Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 31 октября 2013 г. по делу N 33А-1406
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Уланова А.Е.,
судей: Лаврентьева В.В.,
Линкина А.И.,
при секретаре Потанине Н.А., с участием заявителя ФИО1 и представителя командира войсковой части N лейтенанта юстиции ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части N на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 12 августа 2013 года, согласно которому удовлетворено заявление старшего прапорщика ФИО1 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в постановке заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., объяснения представителя командира воинской части в обоснование доводов апелляционной жалобы, объяснения заявителя, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО11 проходит военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцирующейся в городе "адрес".
В связи с предстоящим увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе он и его дочь были признаны нуждающимися в жилье по избранному им постоянному месту жительства в городе Туле. Решением жилищной комиссии этой воинской части от 22 февраля 2012 года ему и его дочери была предоставлена однокомнатная квартира по избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы в городе Туле общей площадью 38, 3 кв.м.
В апреле 2013 года он обратился к командованию воинской части с рапортом, в котором просил признать его и членов его семьи (жена и двое детей) нуждающимися в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы месте жительства в городе Туле, поскольку он подлежит увольнению с военной службы.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 1 июня 2013 года (протокол N 9), утвержденным командиром этой же воинской части, ему было отказано в удовлетворении его рапорта, на том основании, что его сын ухудшил свои жилищные условия в мае 2010 года, то есть предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок с момента ухудшения им своих жилищных условий еще не истек. При этом, он и остальные члены его семьи (без учета сына) не могут быть признаны нуждающимися в получении жилья в городе Туле, поскольку приходящаяся на каждого из них общая площадь ранее предоставленное ему жилого помещения, превышает учетную норму, установленную в городе Туле.
Полагая свои права нарушенными, ФИО11 обратился в военный суд с заявлением, в котором просил:
- признать решение жилищной комиссии войсковой части N от 1 июня
2013 года (протокол N 9) и решение командира указанной воинской части, утвердившего протокол заседания жилищной комиссии N 9 от 1 июня 2013 года неправомерными и обязать жилищную комиссию войсковой части N повторно рассмотреть вопрос о признании его и членов его семьи - жены ФИО6, сына - ФИО7 и дочери - ФИО8 нуждающимися в жилом помещение по избранному после увольнения с военной службы месте жительства в городе Тула.
- взыскать в его пользу сумму уплаченной им государственной пошлины при подаче заявления в суд.
Судом первой инстанции заявление ФИО11 удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель командира воинской части просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО11.
В обоснование апелляционной жалобы обращает внимание на то, что сын заявителя ФИО12 - 1993 года рождения до 10 августа 2007 года являлся членом семьи нанимателя 2-х комнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 42, 1 кв.м. 10 августа 2007 года он снялся с регистрационного учета по указанному адресу и с 28 декабря 2007 года зарегистрировался в доме, принадлежащем на праве частной собственности его бабушке - ФИО13 и расположенном по адресу: "адрес". Таким образом, согласно п. 1 ст. 31 ЖК РФ сын ФИО14 был зарегистрирован в данном жилом помещении как член семьи собственника и пользовался данным жилым помещением наравне с собственником, поскольку несовершеннолетние дети, достигшие 14-летнего возраста могут быть зарегистрированы по месту жительства отдельно от родителей если предоставлено письменное согласие законных представителей и согласие собственника жилого помещения.
12 мая 2010 года родители ФИО15 снимают его с регистрационного учета по названному адресу и регистрируют по адресу войсковой части N, дислоцирующейся в городе "адрес". Следовательно, полагает автор апелляционной жалобы, признание ФИО16 нуждающимся в жилом помещении может наступить в соответствии со ст. 53 ЖК РФ не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Указывает на то, что заявитель обеспечен однокомнатной квартирой, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 38, 3 кв.м. Таким образом, заявитель и члены его семьи (жена и дочь), имеющие право быть признанными нуждающимися в жилье, обеспечены жильем более учетной нормы в размере 11 кв. м, установленной решением Тульской городской Думы от 22 июня 2005 года N 67/1294.
Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу заявления ФИО11.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявление ФИО11, суд в решении сослался на то, что в материалах дела не имеется каких-либо сведений о вселении сына заявителя ФИО17 в принадлежащее ФИО18 (его бабушке) на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" качестве члена её семьи. Таким образом, оснований полагать, что ФИО19, снявшись 12 мая 2010 года с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировавшись по адресу войсковой части N, дислоцирующейся в городе "адрес", ухудшил свои жилищные условия и к нему применимы последствия, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ не имеется, следовательно, ФИО20 подлежит учету при определении состава семьи заявителя, нуждающихся в обеспечении жильем, то есть состав семьи заявителя составляет 4 человека.
Решением Тульской городской Думы от 22 июня 2005 года N 67/1294 установлена учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не более 11 кв.м общей площади на каждого члена семьи. Таким образом, на каждого члена семьи заявителя приходится менее учетной нормы общей площади имеющейся у него квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 38, 3 кв.м. Следовательно, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ имеются основания для признания ФИО11 и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении (улучшении жилищных условий) по избранному им постоянному месту жительства после увольнения с военной службы в городе Туле.
Однако при принятии указанного решения без внимания суда остались следующие обстоятельства.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок и основания признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, включения их в списки очередников на получение таковых, обеспечения жильем и снятия с жилищного учета регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации, вышеприведенным Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами.
По смыслу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются определённым действующим законодательством категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) иными нормативно-правовыми актами основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены в ст. 51 ЖК РФ.
На основании изложенного, право членов семьи военнослужащего на признания их нуждающимися в жилых помещениях является производным от права самого военнослужащего быть признанным нуждающимся в обеспечении жильем, в данном случае признание ФИО11 нуждающимся в жилье по избранному постоянному месту жительства при увольнении с военной службы.
Согласно материалам дела заявителю на состав семьи два человека он и его дочь ФИО21 - 2010 года рождения, которые состояли на жилищном учете, решением жилищной комиссии воинской части в феврале 2012 года была предоставлена квартира по избранному постоянному месту жительства заявителя после увольнения его с военной службы и расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 38, 3 кв.м. В июне 2012 года заявителем на указанное жилое помещение был заключен договор социального найма. Таким образом, ФИО11 и признанная совместно с ним нуждающимся в жилье его дочь ФИО22 обеспечены в городе Туле жильем по установленным нормам и не имеется каких-либо правовых оснований для признания заявителя и членов его семьи вновь нуждающимися в жилье по избранному им постоянному месту жительства в городе Туле, как об этом просил заявитель в рапорте по команде от 25 апреля 2013 года.
Из пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Таким образом, согласно действующему законодательству, жилье по избранному военнослужащим постоянному месту жительства при увольнении его с военной службы может быть представлено только один раз, что и имеет место по настоящему делу.
Из материалов дела следует, что усыновленный 29 января 2010 года заявителем ФИО23 - 1993 года рождения (сын жены от первого брака) в период с 28 декабря 2007 года по 12 мая 2010 года был зарегистрирован как член семьи собственника жилого помещения и проживал в квартире, принадлежащее ФИО24 (его бабушке) на праве собственности и расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 52, 1 кв.м. Следовательно, ФИО27 был обеспечен жильем в городе "адрес" и не мог быть признан нуждающимся в жилье. Таким образом, снявшись в мае 2010 года с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировавшись при войсковой части N, дислоцирующейся в городе "адрес" он совершил действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем. То есть совершил действия, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ, а поэтому он может быть обеспечен жильем не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает необходимым обжалуемое решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права - отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО11.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, п. 2 ст. 328, п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 12 августа 2013 года по заявлению ФИО1 в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права - отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в постановке заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - отказать.
Председательствующий:
Судьи
Верно:
Судья Московского окружного военного суда А.И. Линкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.