотрения по существу настоящего спора не имеет, поскольку в 1998 году он был обеспечен Министерством обороны Российской Федерации жильем по установленным нормам.
Нахождение в материалах дела документов на военнослужащих ФИО14 и ФИО15, на что обращено внимание в апелляционной жалобе, никоим образом не влияет на правильный вывод суда по требованиям ФИО1.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 2 сентября 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.